Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 февраля 2012 года N 23-р

Об утверждении методики



В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Положением о Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 530, и в целях реализации основных направлений политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:

1. Утвердить Методику определения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автотранспортных потоков, движущихся по автомагистралям Санкт-Петербурга" (далее - Методику), получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы (приказ Комитета от 08.12.2011 N 142-ос), согласно приложению.

2. Рекомендовать к использованию указанную Методику при проведении оценки качества атмосферного воздуха расчетными методами.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Сорокина Н.Д.

Председатель Комитета
Д.А.Голубев

     

     

Приложение

     
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Комитета
от 17 февраля 2012 года N 23-р

     

Методика определения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автотранспортных потоков, движущихся по автомагистралям Санкт-Петербурга



Настоящая методика является переработкой утвержденной распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности N 309-р от 8 декабря 2005 года "Методики определения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автотранспортных потоков, движущихся по автомагистралям Санкт-Петербурга".

В основу новой методики положена разработанная ОАО "НИИ Атмосфера" в 2010 году "Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов" [9], откорректированная с учетом особенностей структуры и интенсивности автотранспортных потоков на автодорогах Санкт-Петербурга и удельных показателей пробеговых выбросов загрязняющих веществ автотранспортом разных категорий, используемых в странах ЕЭС и, в том числе, в Финляндии.

Настоящая методика устанавливает порядок расчета максимальных разовых выбросов автотранспорта, движущегося по автодорогам Санкт-Петербурга и может быть применена ко всем категориям автотранспортных средств при эксплуатации в городских условиях.

I. Общие положения

1.1. Настоящая методика предназначена для оценки величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на улицах и дорогах разной категории (далее по тексту - автодороги) Санкт-Петербурга.

1.2. Полученные величины выбросов автотранспортных потоков на городских автодорогах могут применяться для оценки степени негативного воздействия выбросов автотранспортных потоков на действующих и проектируемых автодорогах разной категории Санкт-Петербурга, а также при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха города выбросами промышленности и транспорта.

1.3. В качестве исходных данных для расчета выбросов автотранспорта в атмосферу на действующих автодорогах Санкт-Петербурга используются результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным категориям автотранспортных средств.

1.4. Приводимые в данном документе удельные выбросы загрязняющих веществ представляют собой усредненные для рассматриваемых категорий автомобилей значения удельных выбросов загрязняющих веществ [6] при их движении на участках городских автодорог, а также в условиях их пребывания на пересечениях городских автодорог с учетом структуры, интенсивности и характера движения автотранспорта по автодорогам улично-дорожной сети Санкт-Петербурга. При назначении удельных выбросов загрязняющих веществ для автодорог принималось во внимание то, что в городских условиях автомобиль на конкретном участке автодороги совершает непрерывные разгоны и торможения, перемещаясь с некоторой средней скоростью, определяемой дорожными условиями. При назначении удельных выбросов загрязняющих веществ для пересечений автодорог принималось во внимание то, что в условиях пребывания в зоне перекрестка автомобиль, кроме торможения и разгона, определенную часть времени может стоять при запрещающем сигнале светофора при работе двигателя на "холостом ходу" [7].

1.5. При расчете выбросов автотранспорт подразделяется на следующие пять категорий:

- легковые;

- автофургоны и микроавтобусы до 3,5 тонн;

- грузовые от 3,5 до 12 тонн;

- грузовые свыше 12 тонн;

- автобусы свыше 3,5 тонн.

1.6. Расчеты выбросов выполняются для следующих загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей:

- оксид углерода (СО);

- оксиды азота NO (в пересчете на диоксид азота)*;

_______________

* - для проведения расчетов загрязнения атмосферы в целях учета трансформации оксидов азота в атмосфере осуществляется разделение оксидов азота на диоксид азота (NO) и оксид азота (NО) согласно п.2.2.5 [4].


- углеводороды (СН)**;

_______________

** - для легковых автомобилей, автофургонов и микроавтобусов (категории I, II - табл.II.1 и табл.II.3) при проведении расчетов загрязнения атмосферы используется ПДКм.р. по бензину (код 2704); для грузовых автомобилей и автобусов (категории III, IV, V - табл.II.1 и табл.II.3) - по керосину (код 2732) [5].


- сажа;

- диоксид серы (SO);

- формальдегид;

- бенз(а)пирен.

1.7. Используемые при расчете выбросов параметры определяются на основе натурных обследований, проведение которых осуществляется по достаточно простой схеме, не требующей сложного инструментального оснащения и продолжительного обучения. Это позволяет выполнять такие работы практически на любой автодороге Санкт-Петербурга с заданной периодичностью обследований, что весьма важно для регулярного пополнения и корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленности и автотранспорта города Санкт-Петербурга в оперативном режиме, а также для решения прикладных задач в градостроительной деятельности города и международной деятельности Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.

II. Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортом


Выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортным потоком (M) определяется для конкретной автодороги, на всей протяженности которой структура и интенсивность автотранспортных потоков изменяется не более, чем на 15-20%. При изменении структуры и интенсивности автотранспортных потоков на большую величину, автодорога разбивается на участки, которые в дальнейшем рассматриваются как отдельные источники.

Такая автодорога (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых или (и) регулируемых перекрестков.

Для автодороги (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (более 2500-3000 а/час) целесообразно дополнительно учитывать выброс автотранспорта (М) в районе перекрестков.

В районе перекрестка выбрасывается значительное количество загрязняющих веществ автомобилем за счет торможения и остановки автомобиля перед запрещающим сигналом светофора и последующим его движением в режиме "разгона" по разрешающему сигналу светофора.

Это обуславливает необходимость выделять на выбранной автодороге участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего сигнала светофора.

Таким образом, для автодороги (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс М будет равен:

  (II.1)

где: ,, , - выброс в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем сигнале светофора;

, , , - выброс в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автодороге в рассматриваемый период времени;

и - число остановок автотранспортного потока перед перекрестком соответственно на одной и другой автодорогах, его образующих за 20-минутный период времени;

и - число периодов движения автотранспортного потока в районе перекрестка при разрешающем сигнале светофора за 20-минутный период времени;

индексы 1 и 2 соответствуют каждому из 2-х направлений движения на автодороге с большей интенсивностью движения, а 3 и 4 - соответственно для автодороги с меньшей интенсивностью движения.

II.1. Расчет выбросов движущегося автотранспорта


Выброс i-го загрязняющего вещества (г/с) движущимся автотранспортным потоком на автодороге (или ее участке) с фиксированной протяженностью L (км) определяется по формуле:

, г/с   (II.2)


(г/км) - удельный пробеговый выброс i-го вредного вещества автомобилями k-й категории, определяемый по табл.II.1.;

- количество категорий автомобилей;

- фактическая наибольшая интенсивность движения, т.е. количество автомобилей каждой из k категорий, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автодороги в единицу времени (20 мин.) в обоих направлениях по всем полосам движения;

- поправочный коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения транспортного потока ( (км/час) на выбранной автодороге (или ее участке), определяемый по табл.II.2.;

(км) - протяженность автодороги (или ее участка) из которого исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим сигналом светофора, включающая длину соответствующей зоны перекрестка (для перекрестков, на которых проводились дополнительные обследования).

Таблица II.1

     

Удельные пробеговые выбросы загрязняющих веществ (г/км) для различных категорий автомобилей

Наименование

Номер

Выброс, г/км

категории автомобилей

катего-
рии

СО


(в пересчете на NO)

CH

Сажа

SO

Формаль-
дегид

Бенз(а)-
пирен

Легковые

I

1,5

0,5

0,3

0,510

1,210

1,810

0,210

Автофургоны и микроавтобусы, до 3,5 т

II

8,4

1,8

2,1

3,410

2,610

7,810

0,610

Грузовые, от 3,5 до 12 т

III

6,8

6,4

4,8

0,38

4,810

2,110

1,810

Грузовые, свыше 12 т

IV

7,3

7,6

6,0

0,45

7,010

2,410

2,210

Автобусы, свыше 3,5 т

V

5,2

4,8

4,2

0,28

4,010

1,810

1,810

     

Таблица II.2

     

Значения коэффициентов , учитывающих изменения количества выбрасываемых вредных веществ в зависимости от средней скорости движения

Скорость движения V, км/ч

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

60

70

80

100

110

120

1,4

1,35

1,30

1,20

1,10

1,00

0,90

0,75

0,65

0,50

0,30

0,40

0,50

0,65

0,75

0,95

(NO)

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,2

1,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»