Одним из важных направлений, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики по созданию условий и возможностей для успешной и эффективной социализации и самореализации молодежи, является деятельность органов государственной власти города Москвы по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности.
Специфика города Москвы, обладающего развитой промышленной, транспортной, коммунальной, социальной, культурной инфраструктурой, объективно создает ситуацию возникновения для молодежи широкого круга специфических опасностей и угроз, характерных для крупного мегаполиса. Недостаточность жизненного опыта, высокий темп жизни, лавинообразный объем разноплановой информации создают условия для замедленного формирования у молодых людей социальных приоритетов и в то же время вызывают притупление естественного чувства опасности.
Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования навыков безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев в ходе практической работы реализуются их составные части, посвященные вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности. При этом не учитываются многие аспекты безопасности и не в полном объеме скоординированы действия органов государственной власти города Москвы по формированию навыков безопасности жизнедеятельности.
В целях формирования навыков безопасности жизнедеятельности создана система подготовки молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций, реализованная в образовательных учреждениях города Москвы в рамках курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", в развитии кружков, секций и полевых лагерей "Юный спасатель", центров "Юный пожарный", организации деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности", Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса спасателей, ведется работа по развитию движения по подготовке резервистов города Москвы.
В настоящее время в городе функционируют 56 кружков, секций, центров, специализированных классов и учреждений дополнительного образования "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник", в которых обучается 6051 человек.
В соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422, Комплексной городской целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы, утвержденной Законом города Москвы от 19 апреля 2006 года N 16, ежегодно с марта по май проводятся школьные, районные и окружные соревнования "Школа безопасности", в которых принимают участие около 70 тыс. обучающихся государственных образовательных учреждений города Москвы.
За последние 5 лет (период 2005-2009 годов) было проведено 6663 школьных, 617 районных, 50 окружных слетов-соревнований "Школа безопасности" с общим количеством участников 482560 чел.
В целом за период проведения соревнований и полевых лагерей в них участвовало свыше 1000000 школьников и более 1000 общеобразовательных учреждений Москвы.
Эта деятельность приносит свои результаты, но гибель людей и материальный ущерб, связанные с опасностями, возникающими в мегаполисе, в том числе несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от чрезвычайных ситуаций. Только за 2009 год на территории города Москвы зарегистрировано 26198 аварий и происшествий, из них 28 чрезвычайных ситуаций. В результате пострадали 19231 человек, в том числе погибло 1382 человека, травмировано 17849 человек, из которых около 7 процентов - молодежь.
Большая часть потерь связана с низкой культурой поведения в ходе учебной, трудовой и повседневной деятельности.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере формирования навыков безопасности жизнедеятельности характеризуется рядом проблем. К основным из них можно отнести:
- отсутствие регулирующего органа, обеспечивающего координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, муниципальных образований и общественных организаций по формированию навыков безопасности жизнедеятельности;
- узковедомственный подход к изучению учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) за счет регионального и школьного компонентов. Отсутствие работы по совершенствованию содержания программ обучения по учебному курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", которые перегружены, преемственность соблюдена не полностью, имеется дублирование;
- снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части подрастающего поколения;
- отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина;
- отсутствие общего подхода к направлениям по формированию культуры безопасности жизнедеятельности;
- распространение негативной информации с помощью информационных технологий. Это прежде всего сайты с элементами пропаганды насилия, наркотиков и алкоголя, компьютерные игры, вовлекающие детей в различные неформальные группировки.
Ключевым звеном формирования навыков безопасности жизнедеятельности является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием и проводится оно наиболее интенсивно в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность которых подведомственна Департаменту образования города Москвы.
Решение этих проблем требует координации усилий всех организаций и ведомств по принятию дополнительных эффективных мер по совершенствованию работы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи города Москвы.