МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2010 года N 308


О поправках к проекту федерального закона N 391395-5 "О передаче религиозным  организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"



В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума

постановляет:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поправки к проекту федерального закона N 391395-5 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", внесенному Правительством Российской Федерации и принятому в первом чтении 22 сентября 2010 года.

2. Поручить представление поправок к законопроекту на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы О.Е.Бочарову.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов

     

Внесены
Московской городской Думой

     

Поправки к проекту федерального закона N 391395-5 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", принятому в первом чтении 22 сентября 2010 года


N
п/п

Текст, к которому предлагается поправка

Автор поправки

Содержание поправки

Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой

Примечание

1.

Статья 2, абзац второй:

"имущество религиозного назначения - недвижимое имущество (здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как богослужения, молитвенные и религиозные собрания, другие религиозные обряды и церемонии, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), включая здания для временного проживания паломников, помещения в не относящихся к имуществу религиозного назначения зданиях, строениях, сооружениях, предназначенные либо предназначавшиеся для совершения и обеспечения указанных видов деятельности религиозных организаций), а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей);".

В абзаце втором статьи 2 слова "либо предназначавшиеся" исключить.

"имущество религиозного назначения - недвижимое имущество (здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как богослужения, молитвенные и религиозные собрания, другие религиозные обряды и церемонии, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), включая здания для временного проживания паломников, помещения в не относящихся к имуществу религиозного назначения зданиях, строениях, сооружениях, предназначенные для совершения и обеспечения указанных видов деятельности религиозных организаций), а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей);"

Исключение из текста абзаца второго статьи 2 проекта федерального закона слов "либо предназначавшиеся" позволит устранить расширительное толкование понятия "имущество религиозного назначения", поскольку в отсутствие иных уточняющих признаков невозможно установить период, в течение которого рассматриваемое имущество использовалось религиозными организациями, а главное - срок использования такого имущества в целях осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозных организаций. В противном случае под понятие "имущество религиозного назначения" формально подпадают здания, строения, сооружения, которые короткий период использовались или используются религиозными организациями по договорам аренды, пользования для временного осуществления религиозной деятельности или ее обеспечения.

2.

Статья 5, часть 2:

"2. Земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.".

Часть 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"2. Земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а в случаях, если имущество религиозного назначения является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, с учетом законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.".

"2. Земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а в случаях, если имущество религиозного назначения является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, с учетом законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации."

Проект федерального закона предусматривает передачу религиозным организациям государственного и муниципального имущества, которое может относиться к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом в части исполнения обязательств по сохранению данных объектов  (охранных обязательств) законодательство Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для пользователя (собственника) объекта культурного наследия будет специальным по отношению к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации. Вместе с тем для надлежащего исполнения обязательств по сохранению объектов культурного наследия указанным специальным законодательством устанавливаются границы территорий объектов культурного наследия, их зон охраны. При этом очевидно, что выделение земельного участка объекта культурного наследия и  установление его границ должны осуществляться с учетом требований специального законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

3.

Статья 5, часть 3:

"3. Безвозмездная передача религиозным организациям не имеющего религиозного назначения государственного или муниципального имущества, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей либо после передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения.".

Часть 3 статьи 5 исключить.

Части 4 и 5 считать соответственно частями 3 и 4.

Статья 2 проекта федерального закона содержит определение имущества религиозного назначения, включающее описание имущества, не относящегося к имуществу религиозного назначения, но предназначенного для совершения и обеспечения религиозной деятельности. Поэтому дополнительное указание в части 3 статьи 5 законопроекта условий передачи имущества, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения, является избыточным, а использование формулировки имущества, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения, отличной от использованной в статье 2 законопроекта, дает основание для расширительного толкования как самого термина, так и условий передачи имущества религиозного назначения.

4.

Статья 5, часть 4, абзац второй:

"В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или государственным (муниципальным) учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям или учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений, поскольку иное принадлежащее указанным предприятиям или учреждениям имущество отсутствует или его недостаточно для осуществления  уставных видов деятельности, а также в случае, если передача религиозной организации здания (помещения), в котором размещена организация культуры, невозможна без предоставления указанной организации культуры равноценного здания (помещения) (далее - мероприятия по высвобождению имущества), то такая передача осуществляется в соответствии с планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.".

В абзаце втором части 4 статьи 5 слова "обеспечивающих их деятельность" заменить словом "равноценных".

 "В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или государственным (муниципальным) учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям или учреждениям равноценных служебных и производственных помещений, поскольку иное принадлежащее указанным предприятиям или учреждениям имущество отсутствует или его недостаточно для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае, если передача религиозной организации здания (помещения), в котором размещена организация культуры, невозможна без предоставления указанной организации культуры равноценного здания (помещения) (далее - мероприятия по высвобождению имущества), то такая передача осуществляется в соответствии с планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения."

В рамках второго абзаца части 4 статьи 5 проекта федерального закона для определения качества предоставляемого взамен передаваемого религиозным организациям имущества используются разные описательные признаки. Предлагаемое изменение устанавливает одинаковый описательный критерий качества предоставляемого взамен передаваемого религиозным организациям имущества как для государственных (муниципальных) унитарных предприятий или государственных (муниципальных) учреждений, так и для организаций культуры.

5.

Статья 5

Статью 5 дополнить частью следующего содержания:

"__. Передача религиозным организациям государственного и муниципального недвижимого имущества, находящегося на момент подачи религиозной организацией заявления, указанного в статье 6 настоящего Федерального закона, во владении и пользовании третьих лиц на основании договоров аренды, пользования, осуществляется по окончании срока действия указанных договоров.

По соглашению сторон договоров аренды, пользования государственным и муниципальным недвижимым имуществом, подлежащим передаче религиозным организациям, такие договоры могут быть расторгнуты до истечения срока их действия с возмещением арендаторам, пользователям причиненных убытков. При несогласии арендаторов, пользователей государственного и муниципального недвижимого имущества на досрочное расторжение соответствующих договоров такое недвижимое имущество включается в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения и не может быть передано третьим лицам.".

"__. Передача религиозным организациям государственного и муниципального недвижимого имущества, находящегося на момент подачи религиозной организацией заявления, указанного в статье 6 настоящего Федерального закона, во владении и пользовании третьих лиц на основании договоров аренды, пользования, осуществляется по окончании срока действия указанных договоров.

По соглашению сторон договоров аренды, пользования государственным и муниципальным недвижимым имуществом, подлежащим передаче религиозным организациям, такие договоры могут быть расторгнуты до истечения срока их действия с возмещением арендаторам, пользователям причиненных убытков. При несогласии арендаторов, пользователей государственного и муниципального недвижимого имущества на досрочное расторжение соответствующих договоров такое недвижимое имущество включается в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения и не может быть передано третьим лицам."

Проект федерального закона устанавливает особую процедуру передачи имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или государственным (муниципальным) учреждениям, предусматривающую, в частности, формирование плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. Вместе с тем подлежащее передаче государственное или муниципальное имущество религиозного назначения может находиться во владении и пользовании третьих лиц на основании заключенных и правомерно действующих договоров аренды, пользования данным имуществом, что требует закрепления соответствующего механизма правового регулирования в законопроекте. Предлагаемые изменения восполняют данный пробел правового регулирования и устанавливают гибкий порядок передачи государственного и муниципального имущества религиозного назначения, находящегося во владении и пользовании третьих лиц на основании договоров аренды, пользования. Данный порядок предусматривает и защищает как права и законные интересы правомерных владельцев, пользователей государственного и муниципального имущества, так и интересы религиозных организаций.

6.

Статья 10

Статью 10 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В случае, если переданное имущество не используется в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями деятельности религиозной организации в течение трех лет, оно может быть изъято у религиозной организации в судебном порядке по заявлению уполномоченного органа, принявшего решение о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества.".

"Статья 10. Особенности использования религиозной организацией имущества религиозного назначения

Религиозная организация обязана использовать переданное имущество религиозного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями деятельности религиозной организации, определяемыми ее уставом.

В случае, если переданное имущество не используется в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями деятельности религиозной организации в течение трех лет, оно может быть изъято у религиозной организации в судебном порядке по заявлению уполномоченного органа, принявшего решение о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества."

Проект федерального закона подробно регламентирует процедуру передачи религиозным организациям государственного и муниципального имущества религиозного назначения и устанавливает обязанность религиозных организаций использовать переданное имущество религиозного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями их деятельности. Однако ответственность за нарушение данной обязанности законопроектом не  устанавливается. Предлагаемые изменения устраняют данный пробел и предлагают закрепить возможность изъятия не используемого по целевому назначению (или используемого не в соответствии с целями деятельности религиозной организации) имущества и его передачу в государственную или муниципальную собственность.

     

Редактор проекта:
депутат Московской городской Думы
О.Е.Бочаров

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка Московской городской Думы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»