1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации подпрограммы
На территории Москвы большое количество зданий, строений, сооружений, расположенных на землях, под которыми земельные участки не сформированы. Указанные территории не могут быть вовлечены в оборот иначе, чем через формирование земельных участков с последующим предоставлением гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные здания, строения, сооружения. Приоритетное право данных лиц на земельные участки закреплено в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Формирование участков под зданиями, строениями, сооружениями, постановка их на кадастровый учет, и последующее оформление на них прав будут способствовать увеличению налогооблагаемой базы по земельному налогу, а также увеличению сборов арендной платы по земле.
Для принятия управленческих решений по способам вовлечения земель под зданиями, строениями, сооружениями, под которыми отсутствуют стоящие на кадастровом учете сформированные земельные участки, в результате инвентаризации должны быть классифицированы по функциональному назначению и по структуре собственников зданий, строений, сооружений, помещений в них.
Под объектами капитального строительства, находящимися в собственности города, формирование участков необходимо выполнить за счет средств бюджета города Москвы.
Для многоквартирных домов целесообразно выполнить проекты межевания жилых кварталов, которые в дальнейшем могут быть использованы при определении границ земельных участков.
С частными собственниками необходимо проводить разъяснительную работу о необходимости оформить земельно-правовые отношения, а также сформировать базу данных таких собственников для организации работы по взысканию неосновательного обогащения за пользование земельным участком без оплаты земельных платежей.
В действующих информационных системах привязка зданий строений, сооружений к земельному участку осуществляется на основе пространственного анализа, а не посредством таблиц строгого соответствия.
Вместе с тем, земельный участок и расположенные на нем капитальные строения и сооружения являются неразрывно связанными. Указанная связь должна быть отражена в информационных системах.
Земельный участок и расположенные на нем капитальные строения и сооружения должны рассматриваться как единый объект недвижимости при принятии управленческих решений.
Для решения проблем самовольного строительства данные о технически неучтенных объектах капитального строительства, а также объектах, у которых фактические технико-экономические показатели отличаются от данных предыдущей инвентаризации, должны быть сформированы в отдельный массив информации.
К земельным участкам должна быть привязана информация о документах, разрешающих строительство, выдаваемых разными органами власти. Наличие в одном месте сводной информации о всех необходимых для строительства документах (договор аренды с целью строительства, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство) позволит отделить участки, на которых стройка осуществляется законно, от незаконного строительства.
В настоящее время отсутствует актуальный реестр территории города Москвы, зданий и сооружений. Адресный реестр зданий и сооружений города Москвы (далее - Адресный реестр) является единственным официальным источником данных об адресах зданий и сооружений города Москвы (пункт 2.1 постановления Правительства Москвы от 27 августа 2002 года N 694-ПП "О вводе в промышленную эксплуатацию Адресного реестра зданий и сооружений города Москвы в составе информационного ресурса города Москвы и автоматизированной технологии его ведения").
Адресный реестр создавался на основе архивных данных ГУП МосгорБТИ об объектах капитального строительства, которые в период сплошной адресной инвентаризации, выполненной в 1998-2002 годах, являлись основой для осуществления работ по созданию полевых и дежурных адресных планов территорий учетных городских кварталов БТИ, являвшихся прообразом действующих в настоящее время цифровых адресных планов.
Адресный реестр используется во всех информационных системах Правительства Москвы и используется для присвоения адресов зданиям, строениям, сооружениям.
Вместе с тем, адреса Адресного реестра не имеют точного соответствия адресам федеральной информационной адресной системы, используемой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1011-р "О федеральной информационной адресной системе", что является препятствием для организации полноценного информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
Мероприятия, предусмотренные подпрограммой, также необходимо провести в отношении территорий, присоединенных к Москве с 1 июля 2012 года.
2. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации подпрограммы
Деятельность Правительства Москвы в сфере имущественно-земельных отношений направлена на использование земли как базового актива, обеспечивающего поступление средств в казну города, а также удовлетворяющего потребности граждан, организаций и государства в размещении объектов различного назначения - от жилых домов и административных зданий до улично-дорожной сети и природных комплексов. То же самое можно сказать и о прочем имуществе города Москвы.
Для наиболее эффективного использования имущества города Москвы необходимо провести масштабную инвентаризацию в городе Москве в целях вовлечения в оборот объектов имущества неиспользуемых, неэффективно используемых, а также используемых без оформленных прав. Инвентаризация в полной мере должна также затронуть присоединенную территорию.
Проведение такой инвентаризации позволит выявить земельные участки, которые могут быть вовлечены в гражданский оборот (предоставлены в законодательно установленном порядке гражданам и юридическим лицам), использованы для реализации отраслевых схем и дальнейшего социально-экономического развития города.
Как правило, инвентаризация проводится в случаях, когда правоустанавливающие документы на земельные участки и расположенные на них здания отсутствуют либо являются неполными, когда земельные участки не соответствуют их фактическому местоположению и площади, а также когда изменился правообладатель земельных участков. При проведении реорганизации юридического лица, когда необходимо составление разделительного баланса, договора о присоединении (слиянии), инвентаризация земельного участка является обязательной.
3. Характеристика мероприятий подпрограммы
Достижение поставленной цели - получение полной и достоверной информации о землях и земельных участках, составляющих территорию города Москвы, и расположенных на них объектах капитального строительства и некапитальных объектах (в разрезе административно-территориального деления города Москвы) - осуществляется путем реализации ряда мероприятий:
- инвентаризация имущества на территории города Москвы;
- проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы;
- кадастровая оценка земельных участков на территории города Москвы;
- возмещение затрат ГУП МосгорБТИ на реализацию мероприятий по переводу в электронный вид информации технического учета о ранее учтенных объектах капитального строительства.