1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
Реформирование армии привело к увеличению числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и не имеющих жилых помещений для постоянного проживания.
До 1996 года финансирование программы обеспечения жильем военнослужащих осуществлялось, в основном, за счет средств федерального бюджета, строилось государственное и муниципальное жилье с последующим предоставлением его по договору социального найма.
Предпринимались попытки решения жилищной проблемы уволенных с военной службы граждан посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. Однако, эта форма решения проблемы не получила развития, и темпы обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас, постоянно снижались. Политика финансирования строительства жилья за счет средств федерального бюджета в условиях высокой инфляции и острого бюджетного дефицита привела к возникновению большого числа незавершенных строительством жилых домов.
Одновременно в результате проведения жилищной реформы начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилья, предназначенного для продажи.
Как следствие сложившейся экономической ситуации, в целях обеспечения в 1998 - 2002 годах постоянным жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, в 1998 года была принята федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1998 года N 102 этой программе придан статус президентской.
Право на получение и использование безвозмездной субсидии на приобретение жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом - свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты позволяют:
- ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности самостоятельно приобрести готовое жилье на рынке;
- реализовать гражданам право свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья;
- экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные и кредитные средства;
- избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве;
- повышать контроль за целевым расходованием средств из федерального бюджета, направляемых непосредственно военнослужащим, уволенным в запас.
Реализация Подпрограммы осуществляется посредством выдачи государственных жилищных сертификатов. Государственные жилищные сертификаты выпускаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с графиком выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов, ежегодно разрабатываемым государственным заказчиком - Госстроем России - и утверждаемым Правительством России. Органы исполнительной власти организуют работу по выдаче государственных жилищных сертификатов военнослужащим, уволенным в запас, и осуществляют контроль за реализацией выданных государственных жилищных сертификатов.
В настоящее время в муниципальных образованиях Челябинской области состоят на учете с 1992 - 2000 гг. около 2000 военнослужащих, уволенных с военной службы, которые все еще не имеют положенных им по закону жилых помещений для постоянного проживания.
Основанием для разработки подпрограммы "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас" (далее Подпрограмма) послужило постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты".
2. Цель и задачи Подпрограммы.
Главной целью Подпрограммы является скорейшее решение проблемы обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, путем использования государственных средств для предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья, развития системы долгосрочного банковского кредитования для приобретения жилья военнослужащим, уволенным в запас, в части, не покрываемой безвозмездной субсидией.
Подпрограмма направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков). Подпрограмма устанавливает основной механизм обеспечения жильем указанных категорий граждан и определяет основные источники финансирования программных мероприятий, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.
3. Определение потребности в строительстве и приобретении жилья.
Для обеспечения 2000 семей военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в муниципальных образованиях области с 1992 - 2000 гг., необходимо приобрести квартиры в строящихся жилых домах или на вторичном рынке общей площадью 116,75 тыс. кв. метров.
Потребность в жилье и объемах финансирования в разрезе городов и районов отражена в таблице 1.
Таблица 1
ПОТРЕБНОСТЬ В ЖИЛЬЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЖИЛЬЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС,
А ТАКЖЕ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ"
--------------------------T---------------T-----------T----------