ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2000 года N 925
О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2008 ГОДЫ
Признано утратившим силу
НГР: ru74000200500297
Изменения:
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30.10.2003 N 1023; НГР: ru74000200300244
Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 16.12.2004 N 1561; НГР: ru74000200400362
Законодательное собрание области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу реализации жилищной реформы Челябинской области на 2000 - 2008 годы.
2. Отменить постановление Законодательного собрания Челябинской области от 18 сентября 1997 года N 163 "О Программе реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997 - 2003 годы".
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на комитет Законодательного собрания по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике, жилищно - коммунальному хозяйству.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2008 ГОДЫ
Принятие Федерального закона от 17.06.99 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" вызвало необходимость пересмотра действующей Программы реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997 - 2003 годы.
В новой редакции Программы учтены продление срока поэтапного перехода на полную оплату жилья и коммунальных услуг населению до 2008 года и сохранение порядка предоставления дотаций муниципальным образованиям на жилищно - коммунальные услуги для населения. Внесены коррективы в механизм оплаты жилищно - коммунальных услуг, предоставления субсидий населению, а также в порядок финансового обеспечения льгот и субсидий, установленных действующим законодательством.
I. О ходе реализации Программы жилищной реформы по состоянию на 01.01.2000 года
В 1996 году разработана Программа реализации жилищной реформы в Челябинской области. С принятием Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации в 1997 году Программа была переработана. Срок реализации реформы определялся 2003 годом.
Для реализации жилищной реформы в области:
- при администрации области создана Комиссия для координации деятельности по отработке механизмов реализации реформы жилищно - коммунального хозяйства;
- при Законодательным собрании Челябинской области создана рабочая группа для подготовки и рассмотрения вопроса реализации жилищной реформы на заседаниях Комитета законодательного собрания по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике, жилищно - коммунальному хозяйству;
- в муниципальных образованиях области разрабатываются и принимаются Программы по реформированию жилищно - коммунального хозяйства (г.г. Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Верхний Уфалей, Сатка, Карабаш, р.ц. Агапово, Варна, Чесма, Миасское и др.);
- создана Государственная жилищная инспекция Челябинской области;
- утверждены Перечень видов правонарушений нормативно - технических требований по эксплуатации жилищного фонда и размеров штрафов, предъявляемых Государственной жилищной инспекцией и Порядок и условия применения финансовых санкций за несоблюдение нормативно - технических требований по эксплуатации жилищного фонда на территории области;
- утвержден и действует порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг;
- введена плата за найм жилых помещений, капитальный ремонт жилищного фонда, дифференцированная плата за жилье и коммунальные услуги;
- разработан ряд документов и рекомендаций по переводу отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг на договорную основу (договор найма, аренды, на техническое обслуживание приватизированной квартиры, на содержание и ремонт жилищного фонда, примерные договора на оказание коммунальных услуг);
- принята социальная норма площади жилья на 1 проживающего;
- осуществляется частичная продажа государственного и муниципального жилья в частную собственность граждан и юридических лиц;
- определен порядок снижения платежей граждан за некачественные услуги;
- на территории области введен порядок оплаты за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в общежитиях, а также порядок предоставления им компенсаций (субсидий) по оплате за жилье и коммунальные услуги;
- создана нормативная база для перехода на конкурсный принцип отбора жилищных ремонтно - эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов.
Областные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг составили:
1. Социальные нормы площади жилья на территории Челябинской области:
- 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек и проживающей в отдельной квартире;
- 42 кв. метра общей площади для семьи из двух человек, проживающей в отдельной квартире, доме;
- 33 кв. метра общей площади на одиноко проживающего человека в отдельной квартире, доме;
- 11 кв. метров жилой площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек и проживающей в комнатах коммунальной квартиры;
- 25 кв. метров жилой площади для семьи из двух человек, проживающей в комнатах коммунальной квартиры;
- 20 кв. метров жилой площади для одиноко проживающего человека в коммунальной квартире.
Федеральный стандарт (1999 г.) | Областной стандарт (1999 г.) | ||
Установленный | Фактический | ||
2. Уровень платежей граждан за предоставление услуги в целом по всем видам этих услуг в % от их стоимости | 60 | Iпол. - 55 | 50,7 |
3. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах установленных социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, % | 19 | 16 | 16 |
4. Предельная стоимость предоставленных жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц, руб. | 9,2 | 7,4 | 7,5 |
В основе системы управления жилищно - коммунальным хозяйством области заложено разделение функций и организация взаимодействий между собственником - домовладельцем, службой "Заказчика" и подрядными организациями различных форм собственности.
Управление жилищно - коммунальным хозяйством области осуществляется органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, создаваемыми этими органами для выполнения функций управления.
Органы местного самоуправления являются поставщиком жилищно - коммунальных услуг, то есть организуют, финансируют и обеспечивают обслуживание потребителей, развитие и эксплуатацию объектов жилищно - коммунального хозяйства.
Службы "Заказчика" и организации, выполняющие функции служб "Заказчика", созданы органами местного самоуправления для регулирования и контроля деятельности жилищно - коммунального хозяйства муниципальной собственности. В 39 муниципальных образованиях работают 42 службы "Заказчика" и организации, выполняющие функции служб "Заказчика", в их управлении находятся 67,2% жилищного фонда. В ряде территорий области функции служб Заказчика и Подрядчика совмещены.
В области создано 31 товарищество собственников жилья, площадь обслуживаемая ими составляет 423,8 тыс. кв.м.
Проведено 36 конкурсов на ремонт и обслуживание жилищного фонда, заключено 33 договора - подряда по содержанию муниципального жилищного фонда на конкурсной основе. Заключены договоры найма жилых помещений с 25% нанимателей жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, договоры на техническое обслуживание жилья с 34% собственников жилья в домах муниципального жилищного фонда (с учетом приватизированного жилья).
Количество альтернативных производителей коммунальных услуг (предприятий различных форм собственности, предоставляющих коммунальные услуги наряду с муниципальными предприятиями) в муниципальных образованиях составляет 85.
В муниципальных образованиях области (39) действуют центры и отделы по предоставлению субсидий малоимущим семьям. На сегодня доля семей, получающих субсидии, составила 2,4%.
По состоянию на 01.01.2000 г. муниципальный жилищный фонд составляет 41018 тыс. кв.м., балансовой стоимостью 71782 млн. руб.
Нормативная потребность в бюджетных средствах на капитальный ремонт жилищного фонда по Программе реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997 - 2003 годы составила:
1997 год 1998 год 1999 год
352 млн. руб. 387 млн. руб. 420 млн. руб.
Предусмотрено в бюджете области:
1997 год 1998 год 1999 год
93 млн.руб. (26%) 96 млн.руб. (25%) Разбивки бюджетных средств по видам
услуг не предусмотрено.
Выделено средств на капитальный ремонт жилищного фонда (статистические данные):
1997 год 1998 год 1999 год
85,5 млн. руб. 84,5 млн. руб. 144,6 млн. руб.
Недостаточное выделение средств сказывается на качестве и объемах капитального ремонта и постепенно приводит к разрушению жилищного фонда. На сегодня в Челябинской области в пределах 1% (не менее 340 тыс. кв.м.) муниципального жилищного фонда, с учетом приватизированного, имеет износ свыше 65% и относится к ветхому жилью.
Недовыделение средств не позволяет обеспечить выполнение установленных межремонтных сроков или ведет к значительному недоремонту жилищного фонда.
Подтвержденным нормативам предельных затрат (постановление Госстроя Российской Федерации от 17.12.87 г.) стоимость капитального ремонта 1 кв. м. общей площади должна составлять не менее 750 руб., в бюджете средства предусматриваются из расчета 225 руб. на 1 кв. м.
За три года проведения реформы:
- удалось избежать социального напряжения, связанного с повышением платы за жилье и коммунальные услуги;
- подготовлена нормативно - правовая база реформирования жилищно - коммунального хозяйства, осуществлена перестройка системы управления жилищно - коммунального хозяйства;
- в области завершен первый этап реализации Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства;
- фактическим уровень финансирования жилищно - коммунального хозяйства не соответствует федеральным стандартам за все годы реформы;
Годы | Федеральный стандарт | Областной | Отключения |
1997 | 7,1 | - | |
1998 | 7,4 | 7,1 | -0,3 |
1999 | 9,2 | 7,4 | -1,8 |
Недофинансирование за счет разницы между федеральными и областными стандартами стоимости предоставления жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья за 1998 - 1999 годы составило 473,7 млн. руб. (без затрат на благоустройство и подготовку к зиме);
- до настоящего времени в бюджетах муниципальных образований не предусматривается устойчивый источник финансирования Программы энергосбережения муниципальных образований;
- не развивается сектор услуг энергосервиса;
- имеет место сдача в эксплуатацию вновь построенных и капитально отремонтированных домов без приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов;
- отсутствует заинтересованность у энергосберегающих организаций в выполнении Программы энергосбережения, так как имеется возможность списания непроизводительных затрат на потребителей;
- нормативно - правовая база по энергосбережению не нашла широкого применения;