ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 года N 286
(с изменениями на 30 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 19 мая 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 16 мая 2014 года N 183
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 30 ноября 2012 года N 379 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 119, 17.12.2012) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года).
____________________________________________________________________
В целях создания условий для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области, повышения качества и безопасности товаров, работ и услуг, обеспечения контроля органами местного самоуправления за соблюдением законных прав граждан Правительство Ленинградской области
постановляет:
2. Управлению делами Правительства Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать ассигнования на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области принять муниципальные программы по защите прав потребителей.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого вице-губернатора Ленинградской области Патраева К.Н.
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 13 сентября 2012 года N 286
Долгосрочная целевая программа "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы"
(с изменениями на 30 ноября 2012 года)
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы | Создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и интересов |
Основные задачи Программы | Дальнейшее развитие и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе (тыс. рублей в действующих ценах года реализации Программы) | Источник финансирования Программы - областной бюджет Ленинградской области. |
Показатели социальной и экономической эффективности Программы | Снижение социальной и психологической напряженности на потребительском рынке Ленинградской области; |
| |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Возложение функций по защите прав потребителей на соответствующих специалистов администраций муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Ленинградской области (наличие в администрации каждого муниципального образования не менее одного специалиста по защите прав потребителей) (2012 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в девяти администрациях муниципальных районов, 10 администрациях городских поселений и 20 администрациях сельских поселений; 2013 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в 18 администрациях муниципальных районов и городского округа, 30 администрациях городских поселений и 70 администрациях сельских поселений; 2014 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в 18 администрациях муниципальных районов и городского округа, 61 администрации городских поселений и 142 администрациях сельских поселений); |
создание 18 координационных советов по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2013 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах и городском округе); | |
разработка и издание информационно-справочных материалов (справочников, брошюр, памяток) для населения, предпринимателей и юридических лиц по вопросам защиты прав потребителей (2012 год - разработка и издание 600 экземпляров справочников, 2400 экземпляров брошюр, 7600 экземпляров памяток; 2013 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток; 2014 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток); | |
публикация в средствах массовой информации информационных материалов о правах потребителей, о качестве и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке (2012 год - публикация восьми материалов; 2013 год - публикация восьми материалов; 2014 год - публикация восьми материалов); | |
проведение открытых уроков и факультативных занятий в школах, учреждениях среднего специального образования, других учебных заведениях по основам потребительских знаний (2012 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий; 2013 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий; 2014 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий); | |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 30 ноября 2012 года N 379. - См. предыдущую редакцию) | |
Основания для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"; |
________________ * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 18 июля 2008 года". - Примечание изготовителя базы данных. | |
Разработчик Программы | Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области |
Срок разработки Программы | 2011 год |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика, координатор Программы | Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области |
Участники Программы | Основные исполнители Программы: |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области. | |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Смирнов Алексей Витальевич - председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, тел. 274-10-50 |
Управление и контроль за выполнением Программы | Общий контроль за выполнением Программы осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области. |
Реализация политики защиты прав потребителей является важной составляющей социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан реализовать свои потребительские права, рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров, работ, услуг. При этом важно, чтобы товары, работы и услуги были качественными и безопасными для здоровья и имущества граждан, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. В этой связи перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Под национальной системой защиты прав потребителей понимается совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.
В Ленинградской области система защиты прав потребителей создана в 1992 году и в настоящее время включает:
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области);
иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области - Правительство Ленинградской области;
органы местного самоуправления Ленинградской области;
общественные объединения потребителей Ленинградской области.
За время существования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области отработано взаимодействие и организована согласованная работа при координирующей роли Правительства Ленинградской области через специально образованный межведомственный координационный совет при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей.
Программой определены следующие приоритетные направления:
1) дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Ленинградской области:
развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области, Правительством Ленинградской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) потребителей, в том числе в рамках деятельности межведомственного координационного совета при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей,
организация информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей в муниципальных районах (городском округе), городских и сельских поселениях,
создание районных межведомственных координационных советов по защите прав потребителей,
разработка и принятие муниципальных программ развития системы защиты прав потребителей;
2) повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных с точки зрения защиты прав потребителей сферах потребительского рынка;
3) совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
4) совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей;
5) расширение информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.
Реализация указанных направлений требует высокого уровня организации работы всех структур системы защиты прав потребителей, в том числе органов местного самоуправления, в целях защиты прав и интересов конкретного гражданина.
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" на органы местного самоуправления возложено рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей. В этой связи одним из основных мероприятий Программы является обеспечение деятельности созданных ранее при администрациях муниципальных районов и городского округа информационно-консультационных центров для потребителей.
Развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе, к возникновению новых проблем правового, экономического, организационного и социального характера, не обеспечивает потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров через сетевые супермаркеты, развитие дистанционного способа продаж (включая продажи посредством интернет-ресурсов), долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Растет количество обращений граждан о нарушении их прав вследствие приобретения некачественных товаров, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. В частности, количество обращений о нарушении прав потребителей от общего числа обращений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, выросло с 17 процентов в 2005 году до 61 процента в 2010 году. Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области рассмотрено в 2010 году 2111 обращений о нарушении прав потребителей, при этом число поступивших письменных обращений о нарушении прав потребителей возросло на 48 процентов по сравнению с 2009 годом. Большая часть обращений пациентов (67 процентов) - жалобы на нарушения в сфере торговли, из которых 37 процентов - по вопросам продажи технически сложных товаров бытового назначения, 27 процентов - жалобы о нарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По результатам контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в 2010 году при сокращении числа проверок на 10 процентов выявлено на 27 процентов больше нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей.
Изложенные факты говорят о неготовности бизнеса нести социальную и экономическую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности. Такое положение дел на рынке товаров и услуг приводит к возникновению имущественных рисков потребителей в результате приобретения некачественной продукции и услуг. Особенно велики такие риски у малоимущих и социально незащищенных граждан.
Необходимо применение новых подходов к обеспечению условий для формирования у населения устойчивых навыков самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке, включая формирование опыта разумного поведения и рационального потребления, обучение приемам адекватного, экономически грамотного действия.
В этой связи все большую значимость в реализации государственной политики по защите прав потребителей приобретает организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление профилактических мер в сфере защиты прав потребителей, поддержка малоимущих и социально незащищенных слоев населения.
Решение проблем и задач в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, баланса интересов потребителей и добросовестных предпринимателей на территории Ленинградской области предусматривается в рамках реализации настоящей Программы.
Программа включает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективной защиты прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации, снижение социальной и психологической напряженности на потребительском рынке Ленинградской области. Программа имеет выраженную социальную направленность и предусматривает оказание населению бесплатных консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и распространение информационно-справочных материалов, а также проведение независимых потребительских экспертиз для малоимущих жителей Ленинградской области.
Настоящая Программа является продолжением долгосрочной целевой программы "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2009-2011 годы", в ходе реализации которой осуществлены следующие мероприятия:
созданы 18 информационно-консультационных центров для потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области. В 2010 году работниками информационно-консультационных центров проведено 2260 консультаций для потребителей, оформлено 435 претензий и 58 исковых заявлений;
разработана инфотека (систематизированная информационная база, включающая актуальные информационно-справочные и правовые материалы по защите прав потребителей);
подготовлены два методических пособия, 25 брошюр и пять информационных материалов по различным вопросам защиты прав потребителей;
организован и проведен семинар для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц "Об актуальных вопросах защиты прав потребителей и потребительского рынка".
Целью Программы является создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и интересов.
Указанная цель базируется на сути национальной политики в сфере защиты прав потребителей: создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих законных прав и интересов повсеместно на территории Российской Федерации.