Таблица 2
Наименование города, района | Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда (кв. метров) | Количество жильцов, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (человек) | Количество семей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде (семей) | Потребность в жилье (кв. метров) |
Челябинская область | 1103115 | 72389 | 29516 | 1480652 |
Челябинск | 116087 | 11332 | 4115 | 230000 |
Аша | 31903 | 2167 | 872 | 41331 |
Верхний Уфалей | 5781* | 319 | 136 | 7588 |
Еманжелинск | 12057 | 723 | 277 | 14211 |
Златоуст | 59276 | 3345 | 1250 | 62649 |
Карабаш | 41231 | 2266 | 948 | 47762 |
Карталы | 13593 | 1017 | 396 | 21108 |
Касли | 17612 | 862 | 368 | 17720 |
Катав-Иваповск | 41202 | 2960 | 1261 | 60015 |
Копейск | 198851 | 12361 | 5135 | 253845 |
Коркино | 27241 | 1277 | 450 | 25300 |
Кыштым | 2477 | 277 | 117 | 5421 |
Магнитогорск | 76387 | 4813 | 1736 | 92475 |
Миасс | 28163 | 1641 | 656 | 32652 |
Пласт | 34865 | 2296 | 1011 | 48621 |
Сатка | 13035 | 722 | 290 | 14610 |
Троицк | 39354 | 1729 | 1085 | 43329 |
Усть-Катав | 25834 | 1709 | 702 | 34428 |
Чсбаркуль | 6915* | 516 | 240 | 11100 |
Южноуральск | 20033 | 1084 | 421 | 19572 |
Снежннск | - | - | - | - |
Озерск | - | - | - | - |
Трехгорнын | - | - | - | - |
Итого по городам | 811897 | 53416 | 21466 | 1083737 |
Агаповскин | 18352 | 1589 | 597 | 37305 |
Аргаяшскнн | 1746* | 124 | 54 | 2400 |
Брединский | 10469 | 594 | 245 | 12420 |
Варненскнй | 4731 | 274 | 116 | 5493 |
Верхнеуральскнй | 6373 | 441 | 191 | 9126 |
Еткульский | 7151* | 607 | 275 | 6200 |
Кизильский | 1191 | 49 | 24 | 1092 |
Красноармейский | 58115* | 2684 | 1542 | 75100 |
Кунашакский | 53340* | 3678 | 1383 | 71300 |
Кусииский | 40652 | 2496 | 966 | 50211 |
Нагайбакский | 11841 | 863 | 343 | 16935 |
Нязепетровский | 310 | 24 | 10 | 465 |
Октябрьский | 14094* | 1021 | 441 | 17100 |
Сосновский | 15104* | 1332 | 549 | 26400 |
Троицкий | 25396 | 1514 | 613 | 31776 |
Увельский | 6172* | 452 | 218 | 10000 |
Уйский | 3939 | 188 | 80 | 3783 |
Чебаркульский | 7577* | 821 | 296 | 14700 |
Чесменский | 4665 | 222 | 107 | 5109 |
Итого по районам | 291218 | 18973 | 8050 | 396915 |
* - данные представлены муниципальными образованиями по состоянию на 1 ноября 2000 года.
На основании этих данных и действующей по состоянию на IV квартал 2002 года средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, применяемой для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета, была установлена потребность в жилье для переселения жителей области из ветхого и аварийного жилищного фонда, которая составляет 254,6 тыс. кв. метров, на что потребуется не менее 1934 млн. рублей.
3. Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы определяются масштаб проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, сроки её разрешения, обозначаются правовые и финансовые механизмы решения, формы предоставления федеральной поддержки.
Подпрограммой определяются конкретные сроки и этапы решения указанной проблемы в области, формируется региональная законодательная база в рамках жилищного и земельного законодательства, координируются сроки реализации Подпрограммы со сроками реализации других областных программам, определяются принципы и формы бюджетной поддержки ее реализации.
На уровне муниципальных образований могут приниматься муниципальные целевые программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Муниципальные целевые программы должны содержать конкретные планы действий органов местного самоуправления, соответствующие условиям данного муниципального образования, создавать системы привлечения внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, организовывать системы эффективного управления поступающими на программные цели бюджетными и внебюджетными средствами.
Муниципальные программы призваны определить критерий выбора того или иного жилья. Главным критерием должна стать стоимость жилья - она должна быть минимальной при соблюдении установленных нормативными правовыми актами размеров и качества предоставляемого жилья.
4. Для переселения жителей области из ветхого и аварийного жилищного фонда могут быть использованы следующие формы улучшения жилищных условий:
предоставление конкретной жилой площади, размеры и качество которой определяются на основании гарантий, данных государством гражданам, проживающим в ветхом или аварийном жилищном фонде на правах социального найма;
предоставление гражданам кредита на строительство или приобретение жилья на льготных условиях, в том числе использование механизма ипотечного жилищного кредитования.
Формирование жилищного фонда для граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, может осуществляться за счет:
приобретения жилья на вторичном рынке;
строительства нового жилья;
достройки домов, незавершенных строительством;
восстановления (реконструкции) ветхого жилищного фонда, который после
модернизации может стать пригодным для проживания.
5. Планирование и организацию работ по переселению граждан, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию городских территорий, где располагается ветхий жилищный фонд, ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда, приобретение жилья на вторичном рынке для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляют органы местного самоуправления.
Заказчик-застройщик строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда аккумулирует все финансовые ресурсы (средства федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетные средства).
Наиболее важная задача Подпрограммы заключается в формировании внебюджетных финансовых источников для решения проблем переселения жителей и развития городских территорий.
Внебюджетные ресурсы должны формироваться за счет эффективного использования муниципальных земель и муниципальной недвижимости в жилищной сфере. Внебюджетные источники могут представлять собой поступления финансовых средств от продажи земельных участков на конкурсной основе. Внебюджетные ресурсы могут формироваться за счет средств организаций, средств населения, страховых компаний, кредитов банков и других источников.
6. Для того, чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о градостроительных и инженерных возможностях земельных участков, на которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд. Разработку градостроительной концепции застройки районов, имеющих ветхий жилищный фонд, целесообразно проводить на основании принципов правового зонирования и межевания городских территорий, которые должны найти отражение в принятых в городах и районах правилах регулирования застройки и землепользования. Принятие указанных правил позволит подготовить тот или иной участок к конкурсной продаже до начала полномасштабного проектирования и строительства объектов на нем путем установления определенных ограничений в форме перечня видов разрешенного использования предельных размеров и параметров строительства на этих участках. Такая предпродажная подготовка явится важным шагом к формированию рынка городских земель, что в свою очередь может способствовать обеспечению целевого финансирования муниципальных программ.