Действующий

Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области (с изменениями на 19 сентября 2024 года)

3. Материалы по обоснованию расчетных показателей плотности сети автомобильных дорог общего пользования


Плотность дорог общего пользования является одним из основных количественных показателей, характеризующих достигнутый уровень транспортного обслуживания в регионе. Нормированию подлежит сеть автомобильных дорог с твердым покрытием местного, регионального или межмуниципального значения (без улиц в населенных пунктах), т.е. участки дорог, предназначенные для связи населенных пунктов между собой. При этом дороги федерального значения не учитываются, поскольку они в своем большинстве не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и расположенных на них населенных пунктов.

Дорожная сеть моделируется с учетом Методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области, утверждённых распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.03.2009 N 14а "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учётом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области". Плотность дорожной сети Р на территории региона прямо пропорциональна протяженности сети L и обратно пропорциональна площади территории S региона.

Рдс = Lдс/S.

(23)


Протяженность сети складывается из протяженности ее элементов - участков дорог попарно соединяющих соседние населенные пункты. Количество участков Qдс в сети зависит от количества населенных пунктов N и разветвленности сети. Разветвленность характеризуется степенью дорожной связанности Ri (i = 1, 2, 3,..., N) населенных пунктов сети, т.е. количеством участков дорог, выходящих (входящих) из каждого населенного пункта.

    ; i = 1, 2, 3, ..., N.

(24)


На один населенный пункт приходится удельный участок территории средней площадью Scp.

Scp = S/N.

(25)


При квадратной форме этого участка, как видно из рисунка 2, длина его стороны соответствует среднему расстоянию Lcp между соседними населенными пунктами региона.

    .

(26)

     

     

Рис.2. Определение среднего расстояния между соседними населенными пунктами региона.


С учетом изложенного, протяженность и плотность дорожной сети определяется по формулам:

    ; i = 1, 2, 3, ..., N;

(27)

; i = 1, 2, 3, ..., N.

(28)


При фиксированных значениях N и S протяженность и плотность дорожной сети зависит от степени дорожной связанности населенных пунктов Ri.

В сети дорог, имеющей форму стягивающего дерева, все населенные пункты соединены между собой и между любой парой населенных пунктов имеется только один единственный путь сообщения. Такая сеть, дополненная участком дороги с выходом за границу территории, состоит из Qд = N участков и имеет наименьшую протяженность. В древовидной сети степень связности каждого населенного пункта больше или равна 1, а в среднем равна 2.