РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 декабря 2016 года N 2808-р
[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)"]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)".
2. Определить ФСИН России государственным заказчиком федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)" (далее - Программа).
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 96500 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. ФСИН России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Концепция федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)"
Современная уголовно-исполнительная система включает в себя 978 учреждений, в том числе 722 исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждения, 8 тюрем, 30 воспитательных колоний и 218 следственных изоляторов.
По состоянию на конец 2015 года численность лиц, находящихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, составляла 646 тыс. человек.
Приоритетные направления государственной политики в области развития уголовно-исполнительной системы определяются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р.
Одними из основных целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года являются:
сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества;
гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.
В настоящее время в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы имеются проблемы, связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, носящие системный характер.
Органы прокуратуры Российской Федерации систематически выявляют в деятельности следственных изоляторов нарушения Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части обеспечения подозреваемых и обвиняемых установленной санитарной нормой площади в камере на одного человека в размере 4 кв. метров, а также создания бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. По фактам указанных нарушений в 2014 и 2015 годах в адрес начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы прокурорами внесено соответственно 298 и 284 представления об устранении выявленных нарушений указанного Федерального закона.
В 2012-2016 годах наблюдалось увеличение численности подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. По состоянию на 1 января 2013 года в следственных изоляторах содержались 114,8 тыс. человек, а на 1 января 2016 года - 123,2 тыс. человек. В 2015-2016 годах максимальная численность подозреваемых и обвиняемых в отдельные периоды времени превышала лимит наполнения следственных изоляторов, а в некоторых субъектах Российской Федерации (г.Москва, Московская область, Свердловская область, Республика Башкортостан и др.) превышение составляло от 600 до 2000 человек, или от 23 до 56 процентов, что указывает на необходимость создания дополнительных мест в следственных изоляторах.
На начало 2017 года дефицит мест в следственных изоляторах в субъектах Российской Федерации составит более 13,5 тыс. мест с учетом режимных корпусов, находящихся в аварийном состоянии.
К началу 2017 года условия содержания под стражей в следственных изоляторах, расположенных в 22 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Крым, Республика Татарстан, Ставропольский, Забайкальский и Приморский края, Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Калининградская, Кемеровская, Московская, Мурманская, Оренбургская, Сахалинская, Свердловская и Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, гг.Москва и Севастополь), не будут соответствовать законодательству Российской Федерации и международным стандартам, самым важным из которых является санитарная норма площади.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в 2014 году был проведен комплекс мероприятий по интегрированию уголовно-исполнительной системы Республики Крым и г.Севастополя в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации.
В настоящее время количество лиц, содержащихся в следственном изоляторе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г.Севастополю, превышает установленный лимит его наполнения в 1,8 раза. Кроме того, указанный следственный изолятор требует реконструкции из-за несоответствия режимных корпусов, построенных в 1803 году и в 1965 году, требованиям уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Для приведения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами необходимо строительство в целом по стране 10 новых следственных изоляторов на 9,85 тыс. мест, 14 новых режимных корпусов на 3,237 тыс. мест, реконструкция 4 режимных корпусов на 0,425 тыс. мест, строительство и реконструкция 109 объектов вспомогательного назначения в следственных изоляторах.
Федеральными законами от 1 марта 2012 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 23 июля 2013 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации" увеличены сроки наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (на 1 января 2015 года в исправительных и лечебных исправительных учреждениях содержались 133,787 тыс. осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков), и сроки погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (на 1 января 2015 года в исправительных учреждениях содержались 467,512 тыс. осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления), что повлекло рост численности осужденных в исправительных учреждениях строгого режима и лечебных исправительных учреждениях, а также увеличение количества осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях для осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.
Сложившаяся в настоящее время система исправительных учреждений и их территориальное расположение не позволяют в полном объеме осуществить законодательно закрепленный принцип отбывания осужденными наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
В отношении исправительных учреждений, количество осужденных в которых значительно меньше установленного лимита наполнения, проводятся мероприятия, направленные на их ликвидацию и перепрофилирование (изменение типов учреждений, видов режима). Закрытию в первую очередь подлежат исправительные учреждения со значительным износом основных фондов, с ветхими и аварийными зданиями, в которых отсутствует производственная база для трудоустройства осужденных, исправительные учреждения, находящиеся в зонах подтопления, а также расположенные на значительном расстоянии от областных центров. В 2011 году было ликвидировано 22 таких исправительных учреждения, в 2012 году - 12, в 2013 году - 19, в 2014 году - 19, в 2015 - 15 исправительных учреждений. В настоящее время рассматривается вопрос о ликвидации еще 3 исправительных учреждений.
Реализация мероприятий в целях приведения лимитов наполнения исправительных учреждений в соответствие с имеющейся жилой площадью привела в 2016 году к их снижению на 30 тыс. мест, при этом больше всего данное снижение затронуло исправительные колонии строгого и общего режима (12,5 тыс. мест и 10 тыс. мест соответственно).
В настоящее время с учетом фактического наличия мест для размещения осужденных наполнение исправительных колоний строгого режима составляет более 95 процентов.
Таким образом, сокращение существующего количества свободных мест в исправительных учреждениях может привести к ухудшению условий отбывания наказания и, как следствие, к нарушению прав, свобод и законных интересов осужденных.
Сохраняется проблема обеспечения личной безопасности осужденных в связи с противоправными действиями, а также негативным влиянием лидеров и членов группировок криминально ориентированных осужденных и злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания. Только в 12 субъектах Российской Федерации имеющиеся единые помещения камерного типа позволяют обеспечить эффективную изоляцию указанных лиц от основной массы осужденных.
Для приведения условий отбывания наказания осужденными в соответствие с законодательством Российской Федерации необходимо дополнительно создать не менее 1,8 тыс. мест в исправительных колониях строгого режима, 1,8 тыс. мест в исправительных колониях особого режима, 0,7 тыс. мест в исправительных колониях особого режима для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, 0,65 тыс. мест для осужденных женщин, 13 домов ребенка, 0,3 тыс. мест для осужденных мужчин в колониях общего режима, а также реконструировать и построить общежития на 2,485 тыс. мест взамен аварийных и непригодных для эксплуатации, построить и реконструировать 19 зданий с помещениями со строгими условиями содержания осужденных на 1660 мест, 32 здания для помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, штрафных изоляторов на 2,087 тыс. мест и 503 объекта вспомогательного назначения (комнаты для длительных свиданий, котельные, бани-санпропускники, медицинские части, инженерные сети, очистные сооружения, охранные сооружения, инженерные средства охраны и надзора и др.) в исправительных учреждениях.
Большинство подозреваемых, обвиняемых и осужденных относятся к социально уязвимым группам населения, а также страдают различными заболеваниями, прежде всего социально-значимыми. Многие из них до помещения под стражу находились вне поля зрения общественного здравоохранения и социальных служб.
Поступающие в следственные изоляторы подозреваемые и обвиняемые проходят в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения углубленное медицинское обследование. Из поступающих в следственные изоляторы от 3 до 9 процентов являются ВИЧ-инфицированными, 4 процента страдают психическими заболеваниями, 2,7 процента больны алкоголизмом и наркоманией, 7,5 процента - туберкулезом легких, в том числе выявленным впервые в жизни.
Основной причиной повышенного уровня заболеваемости в следственных изоляторах является 100-процентный охват диагностическим обследованием всех людей, поступающих в учреждения уголовно-исполнительной системы, что в настоящее время отсутствует в отношении населения, особенно в части социально неблагополучной категории.
Принимая людей с патологиями, осуществляя, по сути, их диспансеризацию и оказывая им медицинскую помощь, гарантированную Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", учреждения уголовно-исполнительной системы способствуют оздоровлению общества в целом.
Для реализации положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается увеличение охвата высокоактивным антиретровирусным лечением осужденных, ВИЧ-инфицированных, лиц, страдающих ВИЧ-ассоциированными заболеваниями, а также выполнение мероприятий по организации совместного проживания осужденных матерей с детьми в домах ребенка исправительных учреждений, включенных в состав медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний. Создание улучшенных условий для содержания детей, матери которых отбывают наказание в исправительных учреждениях, позволит повысить качественные показатели здоровья, установить и укрепить психологическую связь матери и ребенка, ресоциализировать осужденных женщин, имеющих малолетних детей, осуществить профилактику социального сиротства.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания подозреваемых, обвиняемых и осужденных организованы 116 лечебно-профилактических учреждений (больницы, специализированные психиатрические и туберкулезные больницы, медицинские части, здравпункты), а также 54 лечебных исправительных учреждения для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, и 9 лечебных исправительных учреждений для осужденных, больных алкоголизмом и наркоманией.
Имеющиеся площади не позволяют в полном объеме разместить подозреваемых, обвиняемых и осужденных, нуждающихся в стационарном и амбулаторном лечении, с учетом установленных санитарно-гигиенических требований. Кроме того, в учреждениях уголовно-исполнительной системы сконцентрировано более 23 тыс. лиц, больных активным туберкулезом, более 60 тыс. ВИЧ-инфицированных, более 6 тыс. лиц, инфицированных ВИЧ в сочетании с туберкулезом. Социальная дезадаптированность основной массы подозреваемых, обвиняемых и осужденных, наличие больных с двойной патологией диктуют необходимость обеспечения условий отбывания наказания со строгим соблюдением санитарно-гигиенических требований и оказания медицинской помощи в соответствии со стандартами по профилям заболеваний, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Актуальность проблемы обусловлена отсутствием оптимальных условий для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и требований охраны труда медицинского персонала, а также возможности соблюдения требований Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при обеспечении права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на охрану здоровья и получение качественной (безопасной) медицинской помощи.
Для обеспечения установленных санитарно-гигиенических требований и создания благоприятных условий для лечения и реабилитации больных подозреваемых, обвиняемых и осужденных необходимо ввести в эксплуатацию 2,289 тыс. новых койко-мест (20 лечебных корпусов и больниц), а также 42 объекта вспомогательного назначения, в том числе 24 объекта амбулаторно-поликлинического профиля.
Не менее значимой проблемой для учреждений уголовно-исполнительной системы является состояние их основных фондов.
На балансе учреждений уголовно-исполнительной системы числятся 54457 зданий и сооружений, из которых более 60 процентов построены в середине XX века без соблюдения строительных, санитарных и пожарных правил и норм, 19 процентов зданий являются деревянными.
Значительный износ и ветхость конструктивных элементов зданий, сооружений, инженерных коммуникаций (систем водоснабжения, отопления, канализации, вентиляции, линий электропередачи и др.), несоответствие внутренней отделки помещений требованиям противоэпидемического режима (протечка кровли, грибок, отслоение штукатурки, отделка материалами, не допускающими влажную дезинфекцию и др.) и отсутствие горячего водоснабжения (в том числе резервного) создают угрозу для жизни.
Анализ технического состояния режимных корпусов следственных изоляторов показывает, что из 654 режимных корпусов 127 имеют срок эксплуатации более 100 лет, 92 корпуса - от 60 до 100 лет, а с учетом длительности эксплуатации в технически неисправном состоянии находится 81 режимный корпус. В 270 режимных корпусах отсутствует система принудительной приточно-вытяжной вентиляции, а 104 корпуса только частично оборудованы вентиляционными системами.
Кроме этого, 10 общежитий в исправительных учреждениях находятся в аварийном состоянии, 52 учреждения функционируют без централизованной системы канализации, 50 процентов котельных и 80 процентов инженерных сетей требуют срочной реконструкции.
Общая протяженность инженерных ограждений охранного назначения составляет более 3892,1 километра, при этом 903,7 километра (23,2 процента) нуждаются в замене.
Ситуация с состоянием инженерных ограждений охранного назначения усугубляется тем, что 47,3 процента основных ограждений и ограждений внешних запретных зон построены из дерева либо из смешанных материалов и, соответственно, обладают низкими сдерживающими свойствами в случае их преодоления путем нарушения целостности полотна, более подвержены разрушению в результате внешних климатических воздействий, чем ограждение, выполненное из современных материалов. Анализ состояния таких инженерных ограждений охранного назначения показал, что 62 процента из них требуют реконструкции.
Повышение эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных связаны с мероприятиями по получению осужденными общего образования и привлечению их к труду.
При этом в организации получения обязательного образования осужденными имеются проблемы, связанные с созданием материально-технической базы для организации образовательного процесса.
Для обеспечения получения осужденными образования необходимо построить 3 школы и реконструировать 3 школы.
Обязательное привлечение осужденных к общественно полезному труду является одной из мер реализации уголовно-исполнительной политики государства, способствует их исправлению, ресоциализации и правопослушному поведению в период отбывания наказания, создает предпосылки для успешной адаптации в обществе после освобождения.
Согласно статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения.
Для обеспечения трудовой занятости осужденных в уголовно-исполнительной системе функционирует производственный комплекс, в который входят 7 федеральных государственных унитарных предприятий, 566 центров трудовой адаптации осужденных и 80 производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений.
На уровне субъектов Российской Федерации имеется незначительная государственная поддержка производственной деятельности исправительных учреждений. При этом в связи со сложной экономической ситуацией и дотационностью значительного числа субъектов Российской Федерации в последние годы отмечается существенное сокращение средств, выделяемых на реализацию региональных программ, а в новые программы не включаются мероприятия, касающиеся поддержки производственной деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы.
В уголовно-исполнительной системе имеется всего 146 тыс. рабочих мест, на которых трудятся около 200 тыс. осужденных, при этом задействовано более 120 тыс. единиц технологического оборудования, основная часть которого приходится на швейное и обувное производство (46487 единиц, или 38,6 процента), металлообрабатывающее (25198 единиц, или 20,9 процента) и деревообрабатывающее производство (10805 единиц, или 9 процентов).
В настоящее время в исправительных учреждениях содержится 290 тыс. осужденных, не обеспеченных работой. Это не позволяет им в должной степени возмещать ущерб, причиненный гражданам и государству, оказывать материальную помощь семьям, покупать продукты питания, одежду и другие предметы, не запрещенные правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Многие осужденные утратили социальные связи, и денежные средства, заработанные ими в период отбывания наказания, зачастую являются единственным источником их существования после освобождения. При этом вовлечение осужденных в трудовую деятельность связано не только с исполнением установленной законом обязанности трудиться, но и с реализацией их трудовых прав, предусмотренных трудовым и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Высокий уровень неработающих осужденных создает большие трудности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач по трудоустройству лиц, освободившихся после отбывания наказаний. Значительный перерыв в трудовой деятельности и отсутствие профессиональных навыков у этой категории граждан затрудняют их трудоустройство, создают социальную напряженность в регионах и приводят к росту рецидивной преступности.