Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2012 года N 1362/36

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Чистая вода Подмосковья" на 2013-2020 годы"

(с изменениями на 30 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 23 августа 2013 года N 664/38

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 30 октября 2013 года N 887/47.

____________________________________________________________________


В целях обеспечения гарантированного предоставления населению Московской области услуг водоснабжения и водоотведения нормативного качества и в необходимом количестве Правительство Московской области

постановляет:

Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Московской области "Чистая вода Подмосковья" на 2013-2020" годы.

Вице-губернатор -
Председатель
Правительства
Московской области
А.В.Шаров

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 25 октября 2012 года N 1362/36

     

Долгосрочная целевая программа Московской области "Чистая вода Подмосковья" на 2013-2020 годы"

(с изменениями на 30 октября 2013 года)


Паспорт долгосрочной целевой программы Московской области "Чистая вода Подмосковья" на 2013-2020 годы"

Наименование Программы

"Чистая вода Подмосковья" на 2013-2020 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа "Чистая вода на 2011-2017 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода на 2011-2017 годы";

Постановление Правительства Московской области от 15.07.2011 N 708/26 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области "Чистая вода Подмосковья" на 2012-2015 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области

Разработчик Программы

Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области

Цель Программы

Предоставление населению Московской области услуг водоснабжения и водоотведения нормативного качества и в необходимом количестве

Задачи Программы

1. Модернизация и строительство объектов систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

2. Совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

3. Обеспечение повышения качества, энергоэффективности и надежности функционирования объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Сроки реализации Программы

2013-2020 годы

Исполнители Программы

Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации всех форм собственности, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации

Объем и источники финансирования
Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий:
период 2013-2015 годов (I этап):
959378,0 тыс. рублей
в том числе по годам:
2013 год - 303321,18 тыс. рублей;
2014 год - 320663,78 тыс. рублей;
2015 год - 335393,04 тыс. рублей
из них по источникам:
средства федерального бюджета:
всего - 38229,95 тыс. рублей
в том числе по годам:
2013 год - 38229,95 тыс. рублей;
2014 год - 0 тыс. рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей
средства бюджета Московской области:
всего - 20000,0 тыс. рублей
в том числе по годам:
2013 год - 0,00 тыс. рублей;
2014 год - 20000,00 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей
средства бюджетов муниципальных образований Московской области:
всего - 19239,99 тыс. рублей
в том числе по годам:
2013 год - 8413,33 тыс. рублей;
2014 год - 5413,33 тыс. рублей;
2015 год - 5413,33 тыс. рублей
средства внебюджетных источников:
всего - 881908,06 тыс. рублей
в том числе по годам:
2013 год - 256677,9 тыс. рублей;
2014 год - 295250,45 тыс. рублей;
2015 год - 329979 ,71 тыс. рублей
периоды 2016-2018 годов (II этап) и
2019-2020 годов (III этап) - объемы средств за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, направляемых на реализацию мероприятий, определяются по результатам выполнения мероприятий 2013-2015 годов (I этап) и далее подлежат ежегодному уточнению в соответствии с утвержденными объемами бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год

(Позиция в редакции, введенной в действие  постановлением Правительства Московской области от 30 октября 2013 года N 887/47. - См. предыдущую редакцию)

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы)

Увеличение обеспеченности населения Московской области централизованными услугами водоснабжения и водоотведения к 2020 году до 90 процентов и до 87,1 процентов соответственно;

уменьшение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и микробиологическим показателям, к 2020 году до 15 процентов и до 0,3 процентов соответственно;

увеличение объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод к 2020 году до 71,3 процентов;

уменьшение числа аварий в системах водоснабжения и водоотведения к 2020 году до 150 и до 200 на 1000 км сетей;

увеличение доли собственных инвестиций организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод к 2020 году до 30 процентов

     

     

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и прогноз развития ситуации


Согласно Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года безусловным приоритетом государственной политики в регионе является создание условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области.

Решение задач по обеспечению населения питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, является одним из главных приоритетов по сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения Московской области.

Основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в Московской области являются подземные воды гжельско-ассельского, касимовского, подольско-мячковского, каширского и алексинско-протвинского водоносных горизонтов, которые обеспечивают 84 процента суммарного объема водопотребления.

По данным Федерального государственного унитарного предприятия "Геоцентр-Москва", разведанные запасы подземных вод Московской области составляют более 9 млн. м/сутки, из них 5,4 млн. м/сутки разрешены к использованию. По состоянию на 2010 год общее потребление подземных вод по Московскому региону оценивается порядка 3,6-3,8 млн. м/сутки.

Таким образом, Московская область обеспечена запасами подземных вод в необходимом количестве, однако их распределение по отдельным муниципальным образованиям не соответствует требуемым объемам водопотребления.

Длительный отбор подземных вод в ближайшем Подмосковье сверх утвержденных запасов привел к образованию обширной депрессионной воронки диаметром более 100 км, значительному понижению статического уровня и, как следствие, ухудшению качества воды и ее недостатку для подачи населению.

Наиболее неблагоприятная обстановка по запасам подземных вод хозяйственно-питьевого назначения сложилась для городов Балашиха, Жуковский, Коломна, Лосино-Петровский, Мытищи, Наро-Фоминск, Ногинск, Подольск, Раменское, Сергиев Посад, Щелково и р.п.Томилино, в которых водозабор превышает утвержденные запасы в суммарном выражении более чем на 350 тыс. м/сутки.

Города Дубна, Королев и Ступино используют поверхностные и смешанные источники водоснабжения, общий объем водопотребления этих городов составляет 100 тыс. м/сутки.

Города, расположенные в непосредственной близости от г.Москвы (Видное, Балашиха, Дзержинский, Долгопрудный, Котельники, Люберцы, Одинцово, Мытищи, Реутов, Химки), получают питьевую воду из системы водоснабжения Московского государственного унитарного предприятия "Мосводоканал" в объеме 270 тыс.м/сутки.

Особая роль в водоснабжении потребителей Московской области принадлежит Восточной системе водоснабжения (далее - ВСВ). Вода, добываемая водозаборными скважинами данной системы из подземных месторождений, расположенных на границе Московской и Владимирской областей, отвечает всем требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности и не требует дополнительной подготовки.

Проектная мощность ВСВ составляет 168 тыс. м/сутки. Фактическая максимально достигнутая мощность за все годы эксплуатации составила около 53 тыс. м/сутки. В настоящее время ВСВ обеспечивает хозяйственно-питьевые нужды населения и предприятий Ногинского и Павлово-Посадского муниципальных районов, городских округов Электросталь, Железнодорожный и городского поселения Щелково.

Обеспеченность населения Московской области централизованными услугами водоснабжения составляет 69,1 процента, в том числе обеспеченность населения городских поселений - 82,0 процента, сельских - 38,3 процента.

Система централизованного водоснабжения Московской области представляет собой комплекс взаимосвязанных технических сооружений и состоит из 2516 водозаборных узлов, на которых функционируют 312 станций обезжелезивания, 15 установок умягчения воды, 71 узел смешения, 8533 артезианских скважин; 1627 насосных станций водопровода; 74 очистных сооружения водопровода пропускной способностью 405,2 тыс.м/сутки; 15 802 км водопроводных сетей.

Нецентрализованными источниками водоснабжения обеспечены 3462 населенных пункта (58,6 процента), в том числе, 99 - в городских поселениях и 3363 - в сельских. В 2011 году количество источников нецентрализованного водоснабжения составило 13036, из них 11955 (91,7 процента) в сельских поселениях.

В связи с массовой миграцией населения в летний период из столицы в область, отмечается повышенное водопотребление, связанное с использованием воды как на хозяйственно-питьевые нужды, так и на полив приусадебных участков водой хозяйственно-питьевого назначения, что не учитывается при проектировании систем водоснабжения. В итоге маломощные, не имеющие достаточного резерва, водопроводные системы поселков и деревень не обеспечивают подачу воды населению в нормативном режиме. Характерный пример - аномально жаркое лето 2010 года. В небольших населенных пунктах, сельских поселениях, где преобладает застройка с приусадебными участками, водопотребление увеличилось в 1,5-2 раза. Для решения данной проблемы необходима модернизация существующих водозаборных узлов с установкой более мощного оборудования и развитие водопроводных сетей.

Обеспеченность населения Московской области централизованными услугами водоотведения составляет 66,8 процента, в том числе обеспеченность населения городских поселений - 79,8 процента, сельских - 35,8 процента.

Система водоотведения Московской области представляет собой комплекс технических сооружений, осуществляющих транспортировку и очистку сточных вод, и состоит из 655 комплексов очистных сооружений пропускной способностью 3,2 млн.м/сутки, 1510 канализационных насосных станций и 12481,5 км канализационных сетей.

Пропуск сточных вод через системы водоотведения в Московской области составляет около 2,6 млн. м/сутки, из которых около 2,0 млн. м/сутки сбрасывается на очистные сооружения Московской области и около 600 тыс. м/сутки на очистные сооружения г.Москвы.

Из действующих канализационных очистных сооружений 32 процента перегружено, 79 процентов эксплуатируются от 20 до 40 лет и нуждаются в реконструкции. Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений достиг 100 тыс. м/сутки. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в водные объекты, что ухудшает экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водных объектов.

В то же время, в 2010 году фактический объем финансирования из консолидированного бюджета Московской области на замену изношенных основных фондов объектов водоснабжения (в том числе водопроводных сетей) составил 5 200 тыс. рублей, объектов водоотведения - 0 рублей.

Износ основных фондов водоснабжения по состоянию на 01.01.2011 составил 56,5 процента, в том числе:

водозаборных узлов - 58 процентов;

водопроводных насосных станций - 57,5 процента;

очистных сооружений водопровода - 56 процентов;

водопроводных сетей - 54,5 процента;

Износ основных фондов объектов водоотведения по состоянию на 01.01.2011 составил 58 процентов, в том числе:

очистных сооружений канализации - 60,5 процента;

канализационных насосных станций - 58,5 процента;

канализационных сетей - 55 процентов.

Ежегодный рост предельно изношенных сетей ведет к росту числа неисправностей и аварийных ситуаций, к увеличению утечек и неучтенных расходов воды при транспортировке. Для сокращения количества ветхих водопроводных и канализационных сетей необходимо ежегодно производить их замену в объеме не менее 7 процентов от их протяженности, что соответственно составляет около 1 100 км водопроводных и 870 км канализационных ветхих сетей. Однако в 2010 году при подготовке к зимнему отопительному периоду 2010-2011 годов было заменено только 342 км ветхих водопроводных сетей и 204 км ветхих канализационных сетей. В 2011 году при подготовке к зимнему отопительному периоду 2011/2012 годов заменено еще меньше, только 259 км ветхих водопроводных сетей и 109 км ветхих канализационных сетей.

Изношенность объектов водоснабжения приводит к снижению качества воды.

Наряду с физическим износом оборудования, зданий и сооружений стоит учитывать и их моральный износ, увеличение которого связано с разработкой новых видов энергосберегающего оборудования, появлением новых технологий и материалов.

Неудовлетворительное качество питьевой воды является другой острой проблемой, характерной для Московской области. Основными причинами снижения качества подземных вод являются ухудшение общей гидрогеологической обстановки, произошедшей за последние 20-30 лет, а также техногенное загрязнение на участках размещения водозаборов.

По данным Управления Роспотребнадзора по Московской области за 2011 год, доброкачественной питьевой водой обеспечено 74,9 процента населения, из которых 84,9 процента проживает в городских поселениях и 15,1 процента - в сельской местности. Условно-доброкачественной питьевой водой обеспечено 4,9 процента населения, из которых 94,2 процента проживает в городских поселениях и 5,8 процента - в сельской местности.

Удельный вес проб воды из подземных источников, не отвечающих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям, в 2011 году составил 39,0 процентов (в 2009 году - 37,3 процента), по микробиологическим показателям - 0,96 процента (в 2009 году - 0,94 процента).

Основная доля нестандартных проб воды из подземных источников по санитарно-химическим показателям сформировалась за счет превышения содержания: железа - 36,6 процента; фтора - 10,7 процента; стабильного стронция - 7,9 процента; лития - 3,5 процента; марганца - 1,9 процента; бора - 1,4 процента. Так, в 2010 году наибольший удельный вес проб воды из подземных источников, не соответствующих гигиеническим нормативам, отмечен:

по содержанию железа - на территориях Солнечногорского, Волоколамского, Дмитровского, Сергиево-Посадского, Пушкинского, Щелковского, Ленинского, Люберецкого, Шатурского, Егорьевского муниципальных районов, а также городских округов Балашиха, Домодедово, Лобня, Железнодорожный, Дубна, Лосино-Петровский;

по органолептическим показателям (мутность, цветность) - на территориях Волоколамского, Мытищинского, Орехово-Зуевского, Луховицкого муниципальных районов;

по минерализации (сухому остатку) - в Люберецком муниципальном районе;

по содержанию фтора - в Солнечногорском, Раменском, Красногорском, Подольском, Мытищинском, Люберецком, Егорьевском муниципальных районах, городском округе Климовск;

по содержанию стабильного стронция - в Люберецком, Егорьевском, Сергиево-Посадском, Щелковском, Раменском, Солнечногорском муниципальных районах;

по содержанию аммиака - в Люберецком, Щелковском и Егорьевском муниципальных районах.

В пробах воды из подземных источников водоснабжения на территории Солнечногорского и Люберецкого районов обнаружены концентрации лития и бора, превышающие гигиенические нормативы.

В 14 муниципальных образованиях Московской области (Озерском, Мытищинском, Ступинском, Подольском, Ленинском, Лотошинском, Истринском, Егорьевском, Каширском, Раменском, Шатурском, Волоколамском, Серпуховском, Наро-Фоминском муниципальных районах) удельный вес проб питьевой воды из подземных источников, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, превышает средне областной показатель в 1,5 и более раз. Это связано с загрязнением водосборных территорий, нарушением санитарных и технических правил эксплуатации скважин, наличием гидравлической связи подземных вод с поверхностными водами.

В 2011 году удельный вес проб воды из поверхностных источников водоснабжения, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 10,1 процента, по микробиологическим - 16,9 процента.

Удельный вес проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил в 2011 году 20,4 процента (в 2009 году - 22,4 процента), по микробиологическим - 1,3 процента (в 2009 году - 1,3 процента).

На территории 17 муниципальных образований Московской области (Шатурского, Егорьевского, Коломенского, Лотошинского, Дмитровского, Павлово-Посадского, Волоколамского, Щелковского, Клинского, Одинцовского, Наро-Фоминского, Люберецкого муниципальных районов и городских округов Ивантеевка, Жуковский, Орехово-Зуево, Звенигород, Лыткарино) в 2010 году удельный вес проб питьевой воды из распределительной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превысил средне областной показатель в 1,5 и более раз. Это связано с повышенным содержанием в водоносных горизонтах железа, марганца, лития, бора, стабильного стронция, фтора, аммиака, использованием старых технологических решений водоподготовки, низким санитарно-техническим состоянием существующих водопроводных сетей и сооружений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»