РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 марта 2009 года N 14а
(с изменениями на 26 января 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Главархитектуры Московской области от 26 января 2010 года N 02.
____________________________________________________________________
В соответствии с решением Межведомственной комиссии по обеспечению разработки Генерального плана развития Московской области от 02.03.2009 и с целью обеспечения единого методологического подхода к подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области (далее - Методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организациям, обеспечивающим или осуществляющим подготовку местных нормативов градостроительного проектирования, руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными настоящим распоряжением.
3. Отделу информационного обеспечения Главархитектуры Московской области организовать распространение Методических рекомендаций среди муниципальных образований Московской области и разместить настоящее распоряжение и Методические рекомендации на официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Начальник Главного управления
архитектуры и градостроительства
Московской области
А.Е.Фролов
Методические рекомендации по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования с учетом пространственных особенностей структурно-функциональной организации территорий муниципальных образований Московской области
(с изменениями на 26 января 2010 года)
До принятия 29 декабря 2004 года Градостроительного кодекса Российской Федерации в области градостроительной деятельности использовалось понятие "государственные градостроительные нормативы и правила". К ним относились нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации. Эти документы подлежали обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов. В их число входили и строительные нормы и правила (в частности СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") и разработанные на их основе территориальные строительные нормы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, физические лица, осуществляющие проектирование, строительство (реконструкцию) зданий, строений и сооружений, органы контроля и надзора, а также организации, осуществляющие экспертизу проектов, приемку законченных строительством объектов, должны были руководствоваться нормативными документами Московской области - территориальными строительными нормами Московской области. Однако усредненный характер данного нормативного подхода при применении обобщенных норм не учитывал местные особенности и фактически приводил к обезличиванию облика городов и иных населенных пунктов, постепенной утрате их индивидуальности и исторически сложившегося своеобразия.
Введенный в действие Градостроительный кодекс Российской Федерации упразднил государственные градостроительные нормативы и правила и ввел в "механизм" регулирования градостроительной деятельности понятия региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Актуальность их введения в правовое поле обусловлена в первую очередь реформированием системы местного самоуправления в Российской Федерации и новым подходом к планированию развития территорий.
Утверждаемые муниципальными правовыми актами местные нормативы градостроительного проектирования устанавливают требования к объектам градостроительного нормирования на территориях муниципальных образований.
Местные нормативы градостроительного проектирования применяются при подготовке проектов генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания, градостроительных планов земельных участков).
Полномочиями по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования наделены органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений.
Местные нормативы градостроительного проектирования, содержащие минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, являются комплексным документом органов местного самоуправления, устанавливающим требования к планировочной организации и параметрам застройки населенных пунктов.
Системное применение расчетных показателей местных нормативов градостроительного проектирования позволит обоснованно задавать параметры развития функциональных зон при подготовке генеральных планов поселений, городских округов с последующим уточнением, осуществляемым на этапах градостроительного зонирования и планировки территории.
Местные нормативы градостроительного проектирования в увязке с нормативами градостроительного проектирования Московской области позволят в значительной степени не только систематизировать и упорядочить градостроительную деятельность в Московской области, но и в целом оказать положительное влияние на инвестиционную привлекательность территорий.
Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований.
Влияние особенностей населенных пунктов на минимальные расчетные показатели местных нормативов градостроительного проектирования предлагается учитывать введением четырех поправочных коэффициентов. Каждый коэффициент учитывает зависимость расчетных показателей от факторов, отражающих типологическую особенность населенных пунктов. Такими факторами влияния могут являться численность населения, административный статус населенного пункта и принадлежность к устойчивой системе расселения, характеризующейся ее функциональным назначением и типом застройки. Каждый фактор оценивается набором проиндексированных коэффициентов. Индекс соответствует одному из возможных вариантов значения (состояния, описания) фактора. Например, фактор - административный статус города имеет следующие варианты значений:
1) административный центр муниципального района (городского округа);
2) административный центр городского поселения;
3) административный центр сельского поселения.
Структура поправочных коэффициентов, учитывающих влияние особенностей населенных пунктов на значения расчетных показателей, представлена в таблице 1.
Структура поправочных коэффициентов
Коэффициент | Индекс | Факторы влияния (особенности населенных пунктов) |
Кчн(i) | i=1 | города с численностью населения более 100 тыс.человек |
i=2 | города с численностью населения от 50 до 100 тыс.человек | |
i=3 | города с численностью населения менее 50 тыс.человек | |
i=4 | городские населенные пункты | |
i=5 | сельские населенные пункты | |
Кас(j) | j=1 | административный центр муниципального района, городского округа |
j=2 | административный центр городского поселения | |
j=3 | административный центр сельского поселения | |
Кфн(n) | n=1 | городская устойчивая система расселения |
n=2 | рекреационно-городская устойчивая система расселения | |
n=3 | рекреационно-аграрная устойчивая система расселения | |
Ктз(m) | m=1 | компактный высокоплотный разноэтажный тип застройки |
m=2 | дисперсный низкоплотный малоэтажный тип застройки | |
m=3 | дисперсный сверхнизкоплотный малоэтажный тип застройки |
Общая формула определения минимальных расчетных показателей имеет вид:
S(i, j, n, m) = Кчн(i) x Кас(j) x Кфн(n) x Ктз(m) x Sср, (1)
где:
S(i, j, n, m) - значение показателя как функция от значений факторов влияния (индексов при поправочных коэффициентах);
Кчн(i) - коэффициент типа населенного пункта и численности населения;
Кас(j) - коэффициент административного статуса;
Кфн(n) - коэффициент функционального назначения устойчивой системы расселения;
Ктз(m) - коэффициент типа застройки устойчивой системы расселения;
Sср - условное среднее значение показателя.
Условное среднее значение показателя определяется для условий, когда все поправочные коэффициенты равны 1, т.е. каждый из четырех факторов не изменяет показатель. Такая ситуация характерна для "усредненных" городов со следующим набором особенностей:
1) численность населения от 50 до 100 тыс.человек;
2) административный центр муниципального района, городского округа;
3) рекреационно-городская устойчивая система расселения;
4) дисперсный низкоплотный малоэтажный тип застройки.
Минимальные расчетные показатели для остальных городов и населенных пунктов Московской области будут содержать поправочные коэффициенты, отличные от 1, т.е. изменяющие показатель в большую или меньшую сторону. Области значений поправочных коэффициентов для определения минимальных расчетных показателей местных нормативов градостроительного проектирования приведены в таблице 2.
Области значений поправочных коэффициентов для определения минимальных расчетных показателей
Система расчетных показателей | Размер- | Населенный пункт | Устойчивая система расселения | ||||||||||||
показателя | численность населения | административный статус | функциональное назначение | тип застройки | |||||||||||
Кчн(1) | Кчн(2) | Кчн(3) | Кчн(4) | Кчн(5) | Кас(1) | Кас(2) | Кас(3) | Кфн(1) | Кфн(2) | Кфн(3) | Ктз(1) | Ктз(2) | Ктз(2) | ||
Показатели интенсивности использования территорий различного назначения | м/кв.м | >1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | >1 | 1 | <1 | >1 | 1 | <1 |
Показатели плотности населения на жилых территориях | чел./га | >1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | >1 | 1 | <1 |
Показатели плотности уличной сети | км/кв.км | >1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | >1 | 1 | <1 |
Показатели плотности сети общественного пассажирского транспорта | км/кв.км | >1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | >1 | 1 | <1 |
Показатели обеспеченности жителей основными видами инженерного обеспечения | 1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | 1 | 1 | <1 | |
Показатели потребности в территориях: | |||||||||||||||
для размещения различных типов жилищного и иных видов строительства | кв.м/чел. | <1 | 1 | >1 | >1 | >1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | >1 |
озелененных и иных территориях общего пользования | кв.м/чел. | 1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | 1 | 1 | 1 | <1 |
для развития сети дорог и улиц | кв.м/чел. | <1 | 1 | >1 | >1 | >1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | >1 | <1 | 1 | >1 |
для развития объектов инженерного обеспечения | кв.м/чел. | 1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | >1 |
объектов здравоохранения | кв.м/чел. | >1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | >1 |
объектов социального обслуживания | кв.м/чел. | 1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | >1 |
объектов коммунального обслуживания | кв.м/чел. | 1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | >1 |
объектов культуры | кв.м/чел. | >1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | >1 |
объектов образования | кв.м/чел. | >1 | 1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | >1 |
объектов физической культуры и спорта | кв.м/чел. | >1 | <1 | <1 | <1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | >1 | |
объектов для хранения индивидуального и иных видов транспорта | кв.м/чел. | <1 | 1 | >1 | >1 | >1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | >1 | <1 | 1 | >1 |
Показатели допустимой пешеходной и транспортной доступности | м | 1 | 1 | 1 | >1 | >1 | 1 | >1 | >1 | 1 | 1 | >1 | 1 | 1 | >1 |
Показатели допустимых расстояний между проектируемыми: | |||||||||||||||
улицами | м | 1 | 1 | 1 | >1 | >1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | >1 |
проездами | м | 1 | 1 | 1 | >1 | >1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | >1 |
разъездными площадками | м | 1 | 1 | 1 | >1 | >1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | <1 | 1 | >1 |
зданиями, строениями и сооружениями различных типов | м | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |