МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 22 июля 2015 года N 130/2015-ОЗ
Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области
(с изменениями на 10 июня 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 21 апреля 2021 года N 67/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.04.2021);
Законом Московской области от 1 декабря 2023 года N 230/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 04.12.2023);
Законом Московской области от 10 июня 2024 года N 92/2024-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 11.06.2024).
____________________________________________________________________
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 9 июля 2015 года N 6/135-П
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации") регулирует отдельные вопросы осуществления общественного контроля в Московской области.
В настоящем Законе используются понятия, установленные Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
К полномочиям Московской областной Думы относятся:
1) принятие законов Московской области в сфере общественного контроля и осуществление контроля их исполнения;
2) определение порядка образования Общественного совета при Московской областной Думе и утверждение положения о нем;
3) установление порядка и форм участия Общественного совета при Московской областной Думе в осуществлении общественного контроля;
4) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами и законами Московской области.
К полномочиям Губернатора Московской области относятся:
1) принятие постановлений в сфере общественного контроля в соответствии с настоящим Законом и иными законами Московской области;
2) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами и законами Московской области.
К полномочиям Правительства Московской области относятся:
1) создание условий для организации и проведения общественного контроля в порядке и на условиях, установленных федеральными законами;
2) принятие постановлений в сфере общественного контроля в соответствии с настоящим Законом, иными законами Московской области и постановлениями Губернатора Московской области;
3) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами и законами Московской области.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области относятся:
1) принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере общественного контроля;
2) создание условий для организации и проведения общественного контроля в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и настоящим Законом.
1. Субъектами общественного контроля являются:
1) Общественная палата Московской области;
2) общественные советы при Московской областной Думе и исполнительных органах государственной власти Московской области;
3) Общественная наблюдательная комиссия Московской области;
4) общественные палаты муниципальных образований Московской области;
5) иные субъекты общественного контроля, установленные федеральным законодательством.
2. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом, могут создаваться:
1) общественные инспекции;
2) группы общественного контроля;
3) иные организационные структуры общественного контроля.
Объектами общественного контроля являются органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы власти), государственные и муниципальные организации Московской области, осуществляющие отдельные публичные полномочия (далее - организации).
1. Общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти, государственными органами и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.
2. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общественная палата Московской области осуществляет общественный контроль в соответствии с настоящим Законом и Законом Московской области № 110/2017-ОЗ "Об Общественной палате Московской области".
(Статья в редакции, введенной в действие с 22 июня 2024 года Законом Московской области от 10 июня 2024 года N 92/2024-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Общественные палаты муниципальных образований Московской области осуществляют общественный контроль в соответствии с настоящим Законом и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.
1. Общественные советы при Московской областной Думе и исполнительных органах государственной власти Московской области выполняют консультативно-совещательные функции, участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Московской области, положениями об общественных советах, принимаемыми Московской областной Думой и исполнительными органами государственной власти Московской области, при которых создаются соответствующие общественные советы.
2. В состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, и лица, замещающие муниципальные должности, должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 22 июня 2024 года Законом Московской области от 10 июня 2024 года N 92/2024-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Положения об общественных советах при Московской областной Думе и исполнительных органах государственной власти Московской области разрабатываются и утверждаются соответственно Московской областной Думой и исполнительными органами государственной власти Московской области.
Правом выдвижения кандидатов в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление и защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений.
Состав общественного совета утверждается соответственно Московской областной Думой, исполнительным органом государственной власти Московской области. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.
1. Общественная наблюдательная комиссия Московской области осуществляет общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
2. Полномочия Общественной наблюдательной комиссии Московской области по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и порядок ее деятельности регулируются Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
1. При субъектах общественного контроля в случаях, порядке и в целях, предусмотренных федеральным законодательством, могут быть созданы организационные структуры общественного контроля: общественные инспекции, группы общественного контроля.
Порядок формирования общественных инспекций и групп общественного контроля, а также регламент их деятельности устанавливаются субъектом общественного контроля, при котором они создаются.
Субъектом общественного контроля может быть принято решение о формировании общественной инспекции, группы общественного контроля из своего состава и (или) путем предложения гражданам войти в состав общественной инспекции, группы общественного контроля.
Членом общественной инспекции или группы общественного контроля может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Членами общественной инспекции или группы общественного контроля не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности Московской области, должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы Московской области, муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований Московской области, руководители государственных и муниципальных организаций, являющихся объектами общественного контроля, а также лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость либо признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.
Количественный состав общественной инспекции не может превышать девяти человек, группы общественного контроля ? пяти человек.
Решение об утверждении состава общественной инспекции, группы общественного контроля принимается соответствующим субъектом общественного контроля.
2. Общественные инспекции и группы общественного контроля обладают полномочиями по подготовке и проведению мероприятий общественного контроля в целях содействия соблюдению законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, учета общественных интересов в отдельных сферах общественных отношений.
Указанные мероприятия осуществляются во взаимодействии с органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов власти и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.
К полномочиям общественных инспекций и групп общественного контроля относится направление подготовленного ими по результатам общественного контроля итогового документа органам власти и (или) организациям.
3. Члены общественной инспекции, группы общественного контроля не вправе осуществлять общественный контроль органов власти и организаций, а также издаваемых ими актов и принимаемых ими решений в случае, если близкий родственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки) члена общественной инспекции, группы общественного контроля является должностным лицом проверяемого органа власти или организации.
Нарушение членом общественной инспекции, группы общественного контроля при осуществлении общественного контроля требований регламента деятельности общественной инспекции, группы общественного контроля влечет прекращение полномочий члена общественной инспекции, группы общественного контроля. Решение о прекращении полномочий члена общественной инспекции, группы общественного контроля принимается по согласованию с субъектом общественного контроля на заседании общественной инспекции, группы общественного контроля, при котором были созданы соответствующие общественные инспекции, группы общественного контроля, в соответствии с указанным регламентом.
4. Направление итогового документа, подготовленного общественными инспекциями, группами общественного контроля по результатам общественного контроля, в органы власти и организации, рассмотрение этого документа и подготовка обоснованного ответа органами власти и организациями осуществляются в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Организаторами общественного мониторинга являются Общественная палата Российской Федерации, Общественная палата Московской области, общественные палаты муниципальных образований Московской области, Общественная наблюдательная комиссия Московской области, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.
1. Организаторами общественной проверки являются субъекты общественного контроля. Организатор общественной проверки в течение трех рабочих дней с момента обращения к нему инициатора общественной проверки принимает решение о ее проведении.
2. Организатор общественной проверки доводит до сведения проверяемого органа власти или организации информацию о предмете, сроках, порядке проведения общественной проверки, список лиц, уполномоченных решением на проведение общественной проверки, не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки.
3. Для проведения общественной проверки субъектами общественного контроля могут привлекаться на общественных началах граждане.
4. Организатор общественной проверки вправе запрашивать у проверяемых органов власти и организаций документы и материалы, необходимые для проведения общественной проверки. Запрошенные документы и материалы предоставляются объектом общественного контроля не позднее пяти рабочих дней с момента получения запроса.