Правительство Москвы
КОМПЛЕКС ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Временный порядок обеспечения безопасной организации работ на проезжей части дорог и магистралей в городе Москве
1.1.1. Временный порядок обеспечения безопасной организации работ на проезжей части дорог и магистралей в городе Москве (далее - Временный порядок), разработан на основе действующего законодательства, стандартов безопасности труда, строительных норм и правил и других нормативных правовых актов по охране труда.
Временный порядок определяет основные требования охраны труда и организацию движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ, а также мероприятия обеспечивающие безопасность на проезжей части дороги.
На предприятиях, помимо положения настоящего Временного порядка, должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами: МВД России, Ростехнадзора России, Госстандарта России, Госстроя России, Минздравсоцразвития России, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, осуществляющих государственный и общественный контроль в части, касающейся обеспечения безопасности и организации движения при производстве работ на проезжей части дорог.
1.1.2. Временный порядок действует на территории города Москвы и обязателен для работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), учреждений и организаций всех сфер хозяйственной деятельности, форм собственности и организационно-правовых форм, занятых работами на проезжей части дорог и прилегающих к ним частях, а также для организаций, осуществляющих контроль безопасного их ведения и организации движения.
1.1.3. Временный порядок рекомендуется к применению в других отраслях, проводящих работы на автомобильных дорогах города Москвы.
1.1.4. Положения и инструкции по охране труда на предприятиях ЖКХ города Москвы должны быть приведены в соответствие с Временным порядком.
1.1.5. Безопасность выполнения работ на проезжей части дороги должна обеспечиваться комплексом организационных и технических мер, а также контролем соблюдения требований охраны труда и безопасности движения.
1.2.1. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
1.2.2. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
1.2.3. Безопасность дорожного движения - качество дорожного движения, определяемое уровнем аварийности.
1.2.4. Знаки дорожные, информационные щиты и указатели - элементы обстановки дорог, содержащие условные обозначения или надписи, информирующие участников дорожного движения об условиях движения, его особенностях и необходимых режимах, а также о маршруте следования.
1.2.5. Наряд-допуск - задание на производство работы повышенной опасности, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное ее выполнение.
1.2.6. Работы повышенной опасности - работы, до начала выполнения которых необходимо осуществить ряд обязательных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работников при выполнении этих работ.
1.2.7. Долговременные работы - работы, проводимые на проезжей части дорог в сроки, определенные проектными решениями, технологическими картами или другими документами и рассчитанные на срок свыше одних суток (строительство, капитальный ремонт и т.п.).
1.2.8. Краткосрочные работы - работы на проезжей части дорог (стационарные, передвижные, подвижные), проводимые в течение суток. После их окончания проезжая часть и обочины освобождаются от автотранспорта, спецмашин и механизмов, инвентаря, дорожных знаков и возобновляется беспрепятственное движение транспортных средств по всей ширине проезжей части.
1.2.9. Стационарные работы - работы, проводимые на проезжей части дорог на постоянном месте (без перемещения).
1.2.10. Передвижные работы - работы на участке проезжей части дорог с пошаговым перемещением (с кратковременными остановками);
1.2.11. Подвижные работы - работы, выполняемые рабочими и дорожными машинами в движении.
1.2.12. Аварийные работы - работы связанные с локализацией и ликвидацией аварий техногенного и природного характера.
1.2.13. Дорожные машины - машины, средства механизации, применяемые для выполнения комплекса работ при строительстве, содержании и ремонте дорог, инженерных коммуникаций и сооружений.
1.2.14. Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
1.2.15. Зона производства дорожных работ - участок дороги между первым дорожным знаком, предупреждающим о ведущихся на дороге работах, и последним дорожным знаком, отменяющим вводимые на участке дороги ограничение в режимах движения транспортных средств.
1.2.16. Рабочая зона - участок дороги в зоне производства дорожных работ, на котором проводятся дорожные работы.
1.3.1. При производстве работ на проезжей части дорог работники предприятий могут быть подвержены воздействию опасных и вредных производственных факторов.
1.3.2. Основные опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся транспортные средства, дорожные машины и механизмы;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- подвижные части производственного оборудования;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
- работа с химическими веществами;
- отлетающие предметы;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
1.4.1. Настоящим Временным порядком при производстве работ на проезжей части дорог предусмотрены следующие виды работ:
- долговременные работы;
- краткосрочные работы (работы подвижные, передвижные и стационарные);
- аварийные работы.
Места производства работ:
- проезжая часть;
- межпарапетное пространство;
- работы в зоне трамвайных и троллейбусных путей;
- специальные площадки для аварийной остановки автомобилей;
- отстойно-разворотные площадки общественного транспорта;
- тротуары;
- остановки общественного транспорта;
- разделительные полосы;
- парковки;
- обочины;
- транспортные тоннели;
- путепроводы;
- эстакады;
- пешеходные тоннели;
- пешеходные переходы;
- гидротехнические сооружения (ГТС);
- камеры и колодцы.
1.5.1. Основными задачами организации движения в местах производства работ на проезжей части дорог являются:
- предупреждение водителей и пешеходов об изменении условий дорожного движения;
- обозначение направлений объезда препятствий на проезжей части дороги, а при объезде ремонтируемого участка - его маршрут;
- создание безопасных условий труда для работников, проводящих дорожные и иные работы;
- организация безопасного движения транспортных средств и пешеходов как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных и иных работ.
1.5.2. Выполнение указанных задач решается с помощью временных технических средств организации движения и ограждения мест производства работ на проезжей части дороги, вид которых выбирается в соответствии с местом, характером проводимых работ и дорожными условиями. Средствами организации движения в местах производства работ на проезжей части дорог являются:
- временные дорожные знаки;
- временная разметка проезжей части;
- освещение;
- ограждающие и направляющие устройства и другие технические средства;
- регулировщики дорожного движения.
1.5.3. Зона производства работ на проезжей части дорог условно состоит из следующих функциональных частей:
- участок предупреждения водителей транспортных средств о проведении работ на проезжей части дороги и установления безопасного режима движения;
- участок отгона транспортных средств. Обеспечивает плавный перевод транспортных средств с полосы, занятой дорожными работами, на свободную полосу в объезд рабочей зоны путем использования ограждающих устройств, конусов, пластин и т.д. На участке отгона для отклонения транспортного потока могут устанавливаться соответствующие дорожные знаки. Длина участка отгона определяется в соответствии с приложением N 1;
- буферная зона. Обеспечивает безопасность от воздействия транспортных средств, случайно не изменивших траекторию движения;
- рабочая зона. В ней должны находиться материалы, механизмы и рабочие. Ограждается от транспортных средств и пешеходов;
- участок возврата транспортных средств на полосу движения, где снимаются ранее установленные ограничения на движение транспортных средств.
Участок предупреждения | Участок отгона | Буферная зона | Рабочая зона | Участок возврата | |||
Зона производства дорожных работ |