НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
третьего созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
двадцать четвертой сессии

от 11 декабря 2003 года


Об областной целевой программе
«Государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства в Новосибирской
области на 2004 - 2008 годы»*

(с изменениями на 30 октября 2008 года)

                    

________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением сороковой сессии Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва от 31.03.05 ;

постановлением четырнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 28.06.2007 N 123;

постановлением шестнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 27.09.2007 N 179;

постановлением двадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 31.01.2008 N 16;

постановлением двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.10.2008 N 179

________________________________

______________

*Наименование в редакции, введенной постановлением двадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 31.01.2008 N 16, - см. предыдущую редакцию


Новосибирский  областной Совет депутатов

постановляет:


          1.Утвердить областную  целевую программу  «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства  в Новосибирской области  на 2004 - 2008 годы» (прилагается).

2. Администрации области ежеквартально информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения указанной программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


   Председатель Совета
                                                          В.В. Леонов



                                   Утверждено
постановлением 24 сессии Новосибирского
областного Совета депутатов от 11.12.2003г.

1. ПАСПОРТ


(В редакции, введенной постановлением двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.10.2008 N 179, - см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

Областная целевая программа “Государственная поддержка  малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы” (далее - Программа)

Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы

Федеральный закон от 14.06.95г. N88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» заменить на  Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

Закон Новосибирской области от 02.07.2008 N 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области»

Государственный заказчик Программы

Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области

Исполнитель Программы

Департамент развития промышленности и предпринимательства  Новосибирской области

Руководитель Программы

Руководитель департамента развития  промышленности  и предпринимательства Новосибирской области

Основные разработчики Программы

Департамент развития промышленности и предпринимательства администрации области.

Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Цель - создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для развития  и территориального выравнивания потенциала развития малого и предпринимательства в Новосибирской области.
Задачи:

совершенствование нормативно-правовой  базы государственной поддержки малого предпринимательства;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого предпринимательства;

расширение круга субъектов малого предпринимательства, в т.ч. в производственной сфере;

обеспечение подготовки кадров для деятельности в сфере малого предпринимательства;

поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции субъектов малого предпринимательства на региональные, межрегиональные и международные рынки;
Важнейшие целевые показатели:

количество занятых в сфере малого предпринимательства в процентном отношении от всего работающего населения области;

общий объем продукции (работ, услуг), произведенной организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства;

объем инвестиций в основной капитал организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Сроки реализации Программы

2004-2008 годы.

Исполнители основных мероприятий

Департамент развития промышленности и предпринимательства администрации области;

Государственное учреждение «Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства».

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам)

 Всего

(млн. руб.)
89,18  из них:

4,0




60,28

24,90





 в том числе:

2004 г.
4,0
5,998
7,7
2005 г.
8,0
8,6
2006 г.
13,0
8,6
2007 г.
15,0
2008 г.
18,282

 Источники финансирования



Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП)

(на условиях софинансирования)

областной бюджет

средства Новосибирского областного фонда поддержки малого предприни-мательства (далее -  НОФПМП)
(на условиях софинансирования)




ФФПМП

областной бюджет

средства НОФПМП

областной бюджет

средства НОФПМП

областной бюджет

   средства  НОФПМП

областной бюджет

областной бюджет

Ожидаемые конечные результаты

В результате реализации  Программы (к концу 2008 года):

увеличение выручки (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (без НДС и акцизов и аналогичных обязательных платежей), произведенных организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства, в два раза по сравнению с 2003 г.;

увеличение инвестиций в основной капитал организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, до 2,5 млрд. руб.

Сумма финансовых затрат на разработку проекта Программы и источники их финансирования


-



2. Общие положения      

Сфера действия Программы: социально-экономическая.

Предмет регулирования Программы: комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.  

В целях настоящей Программы под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Настоящая Программа разработана в соответствии Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 02.07.2008 N 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области»,   Законом Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области.(Абзац в редакции, введенной постановлением двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.10.2008 N 179, - см. предыдущую редакцию)


3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


(Раздел в редакции, введенной постановлением двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.10.2008 N 179, - см. предыдущую редакцию)

В России основной причиной становления и развития малого предпринимательства явились  экономические и политические кризисы, приведшие к спаду  промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращению рабочих  мест и, как следствие, повышению уровня безработицы.  Малое предпринимательство способствовало, прежде всего, эффективному  решению проблемы   обеспечения занятости населения путем создания новых рабочих мест.

Малое предпринимательство показало себя как эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности и на сегодняшний день занимает существенную долю в рыночной  структуре, является одним из ее важных элементов. Кроме того, малое предпринимательство содействует развитию конкурентоспособности (либо путем использования ценовых преимуществ, либо путем повышения качества, новизны производимой  продукции).      

По данным за 2003 год на территории Новосибирской области действовало 26732 малых предприятия (3% от числа малых предприятий России и 76,6% от действующих предприятий Новосибирской области). В расчете на 1000 человек постоянного населения Новосибирской области приходится в среднем 34,5 субъектов малого предпринимательства.

На малых предприятиях  по итогам 2003 года работало на постоянной основе 143240 человек (16% занятых на предприятиях всех отраслей экономики области). Постоянно работали в промышленности и строительстве 34,6% от общего числа постоянно работающих на малых предприятиях, в торговле и общественном питании - 41,8%.

В 2003г. на малые предприятия привлечено на условиях вторичной занятости 20352 человека, что составляет 14,2% от штатного состава.

Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в этот период занималось 69968 человек.

Всего в 2003 году в сфере малого предпринимательства было занято 22,2% трудоспособного населения области (с учетом временно занятых).

       По данным за 2004 год на территории Новосибирской области действовало 25590 малых предприятия.

На малых предприятиях по итогам 2004 года работало на постоянной основе 119163 человека (13,2% занятых на предприятиях всех отраслей экономики области). Постоянно работали в промышленности и строительстве 38,7% от общего числа постоянно работающих на малых предприятиях, в торговле и общественном питании -  35,1%.

В 2004 году на малые предприятия привлечено на условиях вторичной занятости 8742 человека, что составляет 7,3% от штатного состава.

Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в этот период занималось 36061 человек.

Всего в 2004 году в сфере малого предпринимательства было занято 13,4% трудоспособного населения области (с учетом временно занятых).

Выручка от реализации субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в 2004 году составила 116749,8 млн. рублей; инвестиции в основной капитал организаций,  являющихся субъектами малого предпринимательства, составили 2409,7 млн. рублей.

Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Малое предпринимательство в производственной отрасли и в инновационной  сфере развивается не в достаточной мере.

Динамика развития малого предпринимательства показывает, что после бурного роста 1990-1995гг., за последние несколько лет  рост  числа малых предприятий и  занятых на них, рост числа индивидуальных предпринимателей был  незначительным.     

Основным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства является проблема недостатка у субъектов малого предпринимательства собственных финансовых средств,  как на стадии становления, так и на стадии дальнейшего развития. Причины этой проблемы заключаются в сложной процедуре получения банковских кредитов и высоких процентах за кредит,  неразвитости  иных  механизмов финансово-кредитной поддержки.

Другими существенными проблемами субъектов малого предпринимательства являются:  низкий уровень информированности субъектов малого предпринимательства (прежде всего в районах области) по вопросам становления и развития бизнеса; недостаточный  уровень квалификации субъектов  малого предпринимательства в вопросах ведения бизнеса, правовой защиты своих интересов;  ограниченные возможности у субъектов малого предпринимательства  по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки.         

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти, от степени их участия  в решении  проблем субъектов малого  предпринимательства. Даже в странах с развитой экономикой существуют государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса.    

Настоящая Программа направлена на решение ранее названных проблем в деятельности субъектов малого предпринимательства. Предлагаемый к реализации в настоящей программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей программы  поддержки малого предпринимательства, реализация которой позволила создать целостную систему поддержки малого предпринимательства.

4. Основная цель и задачи Программы


(Раздел в редакции, введенной постановлением двадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 31.01.2008 N 16, - см. предыдущую редакцию)

Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для развития и территориального выравнивания потенциала развития малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:

совершенствование нормативно-правовой  базы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;

расширение круга субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в производственной сфере;

обеспечение подготовки кадров для деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные, межрегиональные и международные рынки.

5. Система программных мероприятий


(Раздел в редакции, введенной постановлением двадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 31.01.2008 N 16, - см. предыдущую редакцию)

Система программных мероприятий представлена двумя  направлениями: информационно-методическая и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечень конкретных мероприятий  указанных направлений представлен в Приложении 1.

5.1. Информационно-методическая и организационная поддержка субъектов малого предпринимательства

Мероприятия данного направления нацелены на:

- совершенствование действующей инфраструктуры поддержки предпринимательства для более рационального использования средств, выделяемых на  поддержку малого предпринимательства, и получения возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

- развитие  системы информационного обеспечения (создание информационных центров, баз данных по субъектам малого предпринимательства в районах и городах области, внедрение современных информационных технологий,   проведение информационных мероприятий, методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства и т.д.);

_ содействие обмену опытом и деловыми предложениями  между субъектами малого предпринимательства,  продвижению выпускаемой  субъектами малого предпринимательства  продукции на региональные, межрегиональные и международные рынки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»