РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 сентября 2011 года N 05-14-650/1
(с изменениями на 7 сентября 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения ДЖКХ города Москвы от 17 февраля 2023 года N 01-01-14-77/23
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением ДЖКХиБ города Москвы от 7 сентября 2017 года N 01-01-14-203/17.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
По документу принято решение Московского городского суда от 4 октября 2013 года N 3-76/2013.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 12.09.2011 N 08-Э "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации "Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 годов и далее)":
1. Утвердить Технологию зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г.Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 годов и далее) (приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента Хромушина Е.А.
Руководитель Департамента
А.В.Цыбин
(с изменениями на 7 сентября 2017 года)
Объект дорожного хозяйства (ОДХ) - искусственное сооружение, предназначенное для безопасного движения транспорта и пешеходов в любое время года независимо от природно-климатических условий, в том числе: проезжая часть, тротуары, остановки общественного транспорта, разделительные полосы, отстойно-разворотные площадки общественного транспорта, специальные площадки для аварийной остановки автомобилей, парковки, обочины.
Государственный заказчик - орган исполнительной власти города Москвы или бюджетное учреждение, получающие средства бюджета города Москвы на комплексное содержание ОДХ города Москвы.
Подрядчик по комплексному содержанию ОДХ (далее также Подрядчик) - организация, выполняющая на договорной основе своими и привлеченными силами работы по комплексному содержанию ОДХ г.Москвы.
Зимнее содержание ОДХ - выполняемый в течение зимнего периода на всем протяжении ОДХ комплекс работ по санитарному и техническому содержанию элементов ОДХ, технических средств организации дорожного движения и элементов обустройства дорог, а также по мониторингу и техническому учету ОДХ.
Зимний период - в городе Москве календарный период времени с 1 ноября по 15 апреля.
Основная улица или магистраль - улица или магистраль города Москвы, требующая особых условий содержания в силу своей значимости в части транспортного сообщения или по другим основаниям.
Противогололедные материалы (ПГМ) - противогололедные реагенты (твердые, комбинированные и жидкие), а также фрикционные противогололедные материалы.
Противогололедные реагенты (ПГР) - это твердые (сыпучие), комбинированные (комбинация твердых химических и фрикционных компонентов), а также жидкие (растворы) химические искусственные средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью (предотвращения ее образования и ликвидацию) путем взаимодействия со снежно-ледяными отложениями. Возможность поддержания в допустимом состоянии элементов ОДХ в процессе их эксплуатации в зимний период обеспечивается плавлением льда (снега) и образованием водных растворов ПГР (солей), имеющих температуру замерзания ниже, чем у воды.
Фрикционные материалы (противогололедные) - твердые, сыпучие нерастворимые (слаборастворимые) в воде материалы, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для ликвидации образования зимней скользкости, путем повышения коэффициента сцепления колес автотранспортных средств, вследствие повышения шероховатости снежно-ледяных отложений.
Комбинированные материалы (комбинированные ПГР) - твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе как химические противогололедные реагенты (ПГР), так и фрикционные материалы.
Обращение ПГР - под обращением понимаются любые действия, связанные с оборотом ПГР, в том числе, транспортировка, хранение, использование (применение), вывоз и утилизация снега с остатками ПГР, замена и/или утилизация ПГР.
АДМС - автоматическая дорожная метеостанция.
Механизированная уборка - уборка территорий с применением специализированной уборочной техники.
Ручная уборка - уборка территорий ручным способом, в том числе с применением средств малой механизации.
Пешеходная зона - территория, предназначенная для передвижения пешеходов, на которой не допускается движение транспорта, за исключением специального, обслуживающего эту территорию.
Уборочные службы - специализированные подразделения организации, осуществляющей уборку территорий (ручным, механизированным способом).
Пандус - сооружение, обеспечивающее съезд с тротуара на проезжую часть через пониженный или утопленный в покрытие бордюрный камень.
Дворовая территория - территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Внутриквартальный проезд - дорога общего пользования в границах квартала.
Квартал - часть территории города Москвы в пределах планировочного района, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети, другими границами.
Оперативный городской штаб - орган, создаваемый для координации работ по содержанию городских территорий в зимний период.
ДПиООС города Москвы - Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
ДЖКХиБ города Москвы - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы
ОАТИ - Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
1.1. Настоящая Технология разработана в целях обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств и пешеходов на территории города в зимний период при любых погодных условиях. Технология содержит основные требования к выполнению работ по комплексному содержанию улично-дорожной сети и дворовых территорий в зимний период с применением химических, фрикционных и комбинированных противогололедных материалов.
1.2. Требования Технологии распространяются на отношения, связанные с обеспечением и выполнением работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства, дворовых территорий, включая внутриквартальные проезды, в зимний период.
1.3. В данной части документа определяется порядок организации работ по поддержанию в надлежащем техническом состоянии ОДХ города Москвы в зимний период, на основании существующих требований, определенных в нормативно-правовых и распорядительных документах.
1.4. В городе Москве устанавливаются единые нормы, требования и порядок содержания улично-дорожной сети и дворовых территорий в зимний период.
1.5. Основная задача зимнего содержания улично-дорожной сети и дворовых территорий заключается в предупреждении и удалении снеговых образований, - рыхлого снега, уплотненного снега или наката, стекловидного льда (гололеда, наледи), а также поддержание в исправном состоянии дорожных покрытий и элементов обустройства.
1.6. Выполнение работ по зимнему содержанию обслуживаемых ОДХ осуществляется Подрядчиками в круглосуточном режиме.
1.7. Перечень основных улиц (магистралей) города Москвы утверждает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
2.1.1. Настоящий раздел содержит описание технологических операций, осуществляемых в ходе комплексного содержания объектов дорожного хозяйства в зимний период с применением ПГР и гранитного щебня фракции 2-5 мм.
2.1.2. Технология разработана с учетом требований действующего законодательства, государственных стандартов, ведомственных нормативных и методических документов, нормативно-правовых и распорядительных документов города Москвы. Технология учитывает накопленный опыт применения ПГМ в зимний период, а также существующую в городе систему утилизации снежной массы.
2.1.3. Настоящая технология разработана применительно к определенной номенклатуре жидких и твердых противогололедных реагентов и материалов, качество которых соответствует установленным разделами 2.11, 2.12, 2.16 требованиям.
Жидкие ПГР:
- Жидкий реагент на основе хлористого кальция и натрия, массовая доля растворимых солей, % (концентрация), в пределах 27-29%: хлористого кальция - в пределах 22-23%, хлористого натрия - в пределах 5-6%, соответственно (ХКНж.).
Твердые ПГР:
- Твердый многокомпонентный противогололедный реагент на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция - не менее 20%; хлористого натрия - не более 75%; хлористого калия не более - 20%; формиата натрия не менее 5% по массе, соответственно (МРК тв.).
- Твердый многокомпонентный противогололедный реагент на основе композиции хлористого кальция и натрия: массовая доля хлористого кальция - не менее 20%; массовая доля хлористого натрия - не более 80% по массе, соответственно (ХКНтв.).
- Твердый многокомпонентный противогололедный реагент на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция - не менее 15%; хлористого натрия - не более 80%; хлористого калия - не более 10%; формиата натрия - не менее 5% по массе, соответственно (МРтв.).
Фрикционные материалы (вспомогательные):
- Мелкий гранитный щебень фракции 2-5 мм предусматривается в качестве ПГМ для определенных погодных условий на проезжей части.
Комбинированные ПГР:
- Твердый комбинированный противогололедный реагент на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень) и формиата натрия (соль муравьиной кислоты): массовая доля карбоната кальция - 50-80%; формиата натрия - 20-50% по массе, соответственно (КР1тв.).
- Твердый комбинированный противогололедный реагент на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль): массовая доля карбоната кальция - 20-50%; формиата натрия - 10-30%; массовая доля хлорида натрия - не более 60% по массе, соответственно (КР2тв.).
- Твердый комбинированный противогололедный реагент на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) с добавлением хлоридов (кальция и калия): массовая доля карбоната кальция - 20-50%; формиата натрия - 10-30%; массовая доля хлорида натрия - не более 50%; массовая доля хлоридов (кальция и калия) - не более 20% по массе, соответственно (КРЗтв.).
2.1.4. Объем ПГР и вспомогательных фрикционных материалов рассчитывается ДЖКХиБ города Москвы, в рамках норм предусмотренных настоящей технологией.
2.2.1. Проезжая часть.
2.2.1.1. В периоды снегопадов и гололедицы.
2.2.1.2. Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1-6 категорий проезжая часть должна быть обработана противогололедными реагентами и обеспечивать беспрепятственное движение всех видов транспортных средств.
2.2.1.3. Коэффициент сцепления колес автотранспортных средств с дорожным покрытием должен соответствовать требованиями ГОСТ Р 50597-93 (Государственный стандарт Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения") и обеспечивать безопасные условия движения со скоростью, разрешенной Правилами дорожного движения.
2.2.1.4. Время, необходимое на сплошную обработку противогололедными реагентами всей территории не должно превышать 3 часов с начала снегопада; для МКАД, включая транспортные развязки, и основных магистралей (согласно перечню по п.0) при условии обеспечения прохода колонны уборочной техники - не более 1 часа.
2.2.1.5. Механизированное подметание проезжей части должно начинаться сразу после окончания очередного снегопада. Время, необходимое на подметание, не должно превышать 3 часов; для МКАД, включая транспортные развязки, и основные магистрали (согласно перечню по п.0) при условии обеспечения прохода колонны уборочной техники - не более 2 часов.
2.2.1.6. При длительных интенсивных снегопадах (свыше 5 см и более), очередное подметание проезжей части должно производиться после выпадения каждых 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега с последующей обработкой дорожного полотна противогололедными реагентами, при необходимости с применением щебня фракции 2-5 мм.
2.2.1.7. После окончания снегопада.
2.2.1.8. Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1, 2 и 6 категорий после завершения механизированного подметания, проезжая часть должна быть полностью очищена от снежных накатов и наледей.
2.2.1.9. Для объектов дорожного хозяйства 3, 4 и 5 категорий отдельные участки проезжей части могут иметь снежный накат, обработанный щебнем фракции 2-5 мм. Общая площадь таких участков не должна превышать 30% от площади проезжей части данной улицы или проезда.
2.2.1.10. Нормативный срок полной ликвидации зимней скользкости и окончания работ по снегоочистке - не более 3 часов. Время начала работ по снегоочистке - отсчитывается с момента окончания снегопада или метели.
2.2.1.11. В местах повышенной опасности (спуски, подъемы, мостовые сооружения и т.п.) проводится технологический мониторинг в части проверки состояния проезжей части. В течение рабочей смены, для закрепленных за отдельным Подрядчиком территорий и обслуживаемым им ОДХ выполняется не менее чем 2-кратный контрольный объезд.
2.2.1.12. Ежедневное выявление мест, требующих выборочного ямочного ремонта, осуществляется в рамках проведения технологического мониторинга состояния ОДХ.