РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2012 года N 307-р
О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1249 "О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации"
(с изменениями на 30 октября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19 февраля 2013 года N 37-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 28.02.2013);
распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 22 декабря 2017 года N 911-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.12.2017);
распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 30 октября 2023 года N 3023-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 01.11.2023).
____________________________________________________________________
1. Утвердить:
1.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 1.
1.2. Форму заявления о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 2.
1.3. Форму направления для прохождения подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 3.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Тугова Д.Б.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2023 года распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 30 октября 2023 года N 3023-р. - См. предыдущую редакцию)
Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков
Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
27 декабря 2013 года
Регистрационный N 14357
Приложение N 1
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 25 декабря 2012 года N 307-р
(В редакции, введенной в действие
с 1 ноября 2023 года распоряжением
Комитета по социальной
политике Санкт-Петербурга
от 30 октября 2023 года N 3023-р. -
См. предыдущую редакцию)
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1.1. Программа подготовки лиц, желающих принять па воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки) не является образовательной программой, деятельность по реализации программы не относится к предмету регулирования законодательства об образовании. Программа подготовки включает минимальные требования к формированию Программы подготовки органами опеки и попечительства и (или) организациями, осуществляющими подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители), определяет структуру, тематический план, форму проведения подготовки, общую трудоемкость, а также итоговую аттестацию кандидатов в приемные родители. Программа подготовки осуществляется бесплатно на русском языке в очной форме. Прохождение Программы подготовки является обязательным для всех граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).
Подготовка нижеперечисленных категорий граждан может осуществляться по их заявлению и (или) по обращению органов опеки и попечительства:
близких родственников ребенка (родственники по прямой восходящей линии (бабушки, дедушки), полнородные и неполпородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры);
лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено по их вине;
лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
отчима, мачехи ребенка, подавших заявление о его усыновлении (удочерении).
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Организация подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства.
2.1. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в целях оказания психологической и правовой помощи этим лицам, а также для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.
2.2. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются:
2.2.1. Подготовка граждан к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и исследование гражданами их воспитательных компетенций, родительских навыков и ресурсов семьи для воспитания и содержания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, а также образования и развития.
2.2.2. Помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью.
2.2.3. Ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей.
2.2.4. Профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей, и снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей.
3.1. Содержание Программы подготовки кандидатов в приемные родители состоит из тематического плана, наименования и содержания разделов (тем) Программы подготовки. Общая трудоемкость Программы подготовки должна составлять не менее 63 и не более 80 академических часов, из них не менее 70% академических часов практических занятий.
3.2. Тематический план Программы подготовки содержит разделы обязательные к изучению, но может быть дополнен иными разделами (темами), на усмотрение органов опеки и попечительства и (или) организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, с учетом принципов клиентоцентричности. Последовательность изучения разделов Программы подготовки может быть адаптирована и изменена с учетом потребностей кандидатов в приемные родители.
N п/п | Наименование раздела | Всего часов | Лекции | Тренинги | Индивидуальное консультирование |
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 7 | 1 | 3 | 3 |
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 9 | 1,5 | 6,5 | 1 |
3 | Этапы развития ребенка | 2 | 1 | 1 | - |
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 4 | 1 | 3 | - |
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 1 | 3 | - |
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 6 | 1 | 3 | 2 |
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 8 | 1,5 | 6,5 | - |
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 4 | 1 | 3 | - |
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 2 | 1 | 1 | - |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 7 | 1 | 6 | - |
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 2 | 2 | - | - |
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | - | 2 | - |
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, итоговая аттестация | 6 | - | - | 6 |
Итого | 63 | 13 | 38 | 12 |
3.3. Содержание разделов Программы подготовки:
3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Раздел 1 Программы подготовки включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка):
3.3.1.1. Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители.
3.3.1.2. Задачи подготовки, в том числе по следующим темам:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3.3.1.3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
3.3.1.4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
3.3.1.5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3.3.2. Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
Раздел 2 Программы подготовки включает следующие темы:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Раздел 3 Программы подготовки включает следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Раздел 4 Программы подготовки включает следующие темы: