Плотность дорог общего пользования является одним из основных количественных показателей, характеризующих достигнутый уровень транспортного обслуживания в регионе. Нормированию подлежит сеть автомобильных дорог с твердым покрытием местного, регионального или межмуниципального значения (без улиц в населенных пунктах), т.е. участки дорог, предназначенные для связи населенных пунктов между собой. При этом дороги федерального значения не учитываются, поскольку они в своем большинстве не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и расположенных на них населенных пунктов.
Дорожная сеть моделируется с учетом Методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области, утверждённых распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.03.2009 N 14а "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учётом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области". Плотность дорожной сети Р на территории региона прямо пропорциональна протяженности сети L и обратно пропорциональна площади территории S региона.
Рдс = Lдс/S. | (23) |
Протяженность сети складывается из протяженности ее элементов - участков дорог попарно соединяющих соседние населенные пункты. Количество участков Qдс в сети зависит от количества населенных пунктов N и разветвленности сети. Разветвленность характеризуется степенью дорожной связанности Ri (i = 1, 2, 3,..., N) населенных пунктов сети, т.е. количеством участков дорог, выходящих (входящих) из каждого населенного пункта.
; i = 1, 2, 3, ..., N. | (24) |
На один населенный пункт приходится удельный участок территории средней площадью Scp.
Scp = S/N. | (25) |
При квадратной форме этого участка, как видно из рисунка 2, длина его стороны соответствует среднему расстоянию Lcp между соседними населенными пунктами региона.
. | (26) |
Рис.2. Определение среднего расстояния между соседними населенными пунктами региона.
С учетом изложенного, протяженность и плотность дорожной сети определяется по формулам:
; i = 1, 2, 3, ..., N; | (27) |
; i = 1, 2, 3, ..., N. | (28) |
При фиксированных значениях N и S протяженность и плотность дорожной сети зависит от степени дорожной связанности населенных пунктов Ri.
В сети дорог, имеющей форму стягивающего дерева, все населенные пункты соединены между собой и между любой парой населенных пунктов имеется только один единственный путь сообщения. Такая сеть, дополненная участком дороги с выходом за границу территории, состоит из Qд = N участков и имеет наименьшую протяженность. В древовидной сети степень связности каждого населенного пункта больше или равна 1, а в среднем равна 2.