Основные проблемы, ограничивающие дальнейший рост и развитие региона, являются последствиями бурного роста 2000-х гг., в ближайшие годы обострятся под влиянием роста проблем глобальной экономики.
1. Экономическая база области сосредоточена в секторах, не являющихся инновационными.
Основными ограничениями дальнейшего развития экономики являются наличие слабого потенциала для создания новых рабочих мест и умеренные темпы роста.
Большая часть промышленных предприятий Ленинградской области ведет деятельность в секторах традиционной промышленности, на территории региона практически отсутствуют предприятия, ориентированные на выпуск инновационной продукции. В условиях роста экономических проблем рост числа высокотехнологичных предприятий и инновационной продукции позволит создать условия для стабилизации и роста экономики.
2. Регион испытывает дефицит в площадках, обеспеченных необходимой инфраструктурой для размещения новых производств.
Активное развитие существующих промышленных, портовых и сервисных зон формирует запрос на новое инфраструктурное развитие. Несмотря на большое количество заявленных проектов, существует дефицит предложений участков, на которых можно начать строительство в короткие сроки. Общий объем предложения площадей промышленных парков и технопарков в Ленинградской области до 2016 года порядка 300 га. Из них пригодных к выходу на стройплощадку в 2013 году - 60-80 га. Ежегодный объем предложения производственной недвижимости (без учета крупных стратегических проектов) - около 50 га. Спрос на подготовленные площадки в дальнейшем будет расти.
3. Растут инфраструктурные ограничения развития Ленинградской области:
1) наиболее актуальные проблемы развития инфраструктуры связаны с подключением к инженерным сетям, водоснабжением и водоотведением, электроэнергией. Отмечаются трудности с подключением к инженерной инфраструктуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области, результатом которых станет снижение притока инвестиций на территорию субъектов;
2) темпы строительства на территориях, особенно в пределах агломерации Санкт-Петербурга, значительно превосходят темпы развития инфраструктуры. Результатом такой рассогласованности является комплекс проблем, с которыми сталкиваются застройщики при подключении уже построенных домов к инженерным коммуникациям;
3) западная часть Ленинградской области может столкнуться с ограничением возможностей транспортировки строительных грузов железнодорожным транспортом. Причина заключается в возможной переориентации железнодорожных мощностей на нужды портовых комплексов в Усть-Луге и Приморске;
4) проблема качества дорог имеет критичное значение как для небольших населенных пунктов, так и для масштабных инфраструктурных проектов. Ленинградская область обладает разветвленной сетью автомобильных дорог, при этом до 85% дорог региона нуждаются в ремонте;
________________
Ленинградская область в 2011 году/Петростат. - СПб., 2012. - 231 с.
5) растет износ основных фондов коммунальной инфраструктуры, в среднем по области этот показатель на 2011 год составляет 50%, а в некоторых муниципальных районах приближается к 70% (Лодейнопольский, Подпорожский муниципальные районы).
4. Постепенно исчерпываются ресурсы рабочей силы.
В 2011 году наметился рост численности трудовых ресурсов (рис.30 и 31), однако он связан в первую очередь с миграцией в Ленинградскую область низкоквалифицированной рабочей силы. Потребность региона в специалистах со средним специальным и высшим образованием не восполняется.