(с изменениями на 08.05.02)
__________________________
Утратил силу с 30.04.04 - со дня
вступления в действие Закона НСО
от 12.04.04 N 175-ОЗ
"О местном референдуме
в Новосибирской области"
_______________________________________
__________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области "О местном референдуме в Новосибирской области""( "Советская Сибирь", N 93, 16 мая 2002 года)
__________________________________
Принят
областным Советом депутатов
19 июня 1996 года
ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие местного референдума
Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Новосибирской области, законами области, уставами муниципальных образований. (Абзац в редакции, введенной в действие с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
Решения, принятые на местном референдуме, в пределах компетенции, установленной законодательством, не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами на территории муниципального образования.
Статья 2. Общие принципы проведения местного референдума.
1. В местном референдуме участвуют граждане, проживающие на территории муниципального образования, достигшие на день проведения референдума 18 лет, кроме граждан, признанных судом недееспособными, или лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые и косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме, в зависимости от происхождения социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий, запрещается.
2. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является добровольным.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или преимущественного проживания в границах муниципального образования. (Абзац в редакции, введенной в действие с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Финансовое обеспечение референдума.
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия представительным органом решения о его проведении производятся за счет средств местного бюджета.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращение комиссий референдума в срок, установленный действующим законодательством. (Абзац в редакции, введенной в действие с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
Аренда помещения и оборудования оплачивается территориальными комиссиями по проведению референдума за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Статья 4. Агитация по вопросам, внесенным
на местный референдум
Политическим партиям, другим общественно-политическим организациям и движениям, гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум, в любых допускаемых законом формах и законными методами.
Не допускается агитация, возбуждающая расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается проводить агитацию органам государственной власти и местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам избирательных и территориальных комиссий по проведению местного референдума.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов, вывешивание агитационных материалов в помещениях участковых и территориальных избирательных комиссий по проведению местного референдума запрещается.
Статья 5. Гласность при подготовке и проведении местного
референдума
1. Подготовка и проведение местного референдума, осуществляется открыто и гласно.
2. Вопросы, выносимые на местный референдум,доводятся до сведения населения муниципального образования, в том числе путем опубликования местными средствами массовой информации в течение 10 дней с момента их принятия представительным органом местного самоуправления.
3. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
4. Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
5. На заседаниях комиссий местного референдума и в день проведения местного референдума в помещениях участков референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках местного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы управлением юстиции администрации области, представители средств массовой информации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, депутаты областного Совета депутатов и представительного органа местного самоуправления.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка местного референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя в комиссию местного референдума не требуется.
Наблюдатель вправе:
а) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;
б) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка местного референдума;
в) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования;
г) обращаться в комиссии по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями;
д) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению референдума в территориальную комиссию по проведению местного референдума.
Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем комиссии, а при необходимости - на заседании комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению местного референдума не допускается.
Статья 6. Вопросы, выносимые на местный референдум
На местный референдум в обязательном порядке выносится вопрос об изменении границ муниципального образования.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.(Абзац 2 в редакции, введенной в действие с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
Абзацы 3 - 6 дополнительно введены с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ
Вопросы, выносимые на местный референдум в Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству области.
Установление ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных в настоящей статье, не допускается.
Статья 7. Контроль за соблюдением настоящего закона
Контроль за соблюдением настоящего закона осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. В осуществлении контроля за соблюдением настоящего закона имеют право участвовать представители общественных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, депутаты областного Совета, депутаты представительного органа местного самоуправления.
Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Местный референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный местный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
ГЛАВА II.
ОБЪЯВЛЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 8. Право назначения и принятия решения
о проведении местного референдума
1. Решение по обращению инициаторов о проведении местного референдума принимает представительный орган местного самоуправления, а при его отсутствии - глава местной администрации, в порядке, установленном уставом (положением) о местном самоуправлении.
2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек для его проведения. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органах юстиции Российской Федерации или области. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.(Пункт 2 в редакции, введенной в действие с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
3. Представительный орган местного самоуправления назначает местный референдум по требованию не менее 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.(Пункт 3 в редакции, введенной в действие с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
4. Местный референдум проводится не позднее 60 дней со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения о его назначении и дате его проведения.
Незаконный отказ в проведении местного референдума может быть обжалован инициаторами проведения местного референдума в суд.
Сообщение о принятом решении публикуется в местных средствах массовой информации или доводится до сведения населения иным способом. В решении о проведении местного референдума указывается формулировка вопросов, выносимых на местный референдум с указанием лиц, по чьей инициативе он выносится.
5. Представительный орган местного самоуправления не вправе менять формулировку вопроса, вынесенного на местный референдум. Формулировка вопроса может быть изменена только инициаторами проведения местного референдума.
Статья 9. Реализация гражданами права требования
местного референдума
1. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
2. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованиями настоящего закона и устава муниципального образования.
Статья 10. Порядок реализации инициативы граждан
о проведении местного референдума
1. В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума по инициативе граждан и образования инициативной группы могут проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.
Инициаторы проведения собрания обязаны в определенный уставом муниципального образования срок уведомить главу муниципального образования о месте и времени проведения собрания.
2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до её сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия области. (Пункт в редакции, введенной в действие с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в действующем законодательстве требованиям, соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), в которую направлена инициатива проведения местного референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению местного референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. (Пункт в редакции, введенной в действие с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
4. Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение
- в случае соответствия указанного ходатайства и документов требованиям федерального законодательства, Устава Новосибирской области, законов области, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления для принятия решения о назначении референдума;
- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы". (Пункт 4 дополнительно введен с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ)
5. Представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 6 настоящего Закона.
Срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.(Пункт 5 дополнительно введен с 26.05.02 Законом НСО от 08.05.02 N 24-ОЗ)