Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(с изменениями на 12 декабря 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу в связи с принятием
Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения
от 19 декабря 2017 года N 191
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
____________________________________________________________________
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 года N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых (межотраслевых), территориальных (окружных и районных) и других соглашений на территориях районов, поселений и административных округов города Москвы, коллективных договоров в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров в целях заключения городских отраслевых (межотраслевых) и территориальных (окружных и районных) соглашений, а также коллективных договоров в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы. Нормы и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) Центрального федерального округа.
Предусмотренные в настоящем Соглашении обязательства, требующие финансирования из бюджета города Москвы, учитываются при подготовке проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
Контроль над исполнением настоящего Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК).
Стороны поручают МТК вносить изменения в настоящее Соглашение в порядке, установленном Регламентом работы МТК.
Раздел 1. В области экономической политики
Стороны обязуются:
1.1. Содействовать развитию производственного сектора экономики города Москвы.
1.2. Осуществлять взаимодействие в рамках системы государственного стратегического планирования с участием в установленном порядке в рамках своей компетенции в разработке стратегических документов социально-экономического развития города Москвы.
1.3. Сформировать перечни системообразующих организаций, расположенных на территории города Москвы, по отраслям экономики и видам экономической деятельности.
1.4. Содействовать созданию высокотехнологичных кластеров по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий.
1.5. Совместно разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствовать формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, повышению роли малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических задач города Москвы.
1.6. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящим реформированием, реорганизацией, изменением места нахождения юридического лица и ликвидацией организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, с числом работников более 100 человек и предполагаемой реабилитацией освобождаемых территорий, своевременно информировать социальных партнеров для принятия мер по соблюдению законных прав работающих москвичей.
1.7. Принимать меры по сокращению количества административных и других ограничений, связанных с хозяйственно-экономической деятельностью организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
Правительство и Работодатели:
1.8. Содействовать участию организаций в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в городе Москве, в том числе в рамках реализации государственных программ города Москвы.
1.9. Относить в установленном порядке МКПП(р) к категории организаций инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в части выполнения работ и оказания услуг, связанных с представлением интересов работодателей малого и среднего предпринимательства в системе социального партнерства.
1.10. Организовывать и проводить ежегодно Московский международный инженерный форум.
1.11. Продолжить реализацию комплекса мер поддержки организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, а также способствовать продвижению отечественных товаров на московском рынке.
1.12. Проводить мониторинг целевого и эффективного использования земельных участков организациями, осуществляющими промышленную деятельность на территории города Москвы.
Работодатели:
1.13. Привлекать в рамках законодательства в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей профсоюзной организации или представителей работников организации с правом голоса.
Профсоюзы:
1.14. Содействовать работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества производимой продукции, роста производительности труда.
1.15. Осуществлять мониторинг социально-экономической ситуации в организациях.
Раздел 2. В области регулирования рынка труда и развития кадрового потенциала
Стороны обязуются:
2.1. Способствовать созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей города Москвы при разработке и реализации государственных программ города Москвы.
2.2. Содействовать развитию практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места.
2.3. Проводить согласованную политику по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы в экономику города Москвы.
2.4. Определять потребность в иностранных работниках и значение коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, регулирующего стоимость патента, с учетом мнения сторон социального партнерства города Москвы.
2.5. Оказывать лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим постоянное место жительства в городе Москве, содействие в трудоустройстве, руководствуясь рекомендациями индивидуальной программы реабилитации.
2.6. Проводить с участием средств массовой информации информационно-разъяснительные кампании и акции по информированию населения о состоянии рынка труда и безработицы, возможностях трудоустройства и профессионального обучения в городе Москве, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий) и ежемесячные публикации на официальных сайтах Сторон социального партнерства.
2.7. Проводить ежегодно городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера", иные городские конкурсы. Направлять участников городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" на Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии".
2.8. Разрабатывать и осуществлять комплекс мер по снижению социальной напряжённости, предоставлению дополнительных гарантий занятости, переобучению и социальной поддержке высвобождаемых работников в случае осложнения ситуации на рынке труда города Москвы, связанной с угрозой массовых увольнений работников в организациях.
2.9. Содействовать закреплению молодых специалистов в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
2.10. Участвовать в подготовке новых квалификационных требований по профессиям рабочих, общих для всех видов экономической деятельности.
2.11. Участвовать в разработке профессиональных стандартов.
2.12. Не допускать роста зарегистрированной безработицы выше 1 процента от экономически активного населения города Москвы.
2.13. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции.
Правительство и Работодатели:
2.14. Развивать городскую систему непрерывного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
2.15. Продолжить работу по внедрению системы целевой контрактной подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях.
2.16. Ежегодно проводить текущее и перспективное прогнозирование потребности экономики города Москвы по видам экономической деятельности в квалифицированных кадрах и профессиях.
2.17. Проводить мониторинг потребности в специалистах для высокотехнологичных отраслей экономики и осуществлять взаимодействие по их подготовке с образовательными организациями города Москвы.
2.18. Обеспечивать работу выездных консультационных пунктов и мобильных центров занятости населения в организации, предполагающие высвобождение работников.
Правительство:
2.19. Содействовать активному участию работодателей в различных формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в разработке содержания образовательных программ, общественной оценке качества образования, развитии учебно-производственных интегрированных комплексов, системы непрерывного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с учётом развития техники, технологии, организации производства и труда.
Работодатели:
2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.
2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.
2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).
2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.
2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3-х и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.
2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.
2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.
2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.
Профсоюзы:
2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.
2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы на день его уплаты.
(Пункт 2.29.1 дополнительно включен решением Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 12 декабря 2016 года)
2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.
Раздел 3. В области политики заработной платы и доходов населения
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве
Стороны обязуются:
3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 года - 17300 рублей.
3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы. В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
3.1.2. В соответствии с пунктом 3.1.1 настоящего Соглашения размер минимальной заработной платы устанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления Правительства Москвы, устанавливающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы.
3.1.3. Размер минимальной заработной платы в городе Москве не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (норма труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.