Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 декабря 2012 года N 307-р

О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1249 "О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации"

(с изменениями на 30 октября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19 февраля 2013 года N 37-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 28.02.2013);

распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 22 декабря 2017 года N 911-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.12.2017);

распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 30 октября 2023 года N 3023-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 01.11.2023).

____________________________________________________________________



Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1249 "О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации":

1. Утвердить:

1.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 1.

1.2. Форму заявления о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 2.

1.3. Форму направления для прохождения подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 3.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Тугова Д.Б.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2023 года распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 30 октября 2023 года N 3023-р. - См. предыдущую редакцию)

Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков

          

Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга

27 декабря 2013 года

Регистрационный N 14357

          

Приложение N 1
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 25 декабря 2012 года N 307-р
(В редакции, введенной в действие
 с 1 ноября 2023 года распоряжением
 Комитета по социальной
 политике Санкт-Петербурга
 от 30 октября 2023 года N 3023-р
. -
 См. предыдущую редакцию)

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей



1. Общие положения

 

1.1. Программа подготовки лиц, желающих принять па воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки) не является образовательной программой, деятельность по реализации программы не относится к предмету регулирования законодательства об образовании. Программа подготовки включает минимальные требования к формированию Программы подготовки органами опеки и попечительства и (или) организациями, осуществляющими подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители), определяет структуру, тематический план, форму проведения подготовки, общую трудоемкость, а также итоговую аттестацию кандидатов в приемные родители. Программа подготовки осуществляется бесплатно на русском языке в очной форме. Прохождение Программы подготовки является обязательным для всех граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Подготовка нижеперечисленных категорий граждан может осуществляться по их заявлению и (или) по обращению органов опеки и попечительства:

близких родственников ребенка (родственники по прямой восходящей линии (бабушки, дедушки), полнородные и неполпородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры);

лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено по их вине;

лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

отчима, мачехи ребенка, подавших заявление о его усыновлении (удочерении).

1.2. Понятия и термины, используемые в Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.

1.3. Организация подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства.

2. Цели и задачи подготовки кандидатов в приемные родители

 

2.1. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в целях оказания психологической и правовой помощи этим лицам, а также для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.

2.2. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются:

2.2.1. Подготовка граждан к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и исследование гражданами их воспитательных компетенций, родительских навыков и ресурсов семьи для воспитания и содержания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, а также образования и развития.

2.2.2. Помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью.

2.2.3. Ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей.

2.2.4. Профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей, и снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей.

3. Содержание Программы подготовки кандидатов в приемные родители

 

3.1. Содержание Программы подготовки кандидатов в приемные родители состоит из тематического плана, наименования и содержания разделов (тем) Программы подготовки. Общая трудоемкость Программы подготовки должна составлять не менее 63 и не более 80 академических часов, из них не менее 70% академических часов практических занятий.

3.2. Тематический план Программы подготовки содержит разделы обязательные к изучению, но может быть дополнен иными разделами (темами), на усмотрение органов опеки и попечительства и (или) организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, с учетом принципов клиентоцентричности. Последовательность изучения разделов Программы подготовки может быть адаптирована и изменена с учетом потребностей кандидатов в приемные родители.

N п/п

Наименование раздела

Всего часов

Лекции

Тренинги

Индивидуальное консультирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

7

1

3

3

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

9

1,5

6,5

1

3

Этапы развития ребенка

2

1

1

-

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

4

1

3

-

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

4

1

3

-

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

6

1

3

2

7

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка

8

1,5

6,5

-

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

4

1

3

-

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

1

-

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

7

1

6

-

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

2

-

-

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

2

-

2

-

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговая аттестация

6

-

-

6

Итого

63

13

38

12

 

3.3. Содержание разделов Программы подготовки:

3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Раздел 1 Программы подготовки включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка):

3.3.1.1. Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители.

3.3.1.2. Задачи подготовки, в том числе по следующим темам:

выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

3.3.1.3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).

3.3.1.4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

3.3.1.5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3.3.2. Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

Раздел 2 Программы подготовки включает следующие темы:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.

Раздел 3 Программы подготовки включает следующие темы:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

Раздел 4 Программы подготовки включает следующие темы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»