Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие торговли в Московской области на 2013-2015 годы" (утратило силу с 01.01.2014 на основании постановления Правительства Московской области от 26.12.2013 N 1154/57)

1. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Торговля играет важную роль в экономике Московской области. Вклад отрасли в валовой региональный продукт составляет порядка 23 процентов, доля торговли в среднегодовой численности занятых в экономике - не менее 20 процентов.

_______________

Отрасль "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования".


Оборот розничной торговли Московской области в 2011 году составил 1207,8 млрд.руб., что выше аналогичного показателя 2010 года на 10,8 процента (в сопоставимых ценах). Большую часть в обороте розничной торговли занимали непродовольственные товары - 53 процента. В январе-апреле 2012 года оборот розничной торговли составил 395,6 млрд.руб., что на 5,7 процента выше, чем в соответствующем периоде 2011 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 45,5 процента, непродовольственных - 54,5 процента.

Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в 2005-2008 году составляли более 20 процентов и были одними из самых высоких в Центральном Федеральном округе (далее - ЦФО), а также выше, чем в городах Москва, Санкт-Петербург. В 2009 году в связи с финансово-экономическим кризисом оборот розничной торговли Московской области сократился на 8 процентов, в последние годы рост возобновился. В 2010-2011 годы индекс физического объема оборота розничной торговли в Московской области превышал средние показатели по Российской Федерации и по ЦФО, а также соответствующие показатели по Москве и Санкт-Петербургу.

Доля рынков в обороте розничной торговли Московской области в 2011 году составляла 7,9 процента (в 2010 году - 8,4 процента). В январе-мае 2012 году оборот розничной торговли на 91,5 процента формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, доля рынков и ярмарок составила 8,5 процента.

Средняя по Российской Федерации и ЦФО доля рынков в обороте розничной торговли (12,5 процента и 15,7 процента) выше показателя по Московской области. В Москве на рынки приходится порядка 20 процентов розничного оборота, в Санкт-Петербурге - порядка 3 процентов.

Оборот оптовой торговли Московской области в 2011 году составил 4319,6 млрд.руб., или 11 процентов оборота оптовой торговли Российской Федерации и 20 процентов оборота ЦФО. Оборот оптовой торговли демонстрирует более высокие темпы роста, чем оборот розничной торговли: в 2006-2007 годы рост физических объемов оптовых продаж составлял до 35 процентов, в 2010 году оптовый оборот вырос на 33 процента по сравнению с 2009 года, в 2011 году рост составил 116,6 процента.

Торговля Московской области функционирует в условиях активизации процессов формирования субурбанизированной модели расселения в Московском регионе, что соответствует общемировым тенденциям развития крупных городов-мегаполисов. Это выражается в увеличении масштабов трудовой и культурно-бытовой (в том числе для приобретения товаров) маятниковой миграции населения между городом и областью, а также в росте количества москвичей, сезонно или постоянно проживающих в Московской области. Оборот розничной торговли в расчете на 1 жителя в Московской области - 168,9 тыс.руб. в год - превышает среднероссийский показатель и является самым высоким среди регионов ЦФО после Москвы, что связано с процессами субурбанизации в регионе.

_______________

Субурбанизация - процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, в результате которого происходит формирование городских агломераций.

Город Москва и Московская область.


Система товароснабжения Московской области характеризуется процессами интеграции товаропроводящей сети Москвы и Московской области. Транспортно-логистические системы города и области оказывают взаимное влияние друг на друга и фактически функционируют как единый транспортно-складской узел Московского региона, через который проходит большинство грузопотоков России, в том числе обеспечивающих импорт и экспорт. Объёмы оптовой торговли, приходящейся на 1 жителя Московской области, по некоторым видам товаров в 5 и более раз превышают средние показатели по Российской Федерации.

Важнейшей характеристикой общественной эффективности функционирования региональной торговли является уровень и динамика потребительских цен в регионе. В 2010-2011 годы темп роста цен на потребительские товары в Московской области был ниже среднероссийского, среднего уровня по ЦФО, а также темпа роста цен в городах Москве и Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.

В апреле 2012 года стоимость фиксированного набора товаров и услуг в Московской области составила 10276,6 рубля, что на 10 процентов выше среднероссийского показателя; стоимость минимального набора продуктов питания - 2483,9 рубля, что примерно равно средней стоимости по Российской Федерации.

Потребительский спрос на товары, реализуемые в розничной торговле региона, определяется уровнем и динамикой доходов населения, распределением населения по доходным группам.

Период 2005-2011 гг. характеризуется значительным ростом уровня и качества жизни в Московской области, который привел к увеличению покупательной способности населения, возрастанию потребления основных продуктов питания и увеличению покупок непродовольственных товаров в домохозяйствах региона.

В 2010-2011 годы реальные денежные доходы в Московской области росли темпами, превышающими среднероссийский уровень (2010 год - 105,3 процента; 2011 год - 103,8 процента, при средних по Российской Федерации: 2010 год - 105,1 процента; 2011 год - 100,8 процента). С 2005 по 2011 годы среднедушевые денежные доходы населения Московской области выросли с 7592 до 25255 руб. в месяц. По абсолютному уровню среднедушевого денежного дохода Московская область уступает в ЦФО только городу Москве. За тот же период номинальная заработная плата в Московской области выросла с 9558 до 28456 руб. В течение всего рассматриваемого периода она была выше среднероссийской. Средний размер назначенных пенсий в Московской области составил в 2011 году 8848,5 руб. В течение 2005-2011 годов пенсии в Московской области были выше среднероссийских, но ниже, чем в городах Москва и Санкт-Петербург.

В I квартале 2012 года реальные денежные доходы населения Московской области выросли на 7 процентов по сравнению с I кварталом 2011 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 14,9 процента и составила 29815 руб.

Доля потребительских расходов на товары и услуги в общем объеме денежных доходов населения Московской области составляет порядка 70 процентов, что на несколько процентных пунктов ниже, чем в среднем по Российской Федерации и примерно на уровне среднего значения по ЦФО. За последние 10 лет эта доля существенно сократилась, в 2000 году на оплату товаров и услуг жители Московской области тратили 84,5 процента денежных доходов.

_______________

В марте 2012 года денежные доходы и потребительские расходы в расчете на душу населения составили соответственно 26241 и 18269 руб.


Доля расходов на покупку товаров в потребительских расходах жителей Московской области одна из самых низких по Российской Федерации - порядка 67 процентов.

Наряду с общими объемами денежных доходов и расходов важным фактором, оказывающим влияние как на объемы оборота розничной торговли, так и на их структуру, является дифференциация доходов населения.

Уровень дифференциации доходов жителей Московской области растет. Индекс Джини за 2005-2011 годы увеличился на 12 процентов: с 0,37 до 0,413. Коэффициент фондов за тот же период вырос на 34 процента и составил 15,6. Уровень дифференциации доходов жителей Московской области ниже чем населения Российской Федерации в целом, городов Москвы и Санкт-Петербурга, но выше соответствующих показателей в Ленинградской области и практически во всех областях ЦФО.

_______________

В странах Евросоюза коэффициент фондов относительно стабилен и находится в пределах до 8 раз (Швеция - 3 раза); индекс Джини - в пределах 0,15-0,17; доля населения, живущего на пороге бедности, как правило, составляет 8,5-9,0 процента. По оценке западных экспертов пороговыми значениями социальной безопасности являются: коэффициент фондов - 6-7 раз, показатель уровня бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) - 10 процентов.


Уровень бедности в Московской области ниже средних показателей по Российской Федерации и один из самых низких в ЦФО. В 2011 году численность населения Московской области с доходами ниже прожиточного минимума составляла 9,8 процента от общей численности населения области (в 2005 году - 18 процента). Это означает, что порядка 700 тысяч постоянных жителей области имеют доход ниже прожиточного минимума. Доходы ниже 10 тысяч рублей на человека в месяц имеют 20,4 процента постоянного населения области (1,4 млн. человек). Средние доходы представителей временного населения, большинство из которых трудовые мигранты, находятся на уровне самых малообеспеченных групп постоянного населения области.