НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
второго созыва
РЕШЕНИЕ
двадцать второй сессии
от 02 декабря 1999 года
Об областной целевой программе
“Обеспечение населения Новосибирской
области питьевой водой” на 2000 - 2010 годы
_________________________________
Утратило силу на основании
постановления двадцать первой сессии Новосибирского областного
Совета депутатов четвертого созыва от 20.03.2008 N 50
_________________________________
Новосибирский областной Совет депутатов
РЕШИЛ:
1. Утвердить областную целевую программу “Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой” на 2000 - 2010 годы.
2. Предложить администрации области определить объемы финансирования мероприятий программы в 2000 году, в рамках бюджета Новосибирской области на 2000 год.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Совета
В.В.Леонов
Областная целевая программа
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ
НА 2000-2010 годы
г. Новосибирск, 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт областной целевой программы
2. Общие положения
3. Содержание проблемы
4. Основные цели и задачи Программы
5. Перечень программных мероприятий
6. Сводные финансовые затраты
7. Сводные затраты материально- технического обеспечения
8. Оценка эффективности реализации Программы
9. Контроль за ходом реализации Программы
1. ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | "Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой" на 2000 - 2010 г.г. |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы | Постановление главы администрации Новосибирской области от 29.01.98. N 52 "О разработке проекта областной целевой программы "Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой" Постановление Правительства РФ от 06.03.98. N 292 "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой и осуществление первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" |
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы |
|
Государственный заказчик Программы | Комитет жилищно- коммунального хозяйства администрации Новосибирской области |
Руководитель Программы | Председатель комитета жилищно- коммунального хозяйства администрации Новосибирской области |
Разработчик Программы - временный творческий коллектив в составе: |
Кочетков В.А., Новосибирский ГИПРОкоммунводоканал; Креймер М.А., к.э.н. МНПЦЧСГЭ МЗ РФ |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в Новосибирской области; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: а) совершенствование организационной структуры управления по обеспечению населения Новосибирской области питьевой водой, создание Исполнительного Совета по координации, научному и производственному контролю за выполнением программных мероприятий; б) разработка местных (районных, городских) программ обеспечения населения районов (городов) области питьевой водой. в) создание системы мониторинга качества питьевой воды и ее источников, соответствующей санитарному законодательству и мировым стандартам. г) развитие нормативной правовой базы и хозяйственно-экономического механизма питьевого и хозяйственно-бытового водопользования на основе разграничения полномочий на различных уровнях управления; д) создание и апробация блочно-модульной системы улучшения качества питьевой воды из высокоминерализованных источников; е) научно-техническое, санитарно-гигиеническое обоснование и разработка мероприятий по обеспечению жителей районов области питьевой водой; ж) организация зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и разработка нормативов предельно допустимого воздействия на поверхностные источники питьевой воды с целью предотвращения заболеваний населения; з) разработка и проведение мероприятий по повышению санитарно-технического состояния и улучшению работы водопроводных сетей, проведение ремонтно-строительных работ скважин, перспективных для водоснабжения сельского населения, совершенствование технологии обработки воды на водоочистных станциях. |
Сроки (сроки этапов) реализации Программы. | I этап - 2000-г. II этап - 2001-2005 гг. III этап - 2006-2010 гг. |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) | 2000 г. - 139,986 млн. руб., в т.ч. обл. бюджет * - 2,091 млн. руб. территор. бюджеты и внебюджетные экофонды - 137,895 2001 - 2005 гг. 229,958 млн. руб. в т.ч.: обл. бюджет -3,502 млн. руб.; территор. бюджеты и внебюджетные фонды - 226,456 млн. руб.; 2006 - 2010 гг. -209,057 млн. руб., в т.ч.: обл. бюджет - 5,702 млн. руб.; территор. бюджеты и внебюджетные экофонды - 203,355 млн. руб. * -объемы финансирования из областного бюджета ежегодно корректируются при принятии Закона об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий год. Финансовые затраты на реализацию Программы рассчитаны в ценах 1998г. На последующие годы проводится индексация затрат в соответствии с фактическим индексом цен. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Кардинальное улучшение качества питьевой воды и здоровья населения Новосибирской области |
Сумма финансовых затрат на разработку проекта Программы и источники их финансирования | 50,0 тысяч рублей. Бюджет Новосибирской области на 1998 г. |
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
воды - вся вода, находящаяся в водных объектах;
поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах;
подземные воды - воды, находящиеся в подземных водных объектах;
пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов;
водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами;
водопотребитель - гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд;
качество подземных и поверхностных вод - наличие в воде вредных веществ, которые ограничивают использование водных объектов либо негативно влияют на состояние здоровья населения;
санитарные нормы - допустимое максимальное или минимальное количественное или качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности или безвредности для человека;
санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
зона санитарной охраны источников водоснабжения - территория вокруг источника водоснабжения, назначением которой является защита мест водозабора от случайного или умышленного загрязнения и предупреждение загрязнения воды источников водоснабжения.
Предметом регулирования данной Программы является система водоснабжения и качество питьевой воды, как основы жизни и деятельности людей, обеспечивающее экономическое, социальное и экологическое благополучие населения. проживающего на территории Новосибирской области.
Настоящая программа разработана во исполнение постановления главы администрации области от 29.01.98 N 52 "О разработке проекта областной целевой программы "Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой", с учетом рекомендаций постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292 "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" и рекомендаций Комитета Совета Федерации по науке, культуре, здравоохранению и экологии Федерального Собрания Российской Федерации от 11.12.97 N 3.9 - 33/1091 "Об обеспечении населения Российской Федерации питьевой водой".
Законодательной и нормативной основой Программы явились следующие документы:
1. Водный кодекс РФ;
2. Закон РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
3. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.544-96 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников";
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды и системе питьевого водоснабжения. Контроль качества";
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 3.05.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"
6. Санитарные правила и нормы СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения;
При разработке Программы проанализирована организация питьевого водоснабжения населения Новосибирской области за последние 30 лет.
Из 1481 города и сельских поселений в Новосибирской области, поверхностные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используются в 39 городах и селах. Поверхностные воды имеют неблагоприятный микробиологический признак качества и недостаточно изучены в санитарно-токсикологическом отношении. За последние 15 лет они превратились в устойчивый природный резервуар холероопасной флоры, кишечных вирусов и сальмонелл.
Подземные воды используются для питьевых целей во всех поселениях области, в т.ч. и малых селах, централизованное водоснабжение которых на основе традиционных методов водоподготовки технически затруднено. Более 95% подземных вод в области неблагоприятны по органолептическим, обще санитарным и санитарно-токсикологическим показателям в связи с высоким содержанием минеральных солей и химических элементов. В результате 425 тыс. человек проживают в районах "повышенного риска" и 200 тыс. человек на "опасной" территории по влиянию питьевой воды на здоровье. У населения этих территорий регистрируется повышенная заболеваемость язвой желудка и 12-перстной кишки, гипертонической болезнью, нарушение функции почек и водно-солевого обмена в организме. Данные, характеризующие влияние качества питьевой воды на здоровье населения, приведены в таблице.
При водоснабжении из подземных источников основным фактором риска для здоровья населения является токсикологический и органолептический - повышенное содержание в воде минеральных солей, ионов натрия, бора, железа, а также высокая жесткость и щелочность.
Питьевое водоснабжение из поверхностных источников в городах осуществляется относительно надежными системами горводоканалов.
Питьевое водоснабжение сельского населения проектировалось и развивалось в двух направлениях:
1 - групповыми водопроводами из рек Оби, Иртыша и подземных вод;
2 - индивидуальными водопроводами из подземных источников. Улучшение качества подземных вод до санитарных норм не предусматривалось.
Обеспечение населения питьевой водой подлежит государственному регулированию, поскольку это важнейший фактор, определяющий качество жизни каждого человека. При этом необходимость синхронного решения широкого круга организационно-правовых, медико-социальных и инженерно-конструкторских задач в проблеме водоснабжения населения требует использования программно-целевого подхода и включения целевой программы в бюджетный процесс Новосибирской области.
Уровень распространенности заболеваний в сельских районах
Новосибирской области в зависимости от качества питьевой воды
|
| ||
| Территории повышенного риска (Ордынский, Баганский, Болотнинский, Здвинский, Купинский,Убинский,Каргатский, Чулымский, Черепановский, | Опасные территории (Барабинский, Венгеровский , Карасукский, Краснозерский, Кочковский, Куйбышевский, Татарский, Усть-Таркский, Чановский, Чистоозерный) | |
|
| ||
Общая заболеваемость | 865 | 941 | |
Болезни крови и кроветворных тканей |
|
| |
Болезни системы кровообращения |
| | |
Болезни мочеполовой системы |
|
| |
|
| ||
Общая заболеваемость | 419 | 694,9 | |
Болезни системы кровообращения |
|
| |
Болезни органов пищеварения |
|
| |
Болезни мочеполовой системы |
|
| |
|
| ||
Общая заболеваемость | 269 | 454 | |
Новообразования | нет | 6,9 | |
Болезни эндокринной системы, органов пищеварения и обмена веществ |
|
|
Предметом оптимизации в Программе является многоуровневая система питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, ресурсами - социальная инфраструктура, лечебно-профилактические, проектно-конструкторские, строительные организации, аналитическая база, денежные средства, критериями - санитарно-гигиенические нормативы и правила, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим эксплуатации источников питьевого водоснабжения населения и качество воды. В итоге, оптимизация обеспечения населения области питьевой водой сводится к разработке оптимального плана финансирования различных объектов инфраструктуры и здравоохранения из соответствующих статей бюджета и улучшение на этой основе здоровья населения области.
Районы Новосибирской области имеют не одинаковые источники питьевого водоснабжения как по качеству воды, так и по природно-экологическим характеристикам, а следовательно и по затратам. Однако независимо от сложности проблемных ситуаций в различных населенных пунктах области, общим направлением программы является: