ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 года N 247
О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 7 октября 2011 года N 323 "О долгосрочной целевой программе "Чистая вода Ленинградской области" на 2011-2017 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 16 сентября 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 11 сентября 2014 года N 415
____________________________________________________________________
Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 7 октября 2011 года N 323 "О долгосрочной целевой программе "Чистая вода Ленинградской области" на 2011-2017 годы" изменение, изложив приложение в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Пахомовского Ю.В.
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 7 октября 2011 года N 323
(в редакции постановления
Правительства Ленинградской области
от 9 августа 2013 года N 247)
Долгосрочная целевая программа
"Чистая вода Ленинградской области" на 2011-2017 годы
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Чистая вода Ленинградской области" на 2011-2017 годы (далее - Программа) |
Цели Программы | Гарантированное обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; |
Основные задачи Программы | Повышение надежности функционирования систем водоснабжения; |
Блоки мероприятий Программы | Мероприятия по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе (в ценах года начала реализации Программы) | Общий объем финансирования Программы - 5381171,92 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 48016,80 тыс. рублей, областной бюджет - 2474569,00 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 622600,12 тыс. рублей, прочие источники - 2235986,00 тыс. рублей, из них: |
2013 год - 892553,41 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 632603,00 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 150750,41 тыс. рублей, прочие источники - 109200,00 тыс. рублей; | |
Показатели эффективности Программы | Основными показателями эффективности Программы являются: |
увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 54,0 проц. в 2010 году до 77,0 проц. в 2017 году, в том числе: 2011 год - 55,0 проц., 2012 год - 57,0 проц., 2013 год - 60,0 проц., 2014 год - 64,0 проц., 2015 год - 69,0 проц., 2016 год - 73,0 проц., 2017 год - 77,0 проц. | |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Увеличение доли населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, с 61,9 проц. в 2010 году до 65,5 проц. в 2017 году, в том числе: 2011 год - 62,4 проц., 2012 год - 62,9 проц., 2013 год - 63,4 проц., 2014 год - 63,9 проц., 2015 год - 64,5 проц., 2016 год - 65,0 проц., 2017 год - 65,5 проц., из них: |
в сельской местности: 2011 год - 62,8 проц., 2012 год - 63,3 проц., 2013 год - 63,9 проц., 2014 год - 64,5 проц., 2015 год - 65,0 проц., 2016 год - 65,6 проц., 2017 год - 66,2 проц. | |
Рост уровня обеспеченности населения централизованными услугами водоотведения с 70,9 проц. в 2010 году до 76,5 проц. в 2017 году, в том числе: 2011 год - 71,7 проц., 2012 год - 72,5 проц., 2013 год - 73,3 проц., 2014 год - 74,1 проц., 2015 год - 74,9 проц., 2016 год - 75,7 проц., 2017 год - 76,5 проц. | |
Снижение удельного веса проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 5,3 проц. в 2010 году до 4,6 проц. в 2017 году, в том числе: 2011 год - 5,2 проц., 2012 год - 5,1 проц., 2013 год - 5,0 проц., 2014 год - 4,9 проц., 2015 год - 4,8 проц., 2016 год - 4,7 проц., 2017 год - 4,6 проц. | |
Уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 37,1 проц. в 2010 году до 19,4 проц. в 2017 году, в том числе: 2011 год - 35,5 проц., 2012 год - 33,9 проц., 2013 год - 30,0 проц., 2014 год - 27,8 проц., 2015 год - 25,3 проц., 2016 год - 22,7 проц., 2017 год - 19,4 проц. | |
Увеличение объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 92,0 проц. в 2010 году до 95,0 проц. в 2017 году, в том числе: 2011 год - 92,4 проц., 2012 год - 92,8 проц., 2013 год - 93,2 проц., 2014 год - 93,6 проц., 2015 год - 94,0 проц., 2016 год - 94,5 проц., 2017 год - 95 проц. | |
Снижение количества зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения с 32,4 тыс.чел. в 2010 году до 19,8 тыс.чел. в 2017 году, в том числе: 2011 год - 31,1 тыс.чел., 2012 год - 30,3 тыс.чел. | |
Снижение количества зарегистрированных больных с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ с 12,08 тыс.чел. в 2010 году до 11,8 тыс.чел. в 2017 году, в том числе: 2011 год - 12,07 тыс.чел., 2012 год - 12,06 тыс.чел. | |
Увеличение доли воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений в г.Коммунар, до 100,0 проц. в 2013-2017 годах. | |
Основание для разработки Программы | Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 |
Разработчики Программы | Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, |
Срок разработки Программы | 2011 год |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Разумов Дмитрий Валерьевич - председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, тел. 710-04-64 |
Система управления и контроль за выполнением Программы | Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы жилищно-коммунального хозяйства. |
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и строительство водопроводных и канализационных сооружений, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, являются приоритетными направлениями развития водохозяйственного комплекса.
В соответствии со Сводным перечнем целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 года N 219, основными целями развития жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры являются обеспечение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса, а также современного уровня комфортности и безопасности коммунальных услуг, достижение высокой надежности и безопасности функционирования инженерно-технической инфраструктуры по экономически обоснованным и социально оправданным тарифам.
Основными задачами в сфере жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ленинградской области являются:
достижение единого уровня параметров качества жилищно-коммунального обслуживания во всех населенных пунктах, развитие жилищно-коммунальной отрасли на основе государственно-частного партнерства;
совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса, формирование долгосрочной тарифной политики;
государственная поддержка муниципальных образований в предупреждении ситуаций, связанных с нарушением функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В 2010 году на контроле в Управлении Роспотребнадзора по Ленинградской области состояло 604 водопровода, из них 501 (82,94 проц.) - из подземных, 103 (17,06 проц.) - из поверхностных источников водоснабжения. Удельный вес водопроводов, не отвечающих требованиям санитарных правил и норм, составил в 2010 году 20,19 проц., при этом 5,29 проц. водопроводов не соответствуют санитарным нормам из-за отсутствия обеззараживающих установок. Наиболее напряженная обстановка сложилась в Волосовском, Ломоносовском и Бокситогорском муниципальных районах, в которых отсутствуют обеззараживающие устройства на водопроводах в малых деревнях.
Фактическая обеспеченность городского населения централизованным хозяйственно-питьевым водоснабжением составляет 95 проц., сельского населения - 74 проц. Остальная часть жителей Ленинградской области обеспечивается питьевой водой из индивидуальных шахтных колодцев и скважин без необходимой предварительной очистки.
В связи с отсутствием необходимого комплекса очистных сооружений 13,24 проц. систем централизованного водоснабжения не отвечают санитарным требованиям. Для большинства водопроводов из подземных источников актуальна проблема отсутствия станций обезжелезивания. Кроме того, общепринятая технология обработки воды, особенно высокоцветной, включающая коагуляцию, осветление, фильтрацию и хлорирование, не позволяет получать питьевую воду, соответствующую гигиеническим нормативам. Многие существующие на территории Всеволожского, Кировского, Приозерского муниципальных районов и Выборгского района водоочистные сооружения перегружены, имеют большой процент износа, что сказывается на качестве подаваемой потребителям воды.
Ухудшению качества питьевой воды способствует также неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сетей, степень изношенности которых колеблется от 40 до 80 проц., а в некоторых сельских населенных пунктах достигает 100 проц. В результате происходит вторичное загрязнение питьевой воды при ее прохождении по сетям.
В целом в Ленинградской области отмечается положительная динамика микробиологических показателей качества водопроводной воды (рис.1).
Рис.1. Динамика микробиологических показателей качества питьевой воды из водопроводной сети
Однако в Волосовском, Гатчинском, Кировском, Лужском, Ломоносовском муниципальных районах и Выборгском районе указанный показатель превышает среднеобластной уровень (рис.2).
Рис.2. Микробиологические показатели качества питьевой воды в 2010 году
Актуальной остается проблема качества химического состава водопроводной воды (рис.3).
Рис.3. Динамика санитарно-химических показателей качества питьевой воды из водопроводной сети
По результатам лабораторных исследований удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды в распределительной сети по санитарно-химическим показателям в 2010 году составил 30,3 проц,, однако в Приозерском, Волосовском, Волховском, Гатчинском, Лодейнопольском, Сланцевском, Тихвинском и Кировском муниципальных районах указанный показатель превышает среднеобластной (рис.4).
Рис. 4. Санитарно-химические показатели качества питьевой воды в 2010 году
Основными причинами низкого качества питьевой воды, подаваемой населению Ленинградской области, являются антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижения класса источника водоснабжения, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений.
По итогам 2010 года удельный вес источников централизованного водоснабжения, не имеющих согласованных проектов зон санитарной охраны, снизился на 1,2 проц. и составил 82,9 проц. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Кировском, Приозерском и Волосовском муниципальных районах, в которых все водоисточники не имеют проектов зон санитарной охраны, согласованных в установленном порядке.
Большая часть водных объектов Ленинградской области интенсивно загрязнена и относится по уровню антропотехногенной нагрузки к источникам III степени санитарной опасности, что связано с высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду, в частности, со сбросом загрязненных или недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные воды региона. Особую опасность представляют недостаточно очищенные сточные воды, сбрасываемые в реки Неву, Лугу, Вуоксу, Плюссу, Свирь и Волхов, являющиеся источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Санитарное состояние водоемов, используемых для питьевого водоснабжения (I категория), и водоемов, используемых для рекреационных целей (II категория), остается неудовлетворительным.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.
По данным Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и комитета по здравоохранению Ленинградской области, в 2010 году на территории Ленинградской области зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями 7542 человека (481,90 чел. на 100 тыс. населения), больных вирусными гепатитами - 86 человек (5,50 чел. на 100 тыс. населения), больных с болезнями органов пищеварения - 32434 человека (2075,96 чел. на 100 тыс. населения), из них 11934 ребенка (6181,05 чел. на 100 тыс. населения), больных злокачественными новообразованиями - 4559 человек (291,80 чел. на 100 тыс. населения).
Бедность солевого и микроэлементного состава воды поверхностных водоисточников Ленинградской области способствует возникновению заболеваний неинфекционной природы: длительное использование воды с низким содержанием солей жесткости оказывает влияние на развитие сердечно-сосудистой патологии, отрицательно действует на костную ткань, органы мочевыделения и желудочно-кишечный тракт, употребление воды из некоторых подземных источников повышенной жесткости является фактором риска развития мочекаменной болезни.
Питьевая вода из водопроводных сетей Ленинградской области характеризуется повышенным содержанием алюминия, железа, хлорорганических соединений (тригалометанов, в частности хлороформа). Высокие концентрации алюминия, широко используемого в качестве коагулянта на водоочистных сооружениях, при длительном поступлении в организм могут оказать негативное воздействие на центральную нервную систему, повышенное содержание железа - раздражающее действие на слизистые и кожу, а также негативное воздействие на кровь, иммунную систему. Хлорирование поверхностных вод водоисточников с большим содержанием органических веществ приводит к образованию мутагенных и канцерогенных соединений, повышенные концентрации хлороформа при хроническом поступлении оказывают негативное воздействие на печень, почки, центральную нервную систему, гормональную систему и кровь.
По данным комитета по здравоохранению Ленинградской области, в 2010 году на территории Ленинградской области зарегистрировано 12,08 тыс. человек с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ.
Уровень потерь питьевой воды 1 января 2011 года в среднем по Ленинградской области составил 27,5 проц.
Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, на 1 января 2011 года составил 231494,2 куб.м в сутки при нормативе 336565,6 куб.м в сутки для проживающих в жилом фонде с канализованием - 1272590 человек.
В Ленинградской области около 36,7 проц. водопроводных и 37,1 проц. канализационных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,02 проц. и 0,85 проц. водопроводных и канализационных сетей соответственно. По данным Петростата, степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, в 2010 году составила: канализационных очистных сооружений - 70,0 проц., канализационных насосных станций - 69,5 проц., канализационных сетей - 59,8 проц. При осуществлении очистки до нормативных требований доводится только 54 проц. сточных вод. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составило в 2010 году 347 случаев на одну тыс.км сетей.
Применяемое в настоящее время в водопроводно-канализационном хозяйстве тарифообразование методом экономического обоснования затрат является сдерживающим фактором для привлечения инвесторов. Обеспечение доступности стоимости услуг для потребителя осложняет реализацию значительных инвестиционных проектов, погашение инвестиций по которым неизбежно приводит к резкому скачку тарифов. При этом рост тарифов обусловлен в первую очередь ростом операционных расходов, в результате чего платежи населения за услуги водоснабжения и водоотведения значительно растут при снижении качества предоставляемых услуг.