Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2012 года N 286

О долгосрочной целевой программе "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы"

(с изменениями на 30 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 19 мая 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 16 мая 2014 года N 183

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 30 ноября 2012 года N 379 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 119, 17.12.2012) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года).

____________________________________________________________________



В целях создания условий для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области, повышения качества и безопасности товаров, работ и услуг, обеспечения контроля органами местного самоуправления за соблюдением законных прав граждан Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы".

2. Управлению делами Правительства Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать ассигнования на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы".

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области принять муниципальные программы по защите прав потребителей.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого вице-губернатора Ленинградской области Патраева К.Н.

Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко

Приложение

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 13 сентября 2012 года N 286

     

Долгосрочная целевая программа "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы"

(с изменениями на 30 ноября 2012 года)

     

     

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы"

Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа)

Цель Программы

Создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и интересов

Основные задачи Программы

Дальнейшее развитие и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области;

создание и укрепление структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления;

обеспечение деятельности информационно-консультационных центров для информирования и консультирования потребителей;

организация сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями потребителей;

максимальное снижение поступления на потребительский рынок некачественных и опасных товаров и услуг путем реализации комплекса мероприятий Программы;

организация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с добросовестными изготовителями (исполнителями и продавцами), а также их поддержка;

повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе (тыс. рублей в действующих ценах года реализации Программы)

Источник финансирования Программы - областной бюджет Ленинградской области.

Общий объем финансирования - 8976 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 2992 тыс. рублей, 2013 год - 2992 тыс. рублей, 2014 год - 2992 тыс. рублей

Показатели социальной и экономической эффективности Программы

Снижение социальной и психологической напряженности на потребительском рынке Ленинградской области;

повышение уровня информированности граждан о законодательстве по защите прав потребителей (увеличение числа консультаций, претензий и исков: 2012 год - на 20,0 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 10,0 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 5,0 процента к уровню 2013 года);

рост добровольного удовлетворения законных требований потребителей со стороны предпринимателей и юридических лиц (2012 год - на 3,0 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 3,0 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 3,0 процента к уровню 2013 года);


повышение качества и безопасности товаров, в том числе снижение удельного веса некачественных товаров, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий (2012 год - на 2,0 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 1,5 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 1,2 процента к уровню 2013 года);

снижение числа штрафных санкций, применяемых к предпринимателям и юридическим лицам при проведении проверок за соблюдением законодательства о защите прав потребителей (2012 год - на 3,0 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 2,0 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 1,5 процента к уровню 2013 года);

снижение заболеваемости вследствие использования некачественных и опасных товаров (2012 год - на 1,5 процента к уровню 2011 года, 2013 год - на 1,3 процента к уровню 2012 года, 2014 год - на 1,2 процента к уровню 2013 года)

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Возложение функций по защите прав потребителей на соответствующих специалистов администраций муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Ленинградской области (наличие в администрации каждого муниципального образования не менее одного специалиста по защите прав потребителей) (2012 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в девяти администрациях муниципальных районов, 10 администрациях городских поселений и 20 администрациях сельских поселений; 2013 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в 18 администрациях муниципальных районов и городского округа, 30 администрациях городских поселений и 70 администрациях сельских поселений; 2014 год - наличие специалистов по защите прав потребителей в 18 администрациях муниципальных районов и городского округа, 61 администрации городских поселений и 142 администрациях сельских поселений);

создание 18 координационных советов по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2013 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - создание координационных советов по защите прав потребителей в шести муниципальных районах и городском округе);

утверждение 18 муниципальных программ по защите прав потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области (2012 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в четырех муниципальных районах; 2013 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в шести муниципальных районах; 2014 год - утверждение муниципальных программ по защите прав потребителей в восьми муниципальных районах и городском округе);

обеспечение деятельности 18 информационно-консультационных центров для потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области и предоставление каждым центром услуг: 2012 год - проведение не менее 100 консультаций; 2013 год - проведение не менее 200 консультаций, оформление не менее 30 претензий, 15 исковых заявлений; 2014 год - проведение не менее 200 консультаций, оформление не менее 30 претензий, 15 исковых заявлений;

актуализация и расширение инфотеки (2012 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков; 2013 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков; 2014 год - актуализация инфотеки, создание 10 новых информационных блоков);

разработка и издание информационно-справочных материалов (справочников, брошюр, памяток) для населения, предпринимателей и юридических лиц по вопросам защиты прав потребителей (2012 год - разработка и издание 600 экземпляров справочников, 2400 экземпляров брошюр, 7600 экземпляров памяток; 2013 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток; 2014 год - разработка и издание 200 экземпляров справочников, 800 экземпляров брошюр, 2000 экземпляров памяток);

организация и проведение обучающих семинаров по законодательству о защите прав потребителей для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения Ленинградской области (2012 год - организация и проведение четырех обучающих семинаров; 2013 год - организация и проведение четырех обучающих семинаров; 2014 год - организация и проведение четырех обучающих семинаров);

проведение независимых потребительских экспертиз товаров, работ и услуг, в том числе для малоимущих граждан (2013 год - проведение 200 экспертиз; 2014 год - проведение 200 экспертиз);

обобщение результатов надзорных мероприятий и комплексная оценка состояния, тенденций развития и эффективности проводимых в рамках Программы мероприятий (2012 год - в рамках подготовки доклада "Защита прав потребителей в Ленинградской области"; 2013 год - в рамках подготовки доклада "Защита прав потребителей в Ленинградской области"; 2014 год - в рамках подготовки доклада "Защита прав потребителей в Ленинградской области");

публикация в средствах массовой информации информационных материалов о правах потребителей, о качестве и безопасности товаров, работ и услуг на потребительском рынке (2012 год - публикация восьми материалов; 2013 год - публикация восьми материалов; 2014 год - публикация восьми материалов);

размещение актуальной информации по вопросам защиты прав потребителей на сайтах Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных районов (городского округа), Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области", общественных объединений потребителей (2012 год - размещение 40 материалов; 2013 год - размещение 40 материалов; 2014 год - размещение 40 материалов);

проведение открытых уроков и факультативных занятий в школах, учреждениях среднего специального образования, других учебных заведениях по основам потребительских знаний (2012 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий; 2013 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий; 2014 год - проведение 30 открытых уроков и факультативных занятий);

организация информирования и просвещения потребителей через сеть библиотек Ленинградской области путем распространения памяток, брошюр, проведения лекций, семинаров, заседаний общественных приемных и пр. (2012 год - проведение 40 информационно-просветительских мероприятий; 2013 год - проведение 40 информационно-просветительских мероприятий; 2014 год - проведение 40 информационно-просветительских мероприятий)

(Позиция в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 30 ноября 2012 года N 379. - См. предыдущую редакцию)

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июня 2008 года* N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области"

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 18 июля 2008 года". - Примечание изготовителя базы данных.


Разработчик Программы

Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области

Срок разработки Программы

2011 год

Стоимость разработки Программы

Не требует финансовых затрат

Представитель заказчика, координатор Программы

Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области

Участники Программы

Основные исполнители Программы:

комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области;

управление делами Правительства Ленинградской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области.

Соисполнители Программы:

федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области";

комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области;

комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области;

комитет общего и профессионального образования Ленинградской области;

комитет по культуре Ленинградской области;

комитет по здравоохранению Ленинградской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области;

региональное отделение по Ленинградской области Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России";

межрегиональная ассоциация общественных объединений потребителей "Северо-Запад"

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Смирнов Алексей Витальевич - председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, тел. 274-10-50

Управление и контроль за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области.

Контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств осуществляет комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

Контроль за финансированием мероприятий Программы осуществляет комитет финансов Ленинградской области.

Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области представляет ежеквартально информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - доклад в Правительство Ленинградской области

     

     

1. Содержание проблемы и обоснование ее программного решения


Реализация политики защиты прав потребителей является важной составляющей социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации.

Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан реализовать свои потребительские права, рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров, работ, услуг. При этом важно, чтобы товары, работы и услуги были качественными и безопасными для здоровья и имущества граждан, а также для окружающей среды.

Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. В этой связи перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

Под национальной системой защиты прав потребителей понимается совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.

В Ленинградской области система защиты прав потребителей создана в 1992 году и в настоящее время включает:

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области);

иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области - Правительство Ленинградской области;

органы местного самоуправления Ленинградской области;

общественные объединения потребителей Ленинградской области.

За время существования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области отработано взаимодействие и организована согласованная работа при координирующей роли Правительства Ленинградской области через специально образованный межведомственный координационный совет при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей.

Программой определены следующие приоритетные направления:

1) дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Ленинградской области:

развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области, Правительством Ленинградской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) потребителей, в том числе в рамках деятельности межведомственного координационного совета при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей,

организация информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей в муниципальных районах (городском округе), городских и сельских поселениях,

создание районных межведомственных координационных советов по защите прав потребителей,

разработка и принятие муниципальных программ развития системы защиты прав потребителей;

2) повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных с точки зрения защиты прав потребителей сферах потребительского рынка;

3) совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;

4) совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей;

5) расширение информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.

Реализация указанных направлений требует высокого уровня организации работы всех структур системы защиты прав потребителей, в том числе органов местного самоуправления, в целях защиты прав и интересов конкретного гражданина.

Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" на органы местного самоуправления возложено рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей. В этой связи одним из основных мероприятий Программы является обеспечение деятельности созданных ранее при администрациях муниципальных районов и городского округа информационно-консультационных центров для потребителей.

Развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе, к возникновению новых проблем правового, экономического, организационного и социального характера, не обеспечивает потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров через сетевые супермаркеты, развитие дистанционного способа продаж (включая продажи посредством интернет-ресурсов), долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.

Растет количество обращений граждан о нарушении их прав вследствие приобретения некачественных товаров, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. В частности, количество обращений о нарушении прав потребителей от общего числа обращений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, выросло с 17 процентов в 2005 году до 61 процента в 2010 году. Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области рассмотрено в 2010 году 2111 обращений о нарушении прав потребителей, при этом число поступивших письменных обращений о нарушении прав потребителей возросло на 48 процентов по сравнению с 2009 годом. Большая часть обращений пациентов (67 процентов) - жалобы на нарушения в сфере торговли, из которых 37 процентов - по вопросам продажи технически сложных товаров бытового назначения, 27 процентов - жалобы о нарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По результатам контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в 2010 году при сокращении числа проверок на 10 процентов выявлено на 27 процентов больше нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей.

Изложенные факты говорят о неготовности бизнеса нести социальную и экономическую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности. Такое положение дел на рынке товаров и услуг приводит к возникновению имущественных рисков потребителей в результате приобретения некачественной продукции и услуг. Особенно велики такие риски у малоимущих и социально незащищенных граждан.

Необходимо применение новых подходов к обеспечению условий для формирования у населения устойчивых навыков самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке, включая формирование опыта разумного поведения и рационального потребления, обучение приемам адекватного, экономически грамотного действия.

В этой связи все большую значимость в реализации государственной политики по защите прав потребителей приобретает организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление профилактических мер в сфере защиты прав потребителей, поддержка малоимущих и социально незащищенных слоев населения.

Решение проблем и задач в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, баланса интересов потребителей и добросовестных предпринимателей на территории Ленинградской области предусматривается в рамках реализации настоящей Программы.

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективной защиты прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации, снижение социальной и психологической напряженности на потребительском рынке Ленинградской области. Программа имеет выраженную социальную направленность и предусматривает оказание населению бесплатных консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и распространение информационно-справочных материалов, а также проведение независимых потребительских экспертиз для малоимущих жителей Ленинградской области.

Настоящая Программа является продолжением долгосрочной целевой программы "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2009-2011 годы", в ходе реализации которой осуществлены следующие мероприятия:

созданы 18 информационно-консультационных центров для потребителей в муниципальных районах и городском округе Ленинградской области. В 2010 году работниками информационно-консультационных центров проведено 2260 консультаций для потребителей, оформлено 435 претензий и 58 исковых заявлений;

разработана инфотека (систематизированная информационная база, включающая актуальные информационно-справочные и правовые материалы по защите прав потребителей);

подготовлены два методических пособия, 25 брошюр и пять информационных материалов по различным вопросам защиты прав потребителей;

организован и проведен семинар для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц "Об актуальных вопросах защиты прав потребителей и потребительского рынка".

2. Цель Программы


Целью Программы является создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и интересов.

Указанная цель базируется на сути национальной политики в сфере защиты прав потребителей: создание равных и реальных условий для реализации гражданами своих законных прав и интересов повсеместно на территории Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»