ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 октября 2017 года N 303-р


Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

(с изменениями на 26 июня 2018 года)

(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.06.2018 N 163-р)


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений", государственной программой Краснодарского края "Управление государственными финансами Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 940, соглашением от 1 февраля 2017 года N 01-01-06/06-31 о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Краснодарского края, соглашениями о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края:


1. Утвердить основные направления долговой политики Краснодарского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края И.П. Галася.


3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ



Приложение


Утверждены
распоряжением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 17 октября 2017 г. N 303-р


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ

(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.06.2018 N 163-р)

Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение сбалансированного исполнения краевого бюджета с использованием государственных внутренних заимствований Краснодарского края (далее - заимствования), безусловное исполнение обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Краснодарского края (далее - государственный долг), снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски), экономию расходов на обслуживание государственного долга.


1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2017 года, прогнозируемые итоги 2017 года


В 2017 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения долговых обязательств Краснодарского края (далее - долговые обязательства) и в качестве источника дополнительных поступлений в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.


Заимствования осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.


Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.


Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице N 1.


Таблица N 1

Динамика показателей государственного долга

N п/п

Показатель

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем государственного долга, млрд. руб.

39,9

73,9

119,2

136,3

145,3

150,0

2

Долговая нагрузка, % <*>

39,3

58,5

90,4

92,7

98,6

88,2

3

Расходы на обслуживание государственного долга, млрд. руб.

1,4

0,98

3,9

6,2

5,9

7,1


________________


* Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.


(примечание в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.06.2018 N 163-р)


По условиям соглашения от 20 мая 2016 года N 01-01-06/06-88 о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края объем государственного долга на 1 января 2017 года не должен был превышать 152.4 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2017 года государственный долг составил 150,0 млрд. рублей, уровень долговой нагрузки - 88,2%, что на 10,4% ниже долговой нагрузки, сложившейся по итогам 2015 года (98,6%), и соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом в результате оптимизации объема привлечения заимствований фактический объем государственного долга по итогам 2016 года был снижен на 2 млрд. рублей по сравнению с установленным Законом Краснодарского края от 28 декабря 2015 года N 3310-КЗ "О краевом бюджете на 2016 год" верхним пределом государственного долга по состоянию на 1 января 2017 года. Из общего объема государственного долга по состоянию на 1 января 2017 года обязательства по кредитам кредитных организаций составляли 46,4%, по бюджетным кредитам - 43,5%, по государственным гарантиям Краснодарского края (далее - государственная гарантия) - 6,6%, по государственным облигациям Краснодарского края (далее - государственные облигации) - 3,5%.


В структуре государственного долга преобладающую долю составляют среднесрочные и долгосрочные долговые обязательства, что способствует снижению бюджетных рисков. В том числе объем реструктурированных долговых обязательств Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам со сроками уплаты с 2023 года по 2034 год по состоянию на 1 января 2017 года составил 51,7 млрд. рублей (34,5% общего объема государственного долга). По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых. Проведение реструктуризации имеет долгосрочный эффект, выражающийся в снижении нагрузки на краевой бюджет по погашению долговых обязательств Краснодарского края, уменьшении расходов на обслуживание государственного долга.


На 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов поставлена задача по сокращению потребности в привлечении заемных средств для достижения сбалансированности краевого бюджета и стабилизации объема государственного долга, а также снижению уровня долговой нагрузки на краевой бюджет по мере роста поступления налоговых и неналоговых доходов. В связи с этим в 2017 году государственные внутренние заимствования Краснодарского края осуществляются в целях частичного рефинансирования погашаемых долговых обязательств, в результате по итогам 2017 года прогнозируется снижение объема долговых обязательств Краснодарского края по заимствованиям (кредиты, государственные облигации) более чем на 10,5 млрд. рублей за счет погашения части обязательств по бюджетным кредитам и кредитам кредитных организаций без их рефинансирования.


Также в целях удлинения сроков и оптимизации стоимости заимствований в 2017 году размещен выпуск государственных облигаций в объеме 10 млрд. рублей сроком обращения 7 лет.


Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 года N ДК-П13-268пр и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 1447 "О предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации по обязательствам хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации объектов, связанных с организацией и проведением международных соревнований по автомобильному спорту" в 2017 году предоставлена государственная гарантия в объеме 22,6 млрд. рублей в обеспечение исполнения обязательств непубличного акционерного общества "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (далее - НАО "Центр "Омега") перед Банком ВТБ ПАО по кредитам, привлекаемым на погашение задолженности по кредитным договорам (в части основного долга и процентов), ранее заключенным на цели финансирования строительства и эксплуатации объектов, которые использовались в качестве олимпийских в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, и объектов, связанных с организацией и проведением международных соревнований, в том числе по автомобильному спорту, основной (текущей) финансово-хозяйственной деятельности и (или) рефинансирования (возмещения) ранее понесенных затрат и расходов в рамках строительства и эксплуатации указанных объектов и осуществления основной хозяйственной деятельности. В целях снижения бюджетных рисков указанная государственная гарантия предусматривает уступку гаранту прав требования бенефициара к принципалу.


Прирост объема государственного долга в результате проведения в 2017 году операций с различными видами долговых обязательств не ожидается. По состоянию на 1 января 2018 года объем государственного долга прогнозируется на уровне не более 150,0 млрд. рублей, что не выше его значения на начало 2017 года и соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.


В 2017 году продолжена реализация мер по оптимизации расходов краевого бюджета на обслуживание долговых обязательств Краснодарского края. В этих целях досрочно погашены кредиты кредитных организаций в сумме более 16 млрд. рублей (сроки погашения по условиям государственных контрактов - 2018 - 2021 годы), имеющие наиболее высокие процентные ставки за пользование кредитными ресурсами от 12 до 14% годовых. Для частичного рефинансирования погашаемых долговых обязательств проведены аукционы на оказание услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями в сумме 8,0 млрд. рублей. По итогам аукционов процентные ставки по кредитам составили от 9,68 до 10,14% годовых, что существенно ниже ставок платы по досрочно погашенным кредитам.


Также в течение года оптимизировались сроки привлечения заемных средств с учетом фактической потребности и предельных сроков выборки кредитных ресурсов.


По результатам проводимых мероприятий по итогам 2017 года ожидается экономия по расходам на обслуживание государственного долга в сумме более 1,4 млрд. рублей.


По состоянию на 1 октября 2017 года в структуре государственного долга доля бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, составила 42,7%, кредитов, полученных от кредитных организаций, - 31,8%, государственных гарантий - 14,7%, государственных облигаций - 10,8%. Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований. Наличие в структуре государственного долга различных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению являются факторами, положительно влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом государственного долга.


2. Цели, задачи и особенности долговой политики Краснодарского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов


2.1. Основные факторы, определяющие характер, особенности и направления долговой политики Краснодарского края на 2018 - 2020 годы:


значительный накопленный объем государственного долга;


сохраняющиеся низкие темпы роста поступлений налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета с одновременным увеличением объема расходов краевого бюджета в социальной сфере;


необходимость финансового обеспечения принятых расходных обязательств Краснодарского края в полном объеме;


волатильность финансового рынка.


2.2. Цели долговой политики Краснодарского края:


обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости краевого бюджета;


соблюдение ограничений по объему государственного долга, в том числе объему долговых обязательств по государственным облигациям и кредитам, полученным Краснодарским краем от кредитных организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), и расходов на его обслуживание, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, соглашениями и дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденными Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 года N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования);


(в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.06.2018 N 163-р)


недопущение возникновения просроченной задолженности по погашению и обслуживанию долговых обязательств;


минимизация расходов на обслуживание государственного долга;


проведение эффективной долговой политики, ориентированной на долгосрочные заимствования и равномерное распределение нагрузки по погашению долговых обязательств;


развитие рынка субфедеральных долговых обязательств.


2.3. Задачи долговой политики Краснодарского края:


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»