ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2017 года N 3123-П

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ТРУДОВЫХ ПРАВ, ПОВЫШЕНИЕ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ"


Заслушав и обсудив информацию начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю В.В. Пестова о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края "О мерах, направленных на обеспечение государственных гарантий трудовых прав, повышение трудовой занятости и экономической эффективности труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы на территории Краснодарского края" (далее также - постановление), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (далее также - УФСИН) во взаимодействии с органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае в 2016 году реализован значительный комплекс мер, направленных на создание организационных и правовых предпосылок для улучшения производственной деятельности учреждений, исполняющих наказание, и привлечения осужденных к общественно полезному труду.

Основной акцент их деятельности сделан на полном задействовании потенциальных производственных возможностей УФСИН, привлечении к совместной экономической деятельности кубанского бизнес-сообщества, а также на получении мер государственной поддержки.

Для этого во исполнение постановления УФСИН заключило соглашения о взаимодействии и координации деятельности с администрацией Краснодарского края, Торгово-промышленной палатой Краснодарского края, Краснодарским краевым региональным отделением Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Краснодарским краевым объединением организаций профсоюзов, а также со всеми муниципальными образованиями Краснодарского края, на территории которых расположены учреждения уголовно-исполнительной системы.

Органами местного самоуправления указанных муниципальных образований края проведены сессии представительных органов и выработаны меры, направленные на использование возможностей учреждений уголовно-исполнительной системы при решении вопросов местного значения.

В 2016 году в рамках совместных планов и заключенных с УФСИН соглашений значительно активизирована деятельность органов исполнительной власти Краснодарского края по оказанию учреждениям уголовно-исполнительной системы мер государственной поддержки.

Государственной программой Краснодарского края "Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности" предусматривается мероприятие по предоставлению субсидий за счет средств краевого бюджета субъектам деятельности в сфере промышленности (за исключением государственных и муниципальных учреждений) на возмещение части затрат, связанных с организацией производства промышленной продукции в целях обеспечения трудовой занятости осужденных. Объем финансирования данного мероприятия составляет 200 тыс. рублей ежегодно.

Департаментом промышленной политики Краснодарского края подготовлены изменения в указанную программу, предусматривающие увеличение с начала 2017 года объема финансирования до 1 млн. рублей в год мероприятий, связанных с организацией производства промышленной продукции осужденными.

Департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края в соответствии с постановлением изучена практика деятельности органов государственной власти иных субъектов Российской Федерации и даны рекомендации УФСИН, позволяющие проводить закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у исправительного учреждения как у единственного поставщика. На официальном сайте департамента в разделе "Осуществление закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" создан подраздел "Организация закупок у УФСИН", в котором отражена обязанность заказчиков при определении поставщиков товаров, работ, услуг предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и возможность осуществления у них закупок как у единственного поставщика.

Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края проведено обследование исправительных учреждений на предмет возможности разведения и содержания свиней, в результате которого дано положительное заключение на производство свинины в четырех учреждениях. На базе государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр" (далее - ИКЦ) создана площадка, где исправительные учреждения стали получать информацию по Краснодарскому краю и другим субъектам Российской Федерации о реализации племенного молодняка крупного рогатого скота, свиней, овец, коз и других домашних животных. Специалисты ИКЦ стали оказывать практическую помощь в вопросах кормления, содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных. Кроме этого, организовано участие представителей УФСИН в инфотурах, посвященных продвижению продукции агропромышленного комплекса на потребительский рынок и в организации санаторно-курортного комплекса.

Департаментом имущественных отношений Краснодарского края согласно постановлению отработана возможность предоставления УФСИН в постоянное бессрочное пользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, для организации производства сельскохозяйственной продукции исправительными учреждениями, расположенными на территории края.

При поддержке администрации Краснодарского края учреждениям УФСИН в 2016 году на безвозмездной основе были предоставлены помещения в выставочно-конгрессном комплексе "Экспоград Юг". В результате УФСИН смогло принять участие в 10 профильных выставках-ярмарках, в том числе 5 международных, а также в 4 выставках-ярмарках выходного дня. В ходе выставок-ярмарок УФСИН достигнуты договоренности с потенциальными партнерами, заключены договоры с коммерческими организациями, частными лицами на общую сумму более 1574 тыс. рублей, реализовано сувенирной продукции на сумму более 350 тыс. рублей. Наработан значительный объем перспективных предложений, поступивших в УФСИН от представителей бизнес-сообщества. Их реализация в 2017 году позволит дополнительно освоить 23 новых вида конкурентоспособной продукции на общую сумму свыше 40 млн. рублей и трудоустроить не менее 500 осужденных.

Департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в 2017 году запланировано привлечение УФСИН к участию в выставочных мероприятиях, где они могут самостоятельно презентовать информацию о преимуществах сотрудничества и использования производственных площадей УФСИН и рабочей силы из числа осужденных.

В 2016 году руководители УФСИН и заинтересованных органов исполнительной власти Краснодарского края провели с участием представителей бизнес-сообщества 30 брифингов, круглых столов и иных совместных информационных мероприятий, направленных на возможное вовлечение предпринимателей края в производственную деятельность исправительных учреждений.

В результате реализации вышеуказанных мер в производственной деятельности УФСИН наметилось ее оживление и стабилизация. В течение 2016 года стала наблюдаться устойчивая тенденция наращивания объемов производства. Загрузка имеющихся в наличии производственных площадей увеличилась на 10 процентов. Деятельность всех производственных предприятий приобрела рентабельный характер.

В 2016 году исправительными учреждениями Краснодарского края произведено различных видов продукции и оказано услуг на общую сумму более 545 млн. рублей, что на 24 процента, или 130 млн. рублей, больше, чем в 2015 году. Чистая прибыль по итогам 2016 года составила свыше 20 млн. рублей, что почти в два раза больше, чем за предшествующий период. На 8 процентов увеличилось выполнение занятыми трудом осужденными установленных норм выработки. Среднедневной размер их заработной платы также возрос на 8 процентов и составил 234 рубля в день, что на 29 рублей выше среднероссийского уровня.

В 2016 году на предприятиях уголовно-исполнительной системы проведен широкий комплекс мер по освоению новых конкурентоспособных видов продукции, привлечению инвестиций коммерческих структур и сторонних организаций, изучению и завоеванию рынков сбыта. В совместную производственную деятельность с учреждениями УФСИН в 2016 году вступило 15 новых инвесторов. На ранее пустовавших производственных площадях организовано производство 35 новых видов продукции на общую сумму свыше 45 млн. рублей.

В частности, в ИК-14 налажено производство современной модельной обуви из резины в объеме выпуска 10 тыс. пар в месяц, открыты новые производственные участки: по выпуску 60 модификаций натяжных потолков, композитной арматуры и сетки с объемом выпуска на сумму более 1,5 млн. рублей, полипропиленовых шпагатов с объемом выпуска на сумму более 2,5 млн. рублей в месяц.

В ИК-11 налажено производство полиэтиленовой пленки, дающее 35 тонн готовой продукции в месяц. В ИК-2 создан третий по счету литейный участок, что позволило значительно увеличить объем выпускаемой продукции и вывод осужденных на оплачиваемые работы с 30 до 70 человек.

Освоение выпуска новых изделий позволило дополнительно трудоустроить 894 осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы Краснодарского края, и увеличить на таком производстве их среднюю заработную плату за один отработанный человеко-день с 426 рублей до 436,1 рубля, а также получить чистую прибыль от выпуска новых видов изделий в размере 3044,9 тыс. рублей.

Во исполнение постановления предприятиями уголовно-исполнительной системы предпринимались активные меры по организации выпуска на собственной производственной базе основных видов продуктов питания для самообеспечения ими осужденных и подследственных лиц.

В этих целях УФСИН проведен ряд мероприятий по модернизации действующего и приобретению нового высокотехнологичного оборудования.

В ИК-9 обновлено оборудование на участке по производству сосисок, приобретено технологическое оборудование для вновь созданных производственных участков по выпуску полуфабрикатов и мясных консервов, что позволило произвести такой продукции на сумму 27 млн. рублей и трудоустроить 20 осужденных.

В ИК-6 и ИК-9 проведена модернизация и расширено производство мяса птицы. Его объем производства за 2016 год составил 48 тонн на общую сумму 5 млн. рублей.

В ИК-5 и ЛИУ-8 возобновлено функционирование ранее ликвидированных свиноферм, на которых в 2016 году произведено 60 тонн мяса и субпродуктов на общую сумму более 12 млн. рублей.

Объем самообеспечения продуктами питания в учреждениях УФСИН в 2016 году увеличился на 10 пунктов и составил 15 процентов.

УФСИН совместно с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края приняты меры по существенному наращиванию и расширению сельскохозяйственной деятельности его учреждений.

Данный подход позволит не только обеспечить трудовую занятость и полноценное питание осужденных, сэкономить бюджетные средства (за счет образования замкнутого цикла производства от выращивания до переработки сельскохозяйственной продукции), но и создать финансовые предпосылки для развития производства в других секторах экономики пенитенциарной системы края.

Для этого в УФСИН расширяется деятельность участков колоний-поселений сельскохозяйственного назначения. В состоявшуюся посевную кампанию площадь используемых земель увеличена с 891 до 1077 гектаров. Основной акцент сделан на заготовку кормов и сена для своих птицеводческих и животноводческих хозяйств, а также на создание сырьевой базы для собственных перерабатывающих участков, производящих муку, крупы, подсолнечное масло, консервированную овощную и иную пищевую продукцию. В целях максимального самообеспечения продуктами питания в течение 2017 года планируется расширить мощности перерабатывающих предприятий уголовно-исполнительной системы по производству мясной, овощной продукции, круп, муки, собственных макаронных изделий. За счет собственной прибыли запланировано приобретение нового мельничного комплекса в ИК-4, открытие собственного забойного участка, а также участка по переработке мясной продукции в ИК-5.

Несмотря на совместно принятые меры и полученные результаты, к настоящему времени проблемы трудовой занятости осужденных, использования производственного потенциала исправительных учреждений и связанные с ними социальные и иные негативные последствия в Краснодарском крае в полной мере не решены.

В 2016 году в исправительных учреждениях УФСИН содержалось около 12 тыс. осужденных, что на 2 тыс. человек меньше, чем в 2015 году. Из общего числа осужденных 11207 человек, или 93,4 процента, подлежало обязательному привлечению к труду. Согласно запланированному в УФСИН показателю вывода на оплачиваемые работы в истекшем году было трудоустроено 2700 человек, или 23 процента от числа лиц, обязанных трудиться. Фактически же работало 1739 человек, или 64 процента от намеченного. Таким образом, подавляющая часть, или 9468 осужденных, не были обеспечены работой.

В истекшем году 1880 осужденных имели непогашенные судебные иски на общую сумму 1529600 тыс. рублей, из которых 476 человек, или 31 процент, не были заняты трудом. Вследствие низкой трудовой занятости выплаты по судебным искам производили лишь 1468 осужденных, или 78 процентов. В 2016 году ими выплачено 28952 тыс. рублей, или 1 процент от общей суммы судебных исков.

Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие должных преференций и льгот для организаций, участвующих в производственной деятельности на территории исправительных учреждений, высокий процент износа и старения (более 80 процентов) имеющегося оборудования, существенно снижающий конкурентоспособность выпускаемой продукции. Главным же фактором по-прежнему остается недостаточное размещение в пенитенциарной системе необходимого объема федеральных и региональных государственных заказов, а также слабое применение различных форм государственной поддержки.

При этом эффективность мер государственной поддержки в случае их применения бесспорна. Показательным примером является деятельность швейной фабрики ИК-3, где в течение 2016 года только на одном государственном заказе осужденные, перейдя на двухсменный режим работы, изготовили форменную одежду для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации на общую сумму 250 млн. рублей.

Ныне существующее в производственной деятельности уголовно-исполнительной системы положение дел не позволяет получать прибыль, достаточную для создания дополнительных рабочих мест.

По оценкам Федеральной службы исполнения наказаний, максимальное трудоустройство осужденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, повышение эффективности производственной деятельности, снижение нагрузки на федеральный бюджет по содержанию уголовно-исполнительной системы возможно только за счет выделения средств в рамках федеральных и региональных программ.

Анализируя меры государственной поддержки уголовно-исполнительной системы в Краснодарском крае, следует отметить, что, несмотря на большую организационную работу, проведенную в крае в 2016 году, она была малоэффективной. Промышленность пенитенциарной системы по-прежнему осталась не интегрированной в экономику Краснодарского края.

Сдерживающим фактором стало то, что УФСИН, администрация Краснодарского края, иные заинтересованные органы государственной власти Краснодарского края до сих пор не разработали и не представили в Законодательное Собрание Краснодарского края Концепцию развития производственной деятельности исправительных учреждений в Краснодарском крае на 2016 - 2020 годы, являющуюся основой для принятия органами исполнительной власти Краснодарского края мер государственной поддержки.

Вследствие этого министерство экономики Краснодарского края, другие профильные министерства и департаменты Краснодарского края, кроме департамента промышленной политики Краснодарского края, не смогли принять конкретных решений о включении УФСИН в реализуемые и во вновь принятые государственные программы Краснодарского края, а также оказать адресное содействие исправительным колониям в модернизации и укреплении их материально-технической базы.

В 2016 году УФСИН не удалось организовать работу учреждений уголовно-исполнительной системы с крупными предприятиями Краснодарского края и близлежащих регионов по долгосрочной совместной деятельности, привлечь осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, к контрагентским работам, наладить системную торговлю и устойчивые рынки сбыта готовой продукции, развернуть работу по поставкам товаров и оказанию услуг для муниципальных нужд городам и районам края, решить и другие вопросы производственно-финансового характера.

Учитывая приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы, определенной уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, Концепцией федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 2808-р, а также придавая важное значение необходимости дальнейшего комплексного проведения в крае целенаправленной работы по повышению эффективности имеющегося производственного потенциала исправительных учреждений Краснодарского края, увеличению выпуска ими продукции, повышению трудовой занятости осужденных, их перевоспитанию и подготовке к адаптации в обществе после освобождения, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:

1. Информацию начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю В.В. Пестова о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края "О мерах, направленных на обеспечение государственных гарантий трудовых прав, повышение трудовой занятости и экономической эффективности труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы на территории Краснодарского края" принять к сведению.

2. Рекомендовать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, министерству экономики Краснодарского края, Торгово-промышленной палате Краснодарского края подготовить и провести с участием руководителей заинтересованных органов исполнительной власти Краснодарского края, представителей промышленных предприятий, бизнес-сообщества, средств массовой информации обзорные экскурсии в производственном секторе исправительных колоний и совещания с руководителями производственных служб исправительных учреждений Краснодарского края по вопросам дальнейшего сотрудничества.

3. Рекомендовать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, администрации Краснодарского края и заинтересованным органам исполнительной власти Краснодарского края совместно разработать и представить для рассмотрения в Законодательное Собрание Краснодарского края Концепцию обеспечения трудовой занятости осужденных, стабилизации и развития производственной деятельности исправительных учреждений в Краснодарском крае.

4. Рекомендовать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю:

1) привлечь членов Общественного совета при УФСИН к активной деятельности по оказанию содействия руководству Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю в обеспечении государственных гарантий трудовых прав осужденных, их трудовой занятости, а также в налаживании взаимодействия с коммерческими организациями в части размещения производственных заказов в учреждениях уголовно-исполнительной системы Краснодарского края;

2) в целях обеспечения координации производственной деятельности исправительных колоний, расширения объемов и видов производства продукции, увеличения доходов производственного сектора и трудовой занятости осужденных до 1 сентября 2017 года проработать с руководством Федеральной службы исполнения наказаний вопрос о возможности создания в Краснодарском крае регионального филиала Торгового дома ФСИН России;

3) организовать работу с предприятиями Краснодарского края и близлежащих регионов по долгосрочной совместной деятельности с учреждениями уголовно-исполнительной системы Краснодарского края в целях привлечения осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, к контрагентским работам;

4) совместно с ВГТРК "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Кубань" разработать проект ежемесячной региональной телевизионной программы о деятельности УФСИН, включающей освещение вопросов состояния и развития производства в учреждениях уголовно-исполнительной системы Краснодарского края;

5) создать постоянно действующую выставку продукции исправительных учреждений.

5. Рекомендовать министерству экономики Краснодарского края, профильным министерствам, департаментам и иным заинтересованным органам исполнительной власти Краснодарского края, являющимся координаторами государственных программ Краснодарского края, совместно с УФСИН до 1 июля 2017 года рассмотреть вопрос о возможном участии в их реализации учреждений исполнительной системы Краснодарского края и внести предложения о внесении изменений в государственные программы Краснодарского края для согласования на пленарном заседании Законодательного Собрания Краснодарского края.

6. Рекомендовать департаменту имущественных отношений Краснодарского края, министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края изучить возможность передачи в безвозмездное пользование УФСИН пустующих животноводческих и птицеводческих ферм на территории Краснодарского края для создания на их базе участков колоний-поселений по производству продукции животноводства.

7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых находятся исправительные учреждения:

1) рассмотреть на ближайших сессиях представительных органов настоящее постановление и разработать дополнительные меры, направленные на повышение уровня трудовой занятости осужденных и использование производственных возможностей учреждений исполнительной системы при решении вопросов местного значения;

2) в рамках законодательства предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы при определении поставщиков товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, а также изучить возможность осуществления у них закупок для муниципальных нужд как у единственного поставщика.

8. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан совместно с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю:

1) до 1 июля 2017 года создать при постоянном комитете межведомственную рабочую группу и постоянно действующий коллегиальный совещательный орган - Координационный совет по вопросам трудовой занятости осужденных на территории Краснодарского края, разработать регламент и положение об их деятельности;

2) в течение 2017 года осуществить выезды межведомственной рабочей группы в муниципальные образования Краснодарского края, на территории которых находятся исправительные учреждения, с целью проверки хода выполнения настоящего постановления руководством исправительных учреждений и руководителями органов местного самоуправления;

3) в течение 2017 года рассматривать на заседаниях постоянного комитета отчеты руководителей органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых находятся исправительные учреждения, о выполнении ими настоящего постановления.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан.

Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»