В настоящее время государственное управление требует развития и преобразований. Перед органами государственной власти Ленинградской области стоят задачи по укреплению ответственности перед гражданами, совершенствованию государственной гражданской службы Ленинградской области и правового регулирования муниципальной службы, развитию кадрового потенциала в системе государственного и муниципального управления, совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, повышению качества и доступности государственных услуг, развитию системы правового просвещения граждан и обеспечению доступности правовой информации.
Для решения поставленных задач необходима модернизация существующей системы государственного управления Ленинградской области.
Важнейшими условиями повышения эффективности и результативности государственного управления являются развитие системы государственной гражданской службы и формирование ее кадрового потенциала. Органы государственной власти должны обладать квалифицированными кадрами, способными творчески решать задачи социально-экономического развития региона на современном этапе. Основные задачи совершенствования государственного управления и проведения административной реформы устанавливаются исходя из ориентиров, определяемых федеральным законодательством.
Целями Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1021-р, являются:
снижение административных барьеров;
повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Для достижения поставленных целей определена необходимость решения задач по следующим первоочередным направлениям:
реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;
оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Основанием оптимизации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций является Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Федеральным законом N 210-ФЗ закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
В соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.
Федеральным законом N 210-ФЗ запрещается требовать от граждан и предпринимателей предоставления информации или документов, которые уже имеются в соответствии с законодательством в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, а также информации или документов, предоставление которых не предусматривается напрямую нормативными актами.
Кроме того, определяются конкретные случаи взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг - либо на основании Налогового кодекса Российской Федерации, либо на основании перечней платных услуг, утверждаемых Правительством Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, правовым актом представительного органа муниципального образования.
Основным инструментом регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг является принятие административных регламентов - нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов государственной власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.
В настоящее время административный регламент государственных и муниципальных услуг является единственным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).
Административные регламенты государственных и муниципальных услуг, включающие в себя стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, разрабатываются в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ.
За период с 2006 по 2012 год федеральными органами исполнительной власти утверждено в установленном порядке около 500 административных регламентов, свыше 9500 административных регламентов утверждено на региональном уровне, более 19500 утверждено на местном уровне. В Ленинградской области разработано 163 и утверждено 142 административных регламента государственных услуг и 72 административных регламента исполнения функций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Формирование и ведение реестров услуг осуществляется исключительно в электронной форме в специально созданной федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр). Соответствующие реестры государственных и муниципальных услуг содержат сведения, отображаемые в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru) (далее - единый портал).
Размещению в федеральном реестре и регламентации подлежат не только государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по запросам граждан и предпринимателей, но и другие функции, которые предполагают непосредственное взаимодействие органов государственной власти с физическими и юридическими лицами (прежде всего контрольные и надзорные полномочия, связанные с проведением проверок).
По состоянию на конец 2013 года на федеральном уровне насчитывалось 845 государственных услуг и функций, связанных с непосредственным взаимодействием органов государственной власти и граждан. По каждой из государственных функций и услуг федеральными органами исполнительной власти размещена информация в федеральном реестре и на едином портале. В региональную информационную систему "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области" (далее - региональный реестр) на конец 2013 года включена информация о 242 государственных услугах и 54 функциях, из них информация о 225 государственных услугах (функциях) опубликована на портале государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области (далее - региональный портал). По состоянию на конец 2013 года также размещена информация о 3401 муниципальной услуге, предоставляемой на территории Ленинградской области, из них информация о 2263 муниципальных услугах опубликована на региональном портале.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2014 года постановлением Правительства Ленинградской области от 6 октября 2014 года N 455. - См. предыдущую редакцию)
Тем самым реализованы первый и второй этапы перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронной форме в рамках формирования электронного правительства, что соответствует плану перевода услуг в электронный вид.
В 2013 году в региональном разделе федерального реестра размещена информация более чем о 14500 услугах (функциях) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в среднем 175 услуг на субъект Российской Федерации), для 65 процентов из которых утверждены административные регламенты. На муниципальном уровне в федеральный реестр в 2013 году внесены сведения более чем по 32500 муниципальным услугам (функциям), из них регламентировано более 60 процентов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2014 года постановлением Правительства Ленинградской области от 6 октября 2014 года N 455. - См. предыдущую редакцию)
Анализ информации, внесенной в региональный и муниципальный разделы федерального реестра, показал существенные различия в количестве и наименованиях публикуемых услуг и функций, поскольку субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельны в нормативно-правовом регулировании реализации полномочий. В целях обеспечения единообразия и корректного сопоставления информации, вносимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в федеральный реестр, на основе анализа законодательства Российской Федерации подготовлены типовые перечни региональных и муниципальных услуг (функций). В перечне региональных услуг (функций) на конец 2013 года отражено 116 наименований, в перечне муниципальных услуг (функций) - 65 наименований. Указанные перечни интегрированы в информационную систему федерального реестра в качестве классификаторов, что позволит оперативно оценивать прогресс в заполнении регионального и муниципального разделов федерального реестра и разработке соответствующих административных регламентов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2014 года постановлением Правительства Ленинградской области от 6 октября 2014 года N 455. - См. предыдущую редакцию)