ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2011 года N 451
Об утверждении Положения о формах и порядке осуществления государственного финансового контроля комитетом финансов Ленинградской области
____________________________________________________________________
Утратило силу со 2 июня 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 27 мая 2014 года N 191
____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 157, 266 и 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 33.1 областного закона "О бюджетном процессе в Ленинградской области", в целях реализации государственного финансового контроля за правомерным и эффективным использованием средств областного бюджета Ленинградской области Правительство Ленинградской области
постановляет:
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Вести".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета финансов Кирина Д.Н.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах и порядке осуществления государственного финансового контроля комитетом финансов Ленинградской области
1.1. Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых финансовым органом Ленинградской области с использованием специфических форм и методов контроля за исполнением областного бюджета Ленинградской области (далее - областной бюджет).
Государственный финансовый контроль (далее - финансовый контроль) осуществляется в отношении главных распорядителей, распорядителей, получателей средств областного бюджета, администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, получателей бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий, местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета (далее - получатели межбюджетных трансфертов).
1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении:
объекты контроля - получатели средств областного бюджета, главные распорядители и распорядители средств областного бюджета, администраторы источников финансирования дефицита областного бюджета, получатели бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий, а также получатели межбюджетных трансфертов, в отношении которых осуществляется финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
контрольная деятельность - деятельность финансового органа Ленинградской области по осуществлению финансового контроля в пределах полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
1.3. Финансовый контроль, осуществляемый финансовым органом Ленинградской области - комитетом финансов Ленинградской области, включает в себя:
контроль за соблюдением объектом контроля бюджетного законодательства Российской Федерации, иных правовых актов Российской Федерации и правовых актов Ленинградской области, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за рациональным, эффективным и целевым использованием средств областного бюджета;
контроль за соблюдением финансово-бюджетной дисциплины;
проверку соблюдения получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий, а также получателями межбюджетных трансфертов условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
соблюдение объектами контроля норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов Ленинградской области;
контроль за принятием мер по устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления финансового контроля.
Финансовый контроль осуществляется на всех этапах формирования и исполнения областного бюджета.
1.4. Основными целями финансового контроля являются:
выявление нецелевого (неправомерного, необоснованного) и неэффективного использования средств областного бюджета;
соблюдение объектами контроля финансовой дисциплины и законности при совершении финансово-хозяйственных операций с использованием средств, полученных из областного бюджета;
проверка наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
выявление резервов улучшения финансовой деятельности;
выявление, предупреждение, недопущение и пресечение неправомерных и неэффективных действий по использованию бюджетных средств;
анализ причин возникновения нарушений в сфере бюджетных правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, низкой результативности расходования бюджетных средств, выявление резервов по повышению эффективности использования бюджетных средств;
принятие мер по своевременному устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления финансового контроля, разработка рекомендаций (мероприятий) по их устранению и предупреждению.
1.5. Финансовый контроль осуществляется в следующих формах:
предварительный финансовый контроль,
текущий финансовый контроль,
последующий финансовый контроль.
Финансовый контроль может осуществляться следующими методами:
обследование - сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу;
сверка - единичное контрольное действие по сопоставлению фактически применяемых норм с нормами, предусмотренными бюджетным законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Ленинградской области, отчетных данных с данными первичных учетных документов;
анализ - система мероприятий, направленных на оценку, диагностику и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности (или ее части) объекта контроля;
наблюдение (мониторинг) - система постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению;
проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел по определенному кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, проводящиеся с использованием первичных бухгалтерских и иных документов, регистров бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерской (бюджетной) и финансовой отчетности, фактического обследования. Проверка может проводиться следующими способами:
сплошной способ - проведение контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки;
выборочный способ - проведение контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются проверяющим или руководителем рабочей группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы проверки.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проверки по каждому вопросу программы проверки принимает проверяющий или руководитель рабочей группы исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансово-хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля, срока проверки и иных обстоятельств.
3.1. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления и рассмотрения проекта областного бюджета, подготовки и утверждения сводной бюджетной росписи, составления, утверждения и распределения лимитов бюджетных обязательств, объемов бюджетных ассигнований, а также подготовки правовых актов, иных документов, предполагающих осуществление финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета, в том числе договоров, соглашений, контрактов, учредительных документов и других документов, предполагающих осуществление расходов за счет средств областного бюджета, бюджетных смет.
3.2. Предварительный финансовый контроль осуществляется в целях предупреждения нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, выявления дополнительных финансовых ресурсов, предотвращения и пресечения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.
3.3. Предварительный финансовый контроль осуществляется методами сверки, анализа, наблюдения, проверки.
3.4. Предварительный финансовый контроль осуществляется:
за сформированными реестрами расходных обязательств Ленинградской области, представляемыми главными распорядителями, распорядителями, получателями средств областного бюджета по форме и в сроки, установленные нормативным правовым актом комитета финансов Ленинградской области об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств Ленинградской области;
за обоснованностью расчетов по каждому направлению и видам расходов, включаемых в ведомственную и функциональную структуру расходов областного бюджета, а также по каждой группе источников финансирования дефицита областного бюджета;
за обоснованностью расчетов доходов областного бюджета;
за формированием сводной бюджетной росписи, кассового плана в порядке и сроки, установленные комитетом финансов Ленинградской области, и иных документов в соответствии с полномочиями.
4.1. Текущий финансовый контроль осуществляется в течение финансового года в процессе исполнения областного бюджета, в ходе совершения финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета.
4.2. Текущий финансовый контроль осуществляется в целях предотвращения и пресечения нарушений в финансово-бюджетной сфере в процессе привлечения и (или) расходования бюджетных средств, обеспечения выполнения расходных обязательств Ленинградской области.
4.3. Текущий финансовый контроль осуществляется методами сверки, анализа, наблюдения, проверки, в том числе путем санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета.
4.4. Текущий финансовый контроль осуществляется:
за соответствием предельных объемов финансирования, распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств областного бюджета, доведенным лимитам бюджетных обязательств;
за соответствием размеров выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета, доведенным до них бюджетным ассигнованиям;
за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в комитет финансов Ленинградской области для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета и администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, в соответствии с порядком, установленным комитетом финансов Ленинградской области;
за наличием у получателя средств областного бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств;
за операциями со средствами областного бюджета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета;
за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий, а также получателями межбюджетных трансфертов условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств областного бюджета.
5.1. Последующий финансовый контроль осуществляется после расходования средств областного бюджета в целях проверки соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, иных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Ленинградской области и выявления нарушений бюджетного законодательства.
5.2. Последующий финансовый контроль осуществляется в целях проверки правомерности, рациональности, эффективности расходования денежных средств при исполнении областного бюджета, исполнении бюджетных смет, оценки результатов финансовой деятельности объекта контроля и проведенных им мероприятий, установления фактов нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Ленинградской области, регулирующих бюджетные правоотношения, принятия мер по их устранению, восстановлению средств областного бюджета, применению мер в рамках полномочий комитета финансов Ленинградской области к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, а также проверки соблюдения получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий, а также получателями межбюджетных трансфертов условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
5.3. Последующий финансовый контроль осуществляется:
за правомерным, целевым и эффективным использованием средств областного бюджета;
за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий, предоставляемых из областного бюджета;
за исполнением бюджетных смет;
за обоснованностью операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
за обеспечением сохранности денежных средств, материальных ценностей и иного имущества;
за обоснованностью произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
за достоверностью и своевременностью исполнения государственных контрактов, договоров;
за достоверностью объемов и качества достигнутых результатов, а также обоснованностью и достоверностью расходов на их достижение;