ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 мая 2014 года N 266-р

О внесении изменения в распоряжение Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2013 года N 196-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)"



В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)":

1. Внести в распоряжение Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2013 года N 196-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)" изменение, изложив План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)" в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Ленинградской области внести изменения в действующие планы мероприятий ("дорожные карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)" в муниципальных районах (городском округе) Ленинградской области.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-губернатора Ленинградской области Емельянова Н.П.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко

     

     

Приложение

     
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Ленинградской области
от 30 апреля 2013 года N 196-р
(в редакции распоряжения
Правительства
Ленинградской области
от 30 мая 2014 года N 266-р
)

     

План
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)"

1. Общее описание "дорожной карты"


Настоящая "дорожная карта" включает краткий анализ состояния сферы социальной защиты населения Ленинградской области, цели, ожидаемые результаты, контрольные показатели, а также план мероприятий, который позволит обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления услуг в сфере социальной защиты населения.

Мероприятия "дорожной карты" направлены на модернизацию системы социального обслуживания, включающую совершенствование нормативной правовой базы, сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социального работника, развитие конкуренции при оказании социальных услуг за счет возможности участия организаций различных организационно-правовых форм, внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарзамещающих технологий социального обслуживания.

В настоящее время система социального обслуживания населения Ленинградской области включает 51 учреждение социального обслуживания населения, в том числе 16 государственных учреждений и 35 муниципальных учреждений.

Выполнение переданных государственных полномочий по предоставлению социального обслуживания населения осуществляется за счет субвенций из областного бюджета Ленинградской области, выделяемых муниципальным образованиям. Финансирование государственных казенных учреждений стационарного обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области в соответствии с утвержденными сметами.

Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области ежегодно доводятся контрольные цифры по социальному обслуживанию населения до муниципальных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет субвенций из областного бюджета Ленинградской области.

В целях повышения эффективности предоставления социальных услуг в Ленинградской области в 2005-2007 годах реализованы меры, направленные на оптимизацию деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, в том числе внедрен единый подход к определению категорий граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, утверждены критерии потребности в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Виды и количество предоставляемых услуг определяются комиссией учреждения социального обслуживания на основании карты оценки способности к самообслуживанию, в соответствии с которой составляется индивидуальный план обслуживания. Подобным образом определяется индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Индивидуальный план обслуживания содержит перечень необходимых гарантированных услуг, а также ежемесячные результаты предоставления услуг.

Кроме того, внедрена модель повременной нагрузки на социальных работников в отделениях социального обслуживания на дому, утверждены нормы временных затрат на предоставление социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые услуги) в отделениях социального обслуживания на дому и специализированных отделениях обслуживания на дому. Внедрение модели повременной нагрузки позволило в условиях 40-часовой рабочей недели увеличить на 10-30 проц. число обслуживаемых одним социальным работником (6-8 человек на селе и 11-15 человек в городе).

Внедрена система 4-уровневого контроля качества государственных услуг по предоставлению социального обслуживания населения, который осуществляется комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, органами социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа), учреждениями (организациями) социального обслуживания населения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получателями государственных услуг по предоставлению социального обслуживания.

В Ленинградской области разработан алгоритм построения системы внутреннего контроля по предоставлению социального обслуживания, включающий стандарты требований к ведению делопроизводства, правилам и порядку предоставления социальных услуг в соответствии с государственными стандартами.

Внедрена автоматизированная информационная система центров социального обслуживания. Автоматизация рабочих мест специалистов учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволила вести в автоматизированном режиме личное дело обслуживаемого клиента, учет социальных услуг, включая количество, периодичность, стоимость предоставленных услуг каждому клиенту, а также размер оплаты за предоставленные услуги и их результативность. Утверждены и введены в действие административные регламенты по предоставлению услуг социального обслуживания.

Проведена оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания. Количество муниципальных учреждений социального обслуживания уменьшилось с 52 до 35 учреждений. Штатная численность работников отрасли с 2005 по 2014 год сократилась на 2651 человек (с 8877 человек до 6226 человек), или на 29,9 проц. Итогом проведенной оптимизации является более рациональное использование имеющейся материально-технической базы, бюджетных средств, кадрового потенциала.

В целях повышения качества обслуживания граждан пожилого возраста в 2012-2013 годах реализована долгосрочная целевая программа "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области", в рамках которой проведен капитальный ремонт кровли и жилых помещений трех государственных стационарных учреждений. В плановом порядке выполнен капитальный ремонт теплосетей в главном корпусе Лодейнопольского дома-интерната и в двух спальных корпусах Волховского психоневрологического интерната. Выполнен капитальный ремонт административного корпуса в Будогощском психоневрологическом интернате, спального корпуса и пищеблока в Волховском психоневрологическом интернате, бани-прачечной в Кировском психоневрологическом интернате, учебного и спального корпусов в Волосовском психоневрологическом интернате. Кроме этого, выполнен в полном объеме ремонт кровли спальных корпусов в Сясьстройском психоневрологическом интернате и Кировском психоневрологическом интернате.

Учитывая отсутствие очереди в детские дома-интернаты и наличие очереди в психоневрологические интернаты, осуществлено перепрофилирование Ленинградского областного государственного стационарного казенного учреждения социального обслуживания "Волосовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в Волосовский психоневрологический интернат для лиц от 18 до 36 лет. Создание Волосовского психоневрологического интерната позволило снизить очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Ленинградской области на 60 человек (22,5 проц.). В учреждении созданы условия для социализации проживающих граждан молодого возраста и реализации программ по обучению их профессиональным навыкам подсобных и рабочих специальностей, навыкам по уходу за тяжело больными людьми.

В 2013 году доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения Ленинградской области, в общей численности граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, составила 96 проц., в том числе на дому - 98 проц.

В Ленинградской области работает 21 мобильная бригада по оказанию социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также организована работа восьми мобильных бригад по социальному обслуживанию несовершеннолетних, в том числе семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Отработана социальная технология бригадного метода предоставления услуг на дому в городских условиях на мобильной основе с использованием диспетчерской службы. За 2013 год осуществлено 3194 выезда, посещено 143 муниципальных образования, из которых 64 проц. - сельские поселения.

В целях расширения спектра предоставляемых услуг в муниципальных учреждениях социального обслуживания внедряются инновационные социальные технологии и формы социального обслуживания.

С 2011 года в муниципальных районах Ленинградской области реализуется социально-просветительский проект "Университет третьего возраста", в рамках которого организовано обучение по различным направлениям: компьютерная грамотность, здоровьесберегающие технологии, краеведение, правоведение, иностранные языки, народное творчество, религиоведение, садоводство и огородничество, психологические знания. Обучение прошли более 7000 граждан пожилого возраста.

В муниципальных районах более 1000 граждан пожилого возраста приняли активное участие в реализации социально значимых проектов. Так, в Бокситогорском, Всеволожском и Подпорожском муниципальных районах активистами проекта "Университет третьего возраста" реализованы социальные проекты по грантам благотворительного фонда "Ладога" на сумму более 500,0 тыс. рублей.

В целях повышения качества и эффективности оказываемых учреждениями социальных услуг в 2013 году разработана система показателей эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников.

При комитете по социальной защите населения Ленинградской области создан общественный совет. Решением общественного совета одобрена система общих показателей эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области.

Организована работа по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками (руководителями и сотрудниками) учреждений социального обслуживания населения в связи с переходом на эффективный контракт.

2. Проблемы в сфере социального обслуживания населения Ленинградской области

2.1. В системе социального обслуживания населения наблюдается дефицит квалифицированных кадров, причинами которого являются низкий уровень оплаты труда, большая психологическая и физическая нагрузка, малопривлекательность профессии, отсутствие системы профессионального обучения и системы повышения квалификации социальных работников. Кроме того, существует конкуренция по привлечению работников в социальную сферу между учреждениями социального обслуживания Ленинградской области и учреждениями Санкт-Петербурга.

В 2013 году средняя заработная плата работников в учреждениях социального обслуживания населения Ленинградской области составила 18289,8 рубля, социальных работников - 16267,9 рубля, или 55,0 проц. от средней заработной платы в экономике Ленинградской области (29565 рублей).

Среднесписочная численность работников в учреждениях социального обслуживания населения Ленинградской области на конец 2013 года составила 6226 человек, социальных работников - 958 человек.

2.2. По данным Федеральной службы государственной статистики, прогнозируется увеличение численности населения Ленинградской области старше трудоспособного возраста с 391,3 тыс. человек в 2010 году до 567,2 тыс. человек в 2031 году (более 37 проц.). Таким образом, население Ленинградской области, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения. Материально-техническая база действующих стационарных учреждений социального обслуживания находится в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем более 95 проц. домов-интернатов расположены в зданиях постройки 1960-1970 годов и требуют постоянного ремонта. Из 163 зданий государственных стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в собственности Ленинградской области, требуют капитального ремонта 26 зданий (15,9 проц.). Муниципальные центры социального обслуживания также расположены в приспособленных зданиях, введенных в эксплуатацию, как правило, более 30-40 лет назад, что не в полной мере соответствует требованиям Роспотребнадзора и государственного пожарного надзора. Стационарные учреждения социального обслуживания переполнены: в среднем на одного человека приходится 4,0-5,7 кв. метра спальной площади при нормативе 6-8 кв. метров (СанПиН 2.1.2.2564-09 от 23 ноября 2009 года). Для снижения очереди в стационарные учреждения социального обслуживания и соблюдения санитарных и противопожарных требований необходимы строительство новых учреждений, капитальный ремонт существующих зданий, замена до 60 проц. технологического оборудования.

2.3. Существует очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания - дома-интернаты для престарелых и инвалидов и в психоневрологические интернаты. Динамика очереди в дома-интернаты за последние четыре года выглядит следующим образом: в 2011 году очередь составляла 345 человек, в 2012 году - 361 человек, в 2013 году - 383 человека, в 2014 году - 286 человек. Около 70 проц. граждан нуждаются в направлении в стационарные учреждения психоневрологического профиля.

Рост очереди в 2012 и 2013 годах был, в первую очередь, связан с ликвидацией коек сестринского ухода в учреждениях здравоохранения Ленинградской области.

Очередь в детский дом-интернат для умственно отсталых детей в настоящее время отсутствует.

Уровень обеспеченности граждан старше трудоспособного возраста местами в стационарных учреждениях социального обслуживания Ленинградской области в настоящее время составляет 20,53 чел. на 10000 жителей соответствующего возраста. По прогнозным показателям уровень потребности граждан старше трудоспособного возраста в обеспечении местами в стационарных учреждениях социального обслуживания Ленинградской области может достигнуть 25-26 чел. на 10000 жителей соответствующего возраста.

Перспективной схемой развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года в Ленинградской области предусмотрено:

завершение строительства комплексного здания "Кингисеппского психоневрологического интерната";

завершение реконструкции комплексного здания "Волховского психоневрологического интерната".

Таким образом, с учетом введения в эксплуатацию зданий "Кингисеппского психоневрологического интерната" и "Волховского психоневрологического интерната", а также с учетом развития некоммерческого сектора показатель обеспеченности местами в стационарных организациях социального обслуживания для взрослых - не менее 30 мест на 10 тыс. жителей, а в стационарных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов - не менее 20 мест на 10 тыс. жителей является завышенным для Ленинградской области.

Актуальным показателем будет являться уровень потребности граждан старше трудоспособного возраста в обеспечении местами в стационарных учреждениях социального обслуживания Ленинградской области - 25-26 чел. на 10000 жителей соответствующего возраста.

2.4. Рынок социальных услуг в Ленинградской области недостаточно развит. Незначительным является участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора экономики - социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.

В 2013 году только 1,0 проц. населения получили услуги социального обслуживания в негосударственном секторе (1122 человека, из них 106 человек - услуги социального обслуживания на дому и 1016 человек - услуги полустационарных и нестационарных отделений).

В Ленинградской области государственные услуги по предоставлению социального обслуживания гражданам оказывают 16 государственных учреждений, 35 муниципальных учреждений. В области действуют 18 негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе шесть организаций, предоставляющих услуги на условиях государственного (муниципального) заказа.

3. Цели "дорожной карты"

3.1. Приведение нормативной правовой базы Ленинградской области в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

3.2. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения путем укрупнения учреждений, увеличения территорий обслуживания, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде, престижа профессии социального работника.

3.3. Повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до уровня средней заработной платы по Ленинградской области.

3.4. Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области.

3.5. Проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников учреждений социального обслуживания в труде.

3.6. Развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.

3.7. Предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.

4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"

4.1. Подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания и выявления существующих проблем.

4.2. Формирование новой законодательной и нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения.

4.3. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе укрупнения учреждений, увеличения территорий обслуживания, сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных и педагогических работников, среднего медицинского персонала.

4.4. Сокращение численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно работников административно-хозяйственного управления), развитие системы предоставления социальных услуг населению на платной основе в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»