Недействующий

Об утверждении инвестиционной программы Московской области "Развитие системы комплексной утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств в Московской области в 2013-2018 годах" (утратило силу с 01.03.2014 на основании постановления Правительства Московской области от 25.02.2014 N 104/7)

1. Характеристика проблемы в сфере обращения с отходами транспортного комплекса Московской области и обоснование необходимости ее решения программными методами


Настоящая Программа разработана с учетом опыта подготовки и реализации программ Правительства Московской области, направленных на улучшение экологической обстановки в Московской области, дальнейшее совершенствование деятельности переработки отходов транспортного комплекса.

Финансирование Программы обеспечивается за счет внебюджетных средств.

Программа сформирована исходя из анализа:

существующего состояния процессов в сфере образования, сбора и утилизации отходов транспортного комплекса на территории Московской области;

результатов реализации программ Правительства Московской области: "Развитие сети организаций по сбору, утилизации и переработке автомобильной техники, крупногабаритного металлолома, бытовой техники на территории Московской области на период 2004-2007 годов"; "Сбор и переработка свинцово-кислотных аккумуляторов и свинецсодержащих отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов"; результатов реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств";

финансовых ресурсов, направляемых инвесторами на реконструкцию и модернизацию производства, закупку современного нового оборудования для развития системы комплексной утилизации ВЭТС на территории Московской области;

прогнозов развития транспортного парка, образования и накопления отходов транспортного комплекса на территории Московской области;

При формировании Программы учитывались показатели развития транспорта и транспортной инфраструктуры, строительства дорог в Московской области. Учитывался также опыт других субъектов Российской Федерации, развитых стран мира, где успешно функционируют системы сбора, хранения, транспортировки, переработки и захоронения этих и других отходов эксплуатации транспортных средств.

В условиях ускорившегося роста и обновления парка ВЭТС, изменения его возрастной структуры проблемы обращения с отходами транспортного комплекса и утилизация ВЭТС создают реальную и серьезную угрозу окружающей среде, в том числе путем неоправданно большого потребления материальных ресурсов.

В общем объеме промышленных отходов, образующихся на территории Московской области, более 20 процентов составляют отходы транспортного комплекса.

По состоянию на конец 2012 года в Москве и Московской области зарегистрировано свыше 7 млн. единиц автомобильных транспортных средств, более 500 самолетов и вертолетов, локомотивный парк Московской железной дороги, который состоит из электровозов и тепловозов численностью более 2000 единиц. На водных объектах Московской области базируются около 22 тысяч судов маломерного флота. Парк транспортной техники Москвы и Московской области продолжает расти высокими темпами. Прогнозируется, что к 2014 году численность парка составит около 8 миллионов единиц, то есть возрастет по сравнению с 2012 годом на 14 процентов.

Общее количество ежегодно выводимых из эксплуатации и подлежащих утилизации только автотранспортных средств в Москве достигает 240-260 тысяч единиц, а в Московской области - более 100 тысяч единиц. Объем брошенных разукомплектованных транспортных средств и других отходов транспортного комплекса ежегодно возрастает на 8-10 процентов.

Основной проблемой является отсутствие координации и управления со стороны государственных органов комплексной системой сбора и переработки ВЭТС и их компонентов.

Отсутствует или недостаточно развита инфраструктура рециклинга ВЭТС на всех ее этапах: сбора, хранения и "осушки" транспортных средств (первичного демонтажа и разборки), транспортировки, переработки компонентов ВЭТС, цивилизованного рынка сбыта и использования вторичных материальных ресурсов переработки и захоронения.

Все процессы по утилизации ВЭТС осуществляются вне контроля органов исполнительной власти с нарушениями природоохранных норм и норм промышленной безопасности. Если не принять своевременных мер, то Московская область рискует столкнуться с неконтролируемым ростом свалок высокотоксичных отходов, возникающих при утилизации ВЭТС.

Для снижения негативного воздействия транспортного комплекса на окружающую среду в рамках программы предусмотрено развитие системы комплексной утилизации ВЭТС.

Программа разработана на период до 2018 года и ориентирована на повышение эффективности действующего механизма переработки и использования отходов транспортного комплекса на территории Московской области, использование внебюджетных источников финансирования, включая приведение в соответствие технологических и ресурсных возможностей системы обращения с отходами транспортного комплекса требованиям экологической безопасности на территории Московской области, а также вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов из отходов транспортного комплекса.

Отходами транспортного комплекса являются:

снятые с эксплуатации, механически поврежденные, брошенные и разукомплектованные транспортные средства, подвижной состав железных дорог, плавсредства, авиационная техника, сельскохозяйственные, строительно-дорожные машины, полуприцепы, прицепы;

не подлежащие к использованию по прямому назначению компоненты транспортных средств: двигатели, шасси, шины, электрооборудование, включая аккумуляторы и электролиты, подшипники качения, оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, другие агрегаты, узлы и детали;

расходуемые в процессе использования транспортных средств черные и цветные металлы, пластмассы, резинотехнические изделия, масла, антифризы, другие жидкости;

отходы эксплуатации, ремонта и переработки техники: масляные фильтры, промасленные ветошь и опилки, отходы ткани, кожи, дерева, хлопчатобумажных тканей, стекло и стеклобой, отходы шредеров и перерабатывающих производств, осадок очистных сооружений оборотного водоснабжения транспортных предприятий, моек автотранспорта и железнодорожных локомотивов, отходы резины (резинотехнические изделия, камеры, эбонит) и резинотканевых материалов, полимерные отходы, асбестосодержащие отходы.

Ожидается, что в перспективе из-за роста автомобилизации объемы образования вышедших из эксплуатации, брошенных, разукомплектованных транспортных средств и других отходов транспортного комплекса будут постоянно возрастать на 8-10 процентов ежегодно, что делает актуальной проблему их сбора и утилизации.

Проблема создания эффективной системы обращения с отходами транспортного комплекса на территории Московской области является комплексной, экономически и социально ориентированной, так как затрагивает интересы органов государственных власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, населения, отраслей промышленности, владельцев транспортных средств, сферы перевозок, продажи, технического обслуживания и ремонта техники, сборщиков и переработчиков отходов.

В основу Программы заложены требования обеспечения экологической безопасности на территории Московской области и максимально возможного вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов из отходов транспортного комплекса. Организация сбора, транспортировки, переработки, использования и захоронения отходов транспортного комплекса требует системного подхода, а также четко сформулированных приоритетов деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области в этой сфере. Такие приоритеты разрабатываются в рамках настоящей Программы, что позволит повысить к 2015 году эффективность организованного сбора и переработки отдельных наиболее массовых видов отходов транспортного комплекса с 45 процентов до 80 процентов.

Программа направлена на совершенствование методов сбора и переработки ВЭТС в Московской области.

Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1.