Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 декабря 2013 года N 189/2013-ОЗ

     

О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области*

(с изменениями на 20 апреля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.03.2015);

Законом Московской области от 4 мая 2018 года N 56/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.05.2018);

Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.06.2018) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года);

Законом Московской области от 24 июля 2020 года N 146/2020-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.07.2020) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона Московской области от 24 июля 2020 года N 146/2020-ОЗ);

Законом Московской области от 24 ноября 2020 года N 228/2020-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.11.2020) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона Московской области от 24 ноября 2020 года N 228/2020-ОЗ);

Законом Московской области от 20 апреля 2021 года N 58/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.04.2021) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ . - См. предыдущую редакцию.



Принят постановлением
Московской областной Думы
от 26 декабря 2013 года N 12/73-П

     

     

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон определяет размеры, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также устанавливает размер, условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области.   

(Статья в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ . - См. предыдущую редакцию)  

Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2020 года Законом Московской области от 24 июля 2020 года N 146/2020-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) кризисная ситуация - ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, техногенных и иных аварий (происшествий), катастроф, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа, повлекших за собой человеческие жертвы, вред здоровью, повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являющегося постоянным местом жительства гражданина;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2020 года Законом Московской области от 24 июля 2020 года N 146/2020-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) экстренная социальная помощь - предоставление гражданам единовременных денежных выплат в случае возникновения у них трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. - См. предыдущую редакцию)

4) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Московской области.

5) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области - величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленная в Московской области на очередной год в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

(Пункт дополнительно включен со 2 мая 2021 года Законом Московской области от 20 апреля 2021 года N 58/2021-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года)

2. Другие понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

(Статья дополнительно включена с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

Статья 1_2. Информационное обеспечение назначения (оказания) и выплаты государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи


Информация о назначении (оказании) и выплате в соответствии с настоящим Законом государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, и экстренной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 мая 2021 года Законом Московской области от 20 апреля 2021 года N 58/2021-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. - См. предыдущую редакцию)

Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

(Статья дополнительно включена с 19 мая 2018 года Законом Московской области от 4 мая 2018 года N 56/2018-ОЗ)



Статья 2. Получатели государственной социальной помощи

1. Получателями государственной социальной помощи являются:

малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения);

семьи, состоящие из граждан, являющихся пенсионерами и одиноко проживающие граждане, являющиеся пенсионерами, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения;

семьи, состоящие из ветеранов Великой Отечественной войны, и одиноко проживающие ветераны Великой Отечественной войны, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения.

2. Получателями государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).     

Статья 2.1. Получатели экстренной социальной помощи

Получателями экстренной социальной помощи являются:

одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, - лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;

семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;

гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства;

семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства;

гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации;

семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы, - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных и иных аварий (происшествий), катастроф, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан Российской Федерации, имевших место жительства в Московской области.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2020 года Законом Московской области от 24 ноября 2020 года N 228/2020-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Статья в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта

1. Государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту их жительства или по месту их пребывания.

2. Условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим от них причинам среднедушевого дохода ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области на очередной год для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения) в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

3. Государственная социальная помощь, оказываемая на основании социального контракта, назначается на срок действия социального контракта, заключенного с гражданином, исходя из программы социальной адаптации, предусматривающей мероприятия:

1) по поиску работы;

2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;

3) по ведению личного подсобного хозяйства;

4) по оказанию содействия в прохождении процедуры банкротства граждан в рамках реализации положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

5) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

4. В рамках реализации мероприятий по поиску работы или по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в малоимущих семьях с детьми.

Приоритетное право на заключение социального контракта, направленного на реализацию иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, имеют малоимущие семьи из числа:

семей с неработающими трудоспособными членами семьи, осуществляющими уход за нетрудоспособными гражданами, получающими компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами";

семей с детьми, которые нуждаются в уходе родителя и не могут посещать дошкольную образовательную организацию и (или) общеобразовательную организацию по состоянию здоровья, а также в случае отсутствия мест в дошкольной образовательной организации;

неполных семей с несовершеннолетними детьми;

многодетных семей.

5. Трудоспособным малоимущим гражданам, обратившимся за получением государственной социальной помощи на основании социального контракта, уполномоченным органом разрабатывается программа социальной адаптации по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, установленных пунктом 5 части 3 настоящей статьи, только в случаях, если реализация мероприятий по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства невозможна в силу причин, объективно препятствующих осуществлению трудовой деятельности и иным формам занятости (болезнь и длительная потеря трудоспособности, осуществление ухода за нетрудоспособными престарелыми гражданами, инвалидами I, II групп и получение компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", получение впервые высшего образования по очной форме обучения в государственных образовательных организациях высшего образования до достижения возраста 23 лет и иные причины, объективно препятствующие трудовой деятельности).

6. Социальный контракт заключается на срок:

не более чем на 9 месяцев - при осуществлении мероприятий программы социальной адаптации по поиску работы;

не более чем на 12 месяцев - при осуществлении мероприятий программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства или по оказанию содействия в прохождении процедуры банкротства граждан;

не более чем на 6 месяцев - при осуществлении иных мероприятий программы социальной адаптации, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Социальный контракт, направленный на реализацию мероприятий программы социальной адаптации по поиску работы, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год.

7. В течение последнего месяца действия социального контракта уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.

8. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания или отказ в назначении государственной социальной помощи без социального контракта или экстренной социальной помощи. При этом может предоставляться либо государственная социальная помощь, либо экстренная социальная помощь в трудной жизненной ситуации по выбору получателя государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, при наличии права на их получение.

9. Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, а также перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта и перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, устанавливаются Правительством Московской области.

10. Форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации утверждается уполномоченным органом.

11. Расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

(Статья в редакции, введенной в действие со 2 мая 2021 года Законом Московской области от 20 апреля 2021 года N 58/2021-ОЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. - См. предыдущую редакцию)  

Статья 3.1. Условия и порядок оказания экстренной социальной помощи

1. Экстренная социальная помощь оказывается гражданам единовременно в течение календарного года.