ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 года N 177
(с изменениями на 5 июля 2017 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 27 июня 2016 года N 208 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 4700201607040001);
постановлением Правительства Ленинградской области от 5 июля 2017 года N 257.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в целях обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Ленинградской области
постановляет:
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам и заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года постановлением Правительства Ленинградской области от 27 июня 2016 года N 208. - См. предыдущую редакцию)
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 14 мая 2014 года N 177
Порядок осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений
(с изменениями на 5 июля 2017 года)
1.1. Настоящий Порядок определяет цели и порядок осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - жилые помещения), обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений.
1.2. Контроль за распоряжением жилыми помещениями осуществляется органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное управление по вопросам опеки и попечительства в Ленинградской области в отношении несовершеннолетних (далее - орган опеки).
Контроль (надзор) за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за использованием жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Ленинградской области (далее - орган регионального жилищного надзора).
1.3. Понятия "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", применяемые в настоящем Порядке, используются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений осуществляется в отношении:
жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), - до совершеннолетия детей либо приобретения ими дееспособности в полном объеме ранее этого возраста;
жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, - до момента возвращения в них детей-сирот по окончании попечительства, пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо, если проживание в жилом помещении признано невозможным, до предоставления указанным лицам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.
Контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений осуществляется в целях:
предотвращения совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения органа опеки;
предотвращения проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований;
обеспечения использования жилого помещения по назначению, в том числе осуществления оплаты коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи, а также, в случае если жилое помещение сдано по договору найма (поднайма), осуществления платы за наем (поднаем);
обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений;
предотвращения выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к порче (разрушению) жилого помещения.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 5 июля 2017 года N 257. - См. предыдущую редакцию)
4.1. Орган опеки осуществляет выявление жилых помещений в течение 30 календарных дней со дня поступления сведений о детях-сиротах путем направления запросов:
в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, - о наличии права собственности, в том числе долевой, на жилые помещения;
в органы местного самоуправления - о наличии жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма родителям несовершеннолетнего.
4.2. Орган опеки осуществляет направление запросов в уполномоченные органы и организации в целях установления:
факта наличия (отсутствия) у детей-сирот жилого помещения, закрепленного на праве собственности, предоставляемого по договорам социального найма;
правового статуса жилого помещения и его соответствия санитарным и техническим правилам и нормам;
лиц, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства.
4.3. Орган опеки и попечительства формирует список подлежащих сохранению жилых помещений в порядке, утверждаемом правовым актом органа опеки и попечительства.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 5 июля 2017 года N 257. - См. предыдущую редакцию)
4.4. Органами и лицами, осуществляющими мероприятия по обеспечению сохранности жилых помещений, являются:
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация);
опекун (попечитель), приемный родитель (далее - законный представитель).
4.5. Сохранность жилых помещений обеспечивается путем реализации комплекса мер, направленных на поддержание жилых помещений в состоянии, пригодном для постоянного проживания граждан в соответствии с установленными санитарными и техническими правилами и нормами, иными требованиями законодательства Российской Федерации.
4.6. Мероприятия по обеспечению сохранности жилых помещений до помещения детей-сирот в организацию, передачи детей-сирот законному представителю осуществляются органом опеки в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
4.7. После установления над детьми-сиротами опеки (попечительства) или передачи в организацию мероприятия по обеспечению сохранности жилых помещений осуществляются законным представителем или организацией, в которую помещен ребенок.
4.8. В целях обеспечения сохранности жилых помещений на период до достижения детьми-сиротами совершеннолетия и (или) до окончания пребывания в образовательном учреждении или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех уровней профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, законный представитель, организация принимает следующие меры:
передает жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма которых являются дети-сироты, по договору поднайма гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, с предварительного разрешения органа опеки и согласия наймодателя и членов семьи нанимателя;
передает жилые помещения, собственниками которых являются дети-сироты, по договору найма гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, с предварительного разрешения органа опеки.
Разрешение на передачу жилого помещения в наем или поднаем выдается органом опеки в течение семи рабочих дней со дня поступления в орган опеки письменного обращения законного представителя, организации.
4.9. Договор найма (поднайма) заключается в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Договором найма (поднайма) предусматривается обязательство нанимателя (поднанимателя) поддерживать жилое помещение в состоянии, пригодном для постоянного проживания, включая своевременное внесение коммунальных платежей, а также освободить жилое помещение по требованию законных представителей, организации в связи с необходимостью заселения в жилое помещение правообладателя.
4.10. При заключении договора поднайма, прекращении действия (расторжении) договора поднайма жилое помещение передается по акту приема-передачи с участием представителя органа опеки, наймодателя, законных представителей, представителя организации, поднанимателя.
4.11. При заключении договора найма жилого помещения, расторжении договора найма жилое помещение передается по акту приема-передачи с участием представителя органа опеки, законных представителей, представителя организации, нанимателя.
4.12. Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
4.13. Расторжение договора найма жилого помещения осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
4.14. В случае если в жилых помещениях проживают родственники детей-сирот или иные граждане, орган опеки в течение семи рабочих дней со дня установления несовершеннолетнему статуса "сирота", "ребенок, оставшийся без попечения родителей" уведомляет указанных лиц об ответственности за сохранение жилого помещения, оплату коммунальных услуг и содержание жилого помещения в надлежащем состоянии. Форма уведомления для вручения указанным лицам утверждается правовым актом органа опеки.
4.15. В случае содержания жилых помещений в ненадлежащем состоянии, нарушения санитарных правил и требований граждане, проживающие в жилых помещениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.16. Денежные средства, полученные по договорам найма (поднайма) жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам на праве собственности, подлежат зачислению законными представителями, организацией на лицевые счета детей-сирот.
4.17. Контроль за деятельностью законных представителей, организаций по обеспечению сохранности жилых помещений реализуется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423.
4.18. Орган опеки по месту нахождения жилого помещения ведет учет достижения детьми-сиротами совершеннолетия и (или) окончания пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех уровней профессионального образования независимо от форм собственности, окончания срока службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, окончания срока нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и не менее чем за три месяца до достижения совершеннолетия, возвращения детей-сирот из указанных учреждений письменно информирует законных представителей о необходимости принятия мер по освобождению и подготовке жилых помещений к заселению детьми-сиротами.
5.1. В целях осуществления контроля за распоряжением жилыми помещениями органом опеки проводятся плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проводятся один раз в год на основании плана-графика, утверждаемого руководителем органа опеки до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
5.2. Основанием для включения проверки в план-график проведения плановых проверок является истечение одного года со дня включения жилого помещения в список подлежащих сохранению жилых помещений либо со дня проведения последней плановой проверки.
В плане-графике проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
фамилии, имена, отчества, места жительства детей-сирот;
адрес жилого помещения, в отношении которого планируется проведение проверки;
основание для проведения плановой проверки;
сроки проведения плановой проверки.
5.3. Орган опеки принимает решение о проведении плановой проверки в форме правового акта о проведении плановой проверки, в котором определяются состав комиссии, осуществляющей плановую проверку (далее - комиссия), и сроки проведения плановой проверки.
5.4. Законные представители, организации уведомляются о проведении мероприятия по контролю за распоряжением жилыми помещениями не позднее чем за 30 дней до проведения мероприятия письмом о дате и времени осмотра жилого помещения, а также о необходимости обеспечения доступа к жилому помещению.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 5 июля 2017 года N 257. - См. предыдущую редакцию)
5.5. Для проведения плановой проверки орган опеки запрашивает следующие документы:
копию договора социального найма жилого помещения;
копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (при наличии) либо выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на жилое помещение;
копию домовой (поквартирной) книги;