1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.
К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
2. Особенности заключения и прекращения трудовых договоров на замещение должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также распространяются на научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры (пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2008 года Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 50-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *20.2)
3. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях особенности замещения должностей ректоров, проректоров, руководителей их филиалов и институтов устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2008 года Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 50-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
3_1. В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. При этом в устав высшего учебного заведения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. Должность президента федерального университета учреждается при создании федерального университета и закрепляется в его уставе (абзац дополнен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ; дополнен с 24 февраля 2009 года Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
Лицо, замещающее должность президента высшего учебного заведения, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Совмещение должностей ректора и президента государственного или муниципального высшего учебного заведения не допускается.
Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет такого высшего учебного заведения органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение (абзац дополнен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
Президент высшего учебного заведения избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации (абзац дополнен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
(Пункт дополнительно включен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 113-ФЗ)
3_2. Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия:
1) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения;
2) участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения;
3) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
4) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения.
(Пункт дополнительно включен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 113-ФЗ)
4. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право:
1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения;
2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;
3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
4) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или федеральных государственных требований, а также устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований (подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;
7) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.
5. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны:
1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;
2) соблюдать устав высшего учебного заведения;
3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;