Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 23 сентября 2011 года N 443-ПП

1. Характеристика текущего состояния в сфере безопасности и борьбы с преступностью с формулировкой основных проблем


Город Москва - столица, субъект и крупнейший город Российской Федерации, в котором проживает около 8% населения страны, является политическим, административным, промышленным, транспортным, финансовым, научным и культурным центром Российской Федерации. На территории столицы находится свыше 2500 промышленных предприятий, в том числе 17 радиационных, 40 химических, 6 биологически и эпидемиологически опасных объектов, около 3800 образовательных учреждений, свыше 3000 учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных учреждений и пожароопасных объектов, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федерации.

Обеспечение безопасности города Москвы не только как столицы и субъекта Российской Федерации, но и как крупнейшего города страны с более чем десятимиллионным населением является необходимым условием обеспечения жизни и деятельности жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, городского хозяйства, транспорта и связи, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества.

Практика и накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности города Москвы неизбежно приводят к выводу о необходимости внедрения комплексного подхода в этой работе.

С принятием Московской городской Думой Закона города Москвы от 19 марта 2008 года N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве" в целом завершена работа по созданию системы профилактики правонарушений.

Во всех административных округах и районах города Москвы сформированы и действуют межведомственные комиссии по профилактике правонарушений во главе с заместителями префектов административных округов и глав управ районов города Москвы. Контроль за деятельностью комиссий осуществляет Межведомственная комиссия Правительства Москвы по профилактике правонарушений.

Положительный опыт работы города Москвы по формированию многоуровневой системы профилактики правонарушений был рассмотрен и одобрен 24 декабря 2008 года на заседании Правительственной комиссии Российской Федерации по профилактике правонарушений.

Создана и функционирует Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны основы законодательной и нормативной правовой базы ее функционирования, совершенствуется научное обеспечение решения проблемных вопросов в области защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти города Москвы, ГУ МЧС России по г.Москве, ГУ МВД России по г.Москве, УФСБ России по г.Москве и Московской области, других правоохранительных органов, реализация мероприятий Комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы позволили избежать обострения криминогенной обстановки, стабилизировать воздействие на нее негативных факторов, снизить количество чрезвычайных ситуаций.

В 2010 году по сравнению с 2005 годом количество убийств и покушений на убийство сократилось с 1331 до 582, или в 2,3 раза, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью с 1870 до 1377 (-26,4%), грабежей с 24160 до 15129 (-37,4%), разбойных нападений с 5715 до 2872 (в 1,2 раза), краж из квартир с 13985 до 9615 (-45,4%), хулиганств с 2956 до 1174 (в 2,5 раза), преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием с 3398 до 1145 (в 2,9 раза), в состоянии алкогольного опьянения - с 11366 до 4988 (в 2,3 раза), актов терроризма и покушений на терроризм с 12 до 5 (в 2,4 раза).

С 2005 по 2010 год уровень преступности в расчете на 100 тысяч населения уменьшился с 2277,0 до 1760,0, или на 22,7%.

Количество дорожно-транспортных происшествий за этот период сократилось с 14018 до 11756 (-16,1%), а число погибших в них уменьшилось на 30,9% (с 1103 до 762), раненых на 16,0% (с 16184 до 13592). Число погибших детей снизилось в 2,3 раза (с 28 до 12), раненых на 22,4% (с 1345 до 1043).

Количество пожаров на территории города Москвы с 2005 по 2010 год уменьшилось на 23,8% (с 10818 до 8246), а погибших в них людей на 48,4% (с 455 до 235 человек). Количество чрезвычайных ситуаций сократилось на 88% (с 93 до 11), а число утонувших в результате происшествий на воде сократилось на 25,5% (с 192 до 143).

Вместе с тем в 2010 году уровень преступности на 100 тыс. населения в городе Москве остался более высоким, чем в среднем по Центральному федеральному округу (1760,0; ЦФО - 1619,8), а деятельность международных террористических организаций, иные негативные факторы криминогенного, техногенного и природного характера в настоящее время представляют реальные угрозы стабильному развитию города Москвы, повышению качества жизни населения.

К числу факторов, существенно влияющих на состояние и стабильное развитие города Москвы, необходимо отнести:

наличие значительных миграционных потоков, которые могут способствовать обострению социально-политической ситуации в Московском регионе;

нахождение в Московском регионе лиц, возможно причастных к деятельности зарубежных исламских религиозно-террористических и экстремистских организаций;

активизацию деятельности исламских религиозных учебных заведений, с позиций которых осуществляют свою деятельность, направленную на вербовку, исламистские экстремистские организации, что может способствовать реализации угроз конституционному строю Российской Федерации.

Эти факторы негативно воздействуют на психологический климат в городе, привлекательность города Москвы как центра деловой активности и туризма и приводят к ощутимым экономическим потерям.

Требуют усиления антитеррористической защищенности объекты транспорта и транспортной инфраструктуры, жизнеобеспечения города, особо опасные производства, места массового пребывания людей.

Кроме этого, продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся на территории города Москвы уникальных, в том числе особо опасных и технически сложных объектов, а также активное освоение подземного пространства повышает уровень террористических угроз как на отдельных уникальных объектах, так и на территориально-высотных комплексах.

В силу ряда геополитических условий, в первую очередь статуса столицы, географического положения, относительно высокого уровня жизни город Москва является центром притяжения наркобизнеса. По экспертным оценкам, в городе в 2010 году насчитывается более 150 тысяч наркозависимых лиц. Несмотря на некоторое снижение выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (в 2010 году - 10944, 2009 году - 12799), необходимы дополнительные меры по выявлению и пресечению организованных групп и преступных сообществ, осуществляющих доставку и сбыт наркотиков. Наибольшую опасность представляет распространение наркотиков в образовательных учреждениях и развлекательных заведениях.

Одним из факторов, оказывающих определяющее влияние на криминальную ситуацию в городе Москве, является преступность иногородних и иностранных граждан. В 2010 году количество преступлений, совершенных этой категорией лиц, составило 28689, или 47% от числа всех расследованных преступлений.

По-прежнему негативное влияние на криминогенную обстановку в городе Москве оказывает значительное количество незаконных мигрантов. Несмотря на снижение квот на привлечение иностранной рабочей силы, поток мигрантов, желающих найти в столице источник существования, не сокращается. Усиление миграционных потоков в город Москву приводит к существованию в столице различных культурных и ценностных систем, которые при определенных условиях способны вызывать острые конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве. В 2010 году по сравнению с 2009 годом возросло на 52,2% число преступлений экстремистской направленности, что создает серьезную угрозу общественной безопасности.

Опасным явлением для общества является вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних, в дальнейшем пополняющих ряды преступников. Несмотря на снижение общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2010 году в сравнении с 2009 годом отмечается рост их тяжести. В 2010 году подростками совершено 30 убийств и покушений на убийства, 15 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 88 разбойных нападений, 200 грабежей и 112 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Почти каждое четвертое преступление в городе совершается лицами, ранее совершавшими преступления, что требует усиления внимания к надзору за поведением, социальной реабилитации москвичей, вернувшихся из мест отбывания наказания.

Несмотря на определенные позитивные сдвиги, необходимо повысить эффективность работы в сфере безопасности дорожного движения. Количество дорожно-транспортных происшествий в 2010 году (11756), раненых (13592) и погибших (762) в них остается значительным.

Необходимо осуществить системные меры по выполнению поставленных Президентом Российской Федерации задач по противодействию коррупции в органах государственной власти. В 2010 году в городе Москве зарегистрировано 1365 (-21,6% к 2009 году) преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 1049 (-25,9%) фактов взяточничества.

Особую обеспокоенность вызывает состояние пожарной безопасности в городе Москве и предупреждение чрезвычайных ситуаций.