ГУБЕРНАТОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 ноября 2011 года N 559-рг

О концепции устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года

В целях реализации на территории Ленинградской области Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года.

2. Комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области совместно с органами исполнительной власти Ленинградской области обеспечить реализацию Концепции устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года.

3. Органам исполнительной власти Ленинградской области и представительным органам муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей деятельности.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
Ленинградской области
от 28 ноября 2011 года N 559-рг

     

КОНЦЕПЦИЯ
устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года

1. Общие положения


Концепция устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, на основании постановления Правительства Ленинградской области от 19 августа 2010 года N 219 "О проекте областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" и утверждении Сводного перечня целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года".

Концепция разработана в развитие Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года.

В Концепции определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.

Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий, включая поселения, имеющие рыбохозяйственную специализацию, и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Реализация этих мер позволит вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.

Понятия, используемые в Концепции:

сельские территории - территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории;

межселенная территория - территория, находящаяся вне границ и площадей фонда земель населенных пунктов, входящих в состав городских и сельских поселений, расположенных на административной территории муниципального района, представляющая собой совокупность площадей в пределах соответствующих границ каждой из следующих шести категорий фондов земель, расположенных на административной территории муниципального района: земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли промышленности, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли запаса;

межрайонная территория - площадь в границах участков земель водного фонда в форме соответствующих участков акваторий Финского залива, Ладожского озера и Онежского озера, расположенных на административной территории Ленинградской области, но вне административных территорий муниципальных районов и городского округа;

сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и др.), объединенных общей административной территорией сельского муниципального поселения, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

сельское население - жители, постоянно проживающие в сельских населенных пунктах;

устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель. Выполнение указанных задач является важнейшим условием для успешного социально-экономического развития Ленинградской области. Сельское хозяйство в большинстве муниципальных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда сельского населения. Устойчивому развитию сельских территорий препятствуют следующие факторы:

ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также, отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого социально-экономического развития сельских территорий;

ограничение доступа сельского населения к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;

слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности, и прежде всего местного самоуправления;

недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

отсутствие проектных регламентов и решений по целевому, рациональному и экономически эффективному использованию соответствующих площадей на каждой из функциональных зон, сформированных на территории каждого населенного пункта, входящего в состав административной территории сельского муниципального поселения;

отсутствие законодательных и других нормативных правовых регламентов, регулирующих вопросы отражения фактически существующих неразрывных иерархических связей между объектами недвижимого имущества с различными категориями форм в бухгалтерском учете каждого юридического лица и в обособленном бухгалтерском учете казны каждого из административно-территориальных образований, а также отражения каждого из фактов приобретения и утраты конкретного количества (в денежном выражении) каждой из категорий прав и обязательств на каждый из этих объектов недвижимого имущества.

Для решения указанных проблем необходимо осуществить меоприятия:

1) по разработке (на основе результатов анализа состояния и сложившихся тенденций) стратегических прогнозных показателей социально-экономического развития как сельских поселений, так и муниципальных районов в целом на период до 2020 года;

2) по формированию в 2011-2012 годах конкретных предложений по федеральным и областным законодательным и другим нормативным правовым актам, реализация которых будет способствовать:

развитию благоприятных условий для регулируемого рынка товаров, работ и услуг на административной территории каждого городского и сельского поселения, каждого муниципального района и Ленинградской области в целом,

финансовому (то есть налоговому и бюджетному) стимулированию производственной и социальной деятельности юридических лиц: сельскохозяйственных коммерческих организаций всех организационно-правовых форм, сельскохозяйственных негосударственных некоммерческих общественных объединений всех организационно-правовых форм, казенных, бюджетных и автономных учреждений административно-территориальных образований всех уровней;

3) по законодательному регламентированию таких категорий, как "межселенная территория", "межрайонная территория" и "межсубъектная территория".

2. Современное состояние и тенденции развития сельских территорий Ленинградской области

Общая характеристика


Ленинградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и граничит с европейскими государствами - Финляндией и Эстонией, а также с пятью субъектами Российской Федерации - Новгородской, Псковской, Вологодской областями, Республикой Карелия и Санкт-Петербургом.

Площадь административной территории составляет 83908,8 кв. километра. Значительную часть занимают низменности и низменные равнины. Вблизи истоков реки Ояти находится самая высокая точка над уровнем моря в Ленинградской области - Вепсовская возвышенность. На территории Ленинградской области 1800 озер, крупнейшее из них Ладожское - первое по величине в Европе. Общая протяженность всех рек Ленинградской области около 50000 километров, самые крупные реки - Нева, Свирь, Волхов и Вуокса. Более половины территории Ленинградской области занимают леса.

Климат умеренно-континентальный, влажный, средние температуры: в январе от -9 до -11°С, в июле от +16 до +17°С.

Полезные ископаемые: бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, песок.

Численность постоянного населения Ленинградской области на 1 января 2011 года составила 1626,1 тыс. человек, в том числе: городское население - 1079,0 тыс. человек, сельское население - 547,1 тыс. человек.

В Ленинградской области 17 муниципальных районов, один городской округ, 142 сельских поселения и 62 городских поселения. Общее количество населенных пунктов - 2945, в том числе 62 городских населенных пункта (31 город и 31 городской поселок), 2882 сельских населенных пункта.

Транспортный комплекс Ленинградской области имеет развитую инфраструктуру. Протяженность железных дорог составляет более 3000 километров, 30 процентов железных дорог электрифицировано, плотность железнодорожной сети - 32 километра на 1000 кв. километров, грузооборот - более 100 млн. тонн в год. Протяженность автомобильных дорог - более 13000 километров, плотность автодорожной сети - 108 километров на 1000 кв. километров, ведется строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Протяженность судоходных путей - 1908 километров, грузооборот - более 15 млн. тонн в год, речные порты: Ленинградский и оснащенные современной техникой по переработке и перевозке грузов Подпорожский и Свирицкий. По водным путям Ленинградской области судами Северо-Западного речного пароходства в навигационный период осуществляется перевозка более 40 млн. тонн различных грузов. В Ленинградской области действуют Приморский, Высоцкий, Усть-Лужский, Выборгский морские торговые порты.

В агропромышленном комплексе работают более 10 процентов общего числа занятых в экономике.

Для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, в 2010 году введено в эксплуатацию и приобретено 4200 тыс.кв. метров жилья, что на 34 процента больше по сравнению с 2009 годом. Молодыми семьями и молодыми специалистами в сельской местности приобретено 2500 кв. метров жилья, что на 44 процента больше, чем в 2009 году. Обеспеченность сельского населения питьевой водой составила 66 процентов, уровень газификации домов (квартир) сетевым газом - 35 процентов.

Агропромышленный комплекс и перспективы его развития


Ленинградская область находится в зоне рискованного земледелия. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1706800 гектаров, в том числе земли, покрытые лесами, - 848800 гектаров, земли сельскохозяйственных угодий - 620100 гектаров, из них 362300 гектаров составляют пашни.

В агропромышленном комплексе 248 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, в том числе 20 государственных предприятий, зарегистрировано 6681 фермерское (крестьянское) хозяйство, 487000 личных подсобных хозяйств, около 623000 садоводческих участков. В состав агропромышленного комплекса входят также 120 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и 153 предприятия рыбохозяйственного комплекса.

В 2009 году Ленинградская область произвела два процента всей сельскохозяйственной продукции России и заняла 11 место по темпам роста валовой продукции. В производстве основных видов продуктов питания в Северо-Западном федеральном округе существенная доля принадлежит Ленинградской области. Так, в 2010 году в Ленинградской области произведен 31 процент молока, 39 процентов мяса, 63 процента куриных яиц.

Доля агропромышленного комплекса в валовом региональном продукте Ленинградской области в 2010 году составила 14 процентов.

Выпуск продукции сельского хозяйства постоянно увеличивается. Так, объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в 2010 году составил 50,6 млрд. рублей (на три процента больше, чем в предыдущем году), среднегодовой прирост валовой продукции с 2006 по 2010 год составил 3,2 процента. Доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства составляет 66 процентов, мелкотоварного сектора - 34 процента.

Отличительной особенностью агропромышленного комплекса Ленинградской области является сохранение крупнотоварного сектора, в том числе крупных специализированных предприятий (тепличные, птицеводческие, животноводческие по производству молока, откорму свиней и крупного рогатого скота).

Сельскохозяйственные предприятия сохранили статус основных производителей зерна (99 процентов), овощей (56 процентов), яиц (99 процентов), молока (92 процента), мяса (96 процентов).

В 2009 году по сравнению с 2006 годом увеличилась урожайность сельскохозяйственных культур с одного гектара: зерновых - с 27,8 до 29,3 центнера, картофеля - со 171 до 191 центнера, овощей открытого грунта - с 415 до 505 центнеров.

Ленинградская область является одной из ведущих в России по продуктивности молочного стада, имеет стабильно высокие производственные показатели в птицеводстве.

Показатели продуктивности скота и птицы

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Удой на корову, кг

6570

6495

6693

6665

6599

Яйценоскость, шт.

315

304

313

311

316


Наиболее рентабельными видами сельскохозяйственной продукции являются картофель (урожайность в лучших хозяйствах - 390 центнеров с гектара), овощи (урожайность до 750 центнеров с гектара), молоко (надои свыше 5000 килограммов на корову достигли в 90 хозяйствах), яйцо (яйценоскость до 336 штук), мясо птицы (среднесуточные привесы - 47-50 граммов).

С 1999 года отрасль сельского хозяйства стала безубыточной. В 2010 году рентабельность всей сельскохозяйственной деятельности составила 12 процентов. Увеличилось количество прибыльных хозяйств, сумма прибыли на одно хозяйство с 2006 года возросла на 83 процента, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве с 2006 года повысилась с 9255 рублей до 18638 рублей.

Сельское хозяйство становится более наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики. В растениеводстве и животноводстве Ленинградской области накоплен высокий генетический потенциал.

Развитие инвестиционной деятельности (реализация с 2006 года приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы) обеспечило укрепление и качественное улучшение производственных ресурсов. Общий объем долгосрочных инвестиций и финансовых вложений в сельское хозяйство за пять лет превысил 30 млрд. рублей.

В результате освоения привлеченных инвестиций и наращивания производственных мощностей обеспечен ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в среднем на 2,7 процента.

Использование инновационных механизмов, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и внедрение новых техники и технологий, способствовали наращиванию объемов сельскохозяйственного производства, что позволило полностью обеспечить население Ленинградской области сельскохозяйственной продукцией и увеличить долю отечественного продовольствия на региональном рынке.

Обеспеченность населения Ленинградской области сельскохозяйственной продукцией за счет собственного производства

Фактическое потребление, проц.

Медицинские нормы, проц.

Картофель

230

170

Овощи

170

115

Мясо

140

115

Молоко

125

87

Яйца

520

490

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»