ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2011 года N 1-ПП
О создании интеллектуальной транспортной системы города Москвы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 597-ПП
____________________________________________________________________
В целях улучшения транспортной ситуации на улично-дорожной сети города Москвы и развития существующих автоматизированных информационно-управляющих систем в транспортном комплексе города Москвы Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Концепцию интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и основные требования (приложение 1).
2. Утвердить прилагаемый план первоочередных мероприятий по созданию ИТС со сроком реализации на 2011 год (приложение 2).
3. Возложить:
3.1. Функции главного распорядителя бюджетных средств и координатора работ по созданию ИТС в городе Москве на Департамент транспорта и связи города Москвы.
3.2. Функции государственного заказчика на Государственное учреждение города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - ГУ ЦОДД).
4. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно с ГУ ЦОДД:
4.1. Осуществлять содержание введенных в действие компонентов ИТС в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год по статье "Проведение мероприятий в области организации транспортного движения в городе Москве".
4.2. Обеспечить в установленном порядке размещение государственного заказа на реализацию первоочередных мероприятий по созданию ИТС (п.2).
4.3. До 1 января 2012 года внести на рассмотрение Правительства Москвы проект правового акта о плане мероприятий по дальнейшему развитию ИТС с учетом результатов реализации первого этапа.
5. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке Департамента транспорта и связи города Москвы:
5.1. Совместно с Департаментом финансов города Москвы предусмотреть в бюджете города Москвы на 2011 год расходы на финансирование мероприятий по созданию ИТС в городе Москве в размере до 6257300000 руб. по соответствующим кодам целевых статей расходов бюджета.
5.2. Предусмотреть на 2011 год в Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 5 октября 2010 года N 893-ПП, лимиты капитальных вложений на финансирование работ по созданию ИТС в городе Москве в размере до 6257300000 руб. согласно пункту 5.1 настоящего постановления.
5.3. Предусматривать лимиты капитальных вложений в Адресной инвестиционной программе на финансирование мероприятий по созданию ИТС по результатам выполнения пункта 4.3 настоящего постановления.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Лямова Н.С.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Концепция интеллектуальной транспортной системы
(ИТС) и основные требования
В настоящее время в городе Москве зарегистрировано более 3,8 млн. транспортных средств (ТС), при этом прирост не сокращается и достигает 200 тыс. единиц в год. Учитывая устойчивую тенденцию увеличения, через 10 лет городской парк ТС может возрасти до 5 млн. единиц. Вместе с тем в город ежедневно прибывает от 500 до 600 тыс. ТС из Московской области и других регионов.
Улично-дорожная сеть (УДС) города - это исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура и разветвленная сеть улиц и дорог, ограниченная магистралями и естественными преградами (каналы, реки, железные дороги, и т.д.).
Затруднения в движении транспорта обычно возникают на радиальных магистралях в утренние часы при движении ТС в центральную часть города, вместе с тем в вечернее время сначала возникают затруднения в движении в центральной части города и на кольцевых участках, а впоследствии на радиальных магистралях и на УДС, прилегающей к местам массового притяжения ТС (торгово-развлекательные центры и др.) и в так называемых "спальных районах".
Пропускная способность УДС в центральной части города, особенно в пределах Садового кольца, не соответствует существующей интенсивности движения, что является причиной возникновения затруднений в движении ТС. При воздействии внешних факторов, изменении погодных условий, возникновении аварий и дорожно-транспортных происшествий интенсивность движения снижается, что приводит к образованию заторовых ситуаций.
Одной из причин возникновения заторовых ситуаций на радиальных магистралях, помимо внешних факторов, является несогласованная работа светофорных объектов на прилегающей к магистралям территории.
Задержки в движении наземного общественного пассажирского транспорта возникают по тем же причинам.
Перегруженная УДС, все увеличивающиеся затраты времени на поездки общественным пассажирским транспортом при низком уровне комфортности, отсутствие необходимого количества машино-мест для хранения и стоянки (парковки) легковых автомобилей, отсутствие должного контроля за соблюдением правил дорожного движения - все эти факторы не позволяют обеспечить отвечающий современным требованиям уровень транспортного обслуживания в городе Москве.
Для уменьшения количества транспортных заторов объективно необходимы реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей, строительство многоуровневых развязок и обходов наиболее насыщенных городских зон в целях отвода из них транзитных потоков. В то же время, строительные решения обладают высокой капиталоемкостью и требуют значительных затрат времени.
Опыт крупных мегаполисов мира показывает, что строительство новых и реконструкция существующих магистралей и дорог при постоянном росте количества транспортных средств не позволяют полностью сократить разницу между пропускной способностью УДС и уровнем спроса на автомобильные перевозки, т.к. ввод в действие нового участка магистрали приводит к резкому росту осуществляемых по ней перевозок (т.н. явление "отложенного спроса").
В целом ряде случаев в международной практике проблема перегруженности городских автомагистралей решается за счет повышения эффективности управления дорожным движением, в том числе благодаря внедрению и развитию современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС), способных обеспечить управление дорожным движением на существующей УДС без увеличения плотности дорожной сети.
Концепция создания ИТС является необходимым базовым документом для выработки решений о подготовке и порядке реализации комплекса мероприятий по ее созданию и дальнейшему развитию.
Концепция создаст основу для формирования объективного представления о наиболее эффективной архитектуре системы.
Для решения существующих проблем и улучшения условий движения транспорта необходимо иметь достоверную информацию о складывающейся дорожно-транспортной ситуации, а также соответствующие организационные и технические возможности, позволяющие на нее воздействовать.
Существующие методы и технологии позволяют осуществлять управление движением с помощью средств светофорной сигнализации и информирования участников движения. При этом информация должна содержать не только сведения о ситуации на УДС, но и рекомендации по вариантам движения. Для эффективного управления перевозками на наземном городском пассажирском транспорте и координации деятельности оперативных специальных и иных городских служб необходимо создание единой навигационно-информационной системы на основе ГЛОНАСС. Выработка управленческих решений и контроль за движением должны осуществляться единой диспетчерской службой.
Эффективное управление дорожным движением должно обеспечивать равномерную загрузку транспортной сети на грани ее пропускной способности, не допуская перегрузки уязвимых зон, а также прогнозировать развитие транспортной обстановки, иметь возможность изменять интенсивность потоков в местах, не имеющих стратегического значения для состояния дорожного движения в городе.
Решение данных задач возможно в рамках создания ИТС.
Из мировой практики известно, что основой ИТС служат автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). В крупнейших городах Западной Европы, США, Японии под управлением АСУДД находятся от нескольких сотен до нескольких тысяч светофорных объектов. Это обеспечивает управление не только участком УДС, но и целым районом или городом.
В городе Москве функционируют различные автоматизированные системы контроля и управления движением, а также диспетчерские центры различной ведомственной принадлежности (ГУВД по г.Москве, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Департамент транспорта и связи города Москвы и др.). Информация о действующих системах приведена в приложении 1 к Концепции.
Из существующих систем управления движением следует выделить Систему "СТАРТ" (информация о системе приведена в приложении 2 к Концепции), которая охватывает центр города в пределах Садового кольца и основные радиальные магистрали, при этом является комплексной системой, так как в ее состав входят:
- диспетчерский центр;
- подсистема координированного управления светофорными объектами;
- подсистема мониторинга параметров транспортных потоков;
- подсистема телеобзора;
- подсистема информирования участников дорожного движения;
- подсистема связи и передачи сведений.
Вместе с тем, существующие в городе Москве автоматизированные системы контроля и управления движением требуют модернизации (часть оборудования функционирует более 10 лет, с 2007 работы по развитию и совершенствованию не проводились).
ИТС предназначена для:
- эффективного управления транспортными потоками, увеличения пропускной способности УДС, предотвращения заторовых ситуаций, уменьшения задержек в движении транспорта;
- повышения безопасности дорожного движения;
- обеспечения оперативного реагирования и взаимодействия специальных (Управление ГИБДД ГУВД по г.Москве, ГУ МЧС России по г.Москве, Скорая помощь) и коммунальных городских служб при возникновении чрезвычайных ситуаций на улично-дорожной сети;
- оптимизации движения общественного транспорта и повышения качества пассажирских перевозок;
- обеспечения информированности участников движения о складывающейся дорожно-транспортной ситуации и вариантах оптимального маршрута движения;
- предоставления должностным лицам, органам государственной власти, местного самоуправления города Москвы необходимой информации, касающейся транспортного обслуживания и дорожного движения.
Функции ИТС:
Мониторинг дорожного движения:
- сбор сведений о параметрах транспортных потоков;
- телеобзор с функцией автоматического выявления инцидентов;
- фотовидеофиксация нарушений правил дорожного движения;
- метеорологический контроль;
- сбор сведений о наличии парковочных мест.
Навигационно-информационный сервис на основе ГЛОНАСС:
- контроль за движением общественного (пассажирского) и специального (ГУВД по г.Москве, ГУ МЧС России по г.Москве, Скорая помощь, Государственная служба перемещения транспортных средств (ГСПТС)) транспорта, а также автотранспорта служб городского хозяйства;
- передача информации на абонентские (пользовательские) мобильные электронные устройства;
- функционирование географического информационного ресурса.
Координированное управление транспортными потоками:
- координированное управление светофорными объектами на магистралях;
- координированное управление светофорными объектами на отдельных участках УДС;
- введение оперативных изменений в организацию движения на отдельных участках УДС с помощью Управляемых дорожных знаков.
Информирование участников дорожного движения:
- вывод текстовой и графической информации о складывающейся дорожно-транспортной обстановке на различные информационные табло, устанавливаемые на УДС и периферийное (пользовательское) оборудование ГЛОНАСС;
- вывод информации о наличии свободных парковочных мест;
- функционирование call-центра (многоканальный телефон);
- передача информации с помощью интернет-сайтов и средств массовой информации.
Диспетчеризация (диспетчерские центры):
- управление движением транспорта в городе (Управление ГИБДД ГУВД по г.Москве);
- единый общегородской диспетчерский центр управления наземным пассажирским транспортом (ЕОГДЦ), при этом коммерческие перевозчики оснащаются необходимым навигационным оборудованием за счет собственных средств.
- управление движением специального транспорта ГСПТС;
- управление движением транспорта служб городского хозяйства (Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы);
- управление мобильными нарядами и экипажами специальных служб (ГУВД по г.Москве, ГУ МЧС России по г.Москве, Скорая помощь);