Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 5 марта 2013 года N 103

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 - 2020 ГОДАХ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 17.02.2014 N 79.
____________________________________________________________________

(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 07.08.2013 N 435, от 28.10.2013 N 617, от 24.12.2013 N 765)

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, Порядком проведения конкурсного отбора региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 27.07.2012 N 219, Положением о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476, а также распоряжением Правительства Сахалинской области от 22.10.2012 N 779-р "О разработке долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Развитие водохозяйственного комплекса Сахалинской области в 2013 - 2020 годах" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Развитие водохозяйственного комплекса Сахалинской области в 2013 - 2020 годах" (далее - Программа) (прилагается).

2. Определить министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области и министерство строительства Сахалинской области уполномоченными органами по взаимодействию с Минприроды России и Федеральным агентством водных ресурсов в рамках реализации Программы по ее соответствующим мероприятиям.

3. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

4. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.

5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В.Хоточкина.

Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин

     




Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 05.03.2013 N 103

     

 ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 - 2020 ГОДАХ"

(в ред. Постановлений Правительства Сахалинской области от 07.08.2013 N 435, от 28.10.2013 N 617, от 24.12.2013 N 765)


Паспорт долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Развитие водохозяйственного комплекса Сахалинской области в 2013 - 2020 годах"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Развитие водохозяйственного комплекса Сахалинской области в 2013 - 2020 годах" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Правительства Сахалинской области от 22 октября 2012 года N 779-р

Государственный заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Основной разработчик и координатор Программы

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области

Ответственные исполнители

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, министерство строительства Сахалинской области, органы местного самоуправления

Цели и задачи Программы

Цели Программы:

- восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Задачи Программы:

- строительство сооружений инженерной защиты;

- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов

Мероприятия Программы

1. Строительство сооружений инженерной защиты.

2. Капитальный ремонт гидротехнических сооружений.

3. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (природоохранные мероприятия)

Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы

1. Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, на 33,3% на конец 2020 года.

2. Протяженность новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 5,5 км.

3. Увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности с 0% на конец 2013 года до 100% на конец 2016 года.

(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 28.10.2013 N 617)

4. Количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние - 8 единиц.

5. Протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий) - 33,5 км.

6. Количество створов государственного мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон - 3 шт.

Срок реализации Программы

2013 - 2020 годы

Объем и источники финансирования Программы

Объем финансирования (прогнозная оценка) Программы в 2013 - 2020 годах за счет всех источников составит 2051369,6 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 159686,0 тыс. рублей;

за счет средств консолидированного бюджета области - 1891683,6 тыс. рублей, из них:

- средства областного бюджета - 1770689,6 тыс. рублей;

- средства местных бюджетов - 120994,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 24.12.2013 N 765)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

1. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.

2. Повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращаемый ущерб от негативного воздействия вод - 4792,17 млн. рублей).

3. Обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов

Контроль реализации Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Сахалинской области


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Сахалинская область - единственный регион в России, расположенный на островах. В ее состав входят остров Сахалин с прилегающими небольшими островами Монерон и Тюлений, а также Курильские острова. Общая площадь территории Сахалинской области составляет 87,1 тыс. кв. км.

Основу области составляет о. Сахалин - первый по величине остров в России (76,6 тыс. кв. км), вытянутый по меридиану на 948 км при наибольшей ширине 160 км и наименьшей - 26 км. От материка остров отделен Татарским проливом Японского моря, проливом Невельского, Амурским лиманом и Сахалинским заливом. На юге отделен проливом Лаперуза от японского острова Хоккайдо. С востока омывается Охотским морем.

Речная сеть насчитывает более 65000 рек, из которых на Курильских островах протекает около 4000 небольших водотоков. Больших рек на Сахалине мало, что обусловлено близостью основных водоразделов к морскому побережью. К наиболее значительным относятся реки Тымь (длина 330 км) и Поронай (350 км), протекающие по центральной части острова. Речная сеть развита хорошо - коэффициент густоты сети в среднем по области равен 1,20 км/кв. км.

Озера в пределах Сахалинской области имеют значительное распространение, однако больших водоемов мало. Наиболее значительными по размерам являются озера: Невское (площадь зеркала 178 кв. км), Тунайча (площадь зеркала 174 кв. км), Большое Вавайское (площадь зеркала 44,1 кв. км), Буссе (площадь зеркала 39,4 кв. км). На Курильских островах наиболее значительным является озеро Кольцевое (площадь зеркала 26,0 кв. км), расположенное в кальдере вулкана Креницына.

В пределах области широкое распространение имеют пресные и значительно минерализованные, а также термальные подземные воды. Они встречаются на разных глубинах и характеризуются разнообразным химическим и газовым составом, степенью минерализации и температурой.

Запасы водных ресурсов в Сахалинской области составляют 56,6 куб. км в год, обеспеченность водными ресурсами - 82,8 тыс. куб. м на человека в год.

Годовой объем забора водных ресурсов составляет 284 млн. куб. м, из которых 60 млн. куб. м из поверхностных водных объектов, 61 млн. куб. м из подземных водных объектов, 163 млн. куб. м - морской воды.

Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.

75% пресной воды используется в хозяйственно-питьевых и производственных целях, остальной объем - 25% составляют потери воды при транспортировке.

Сахалинская область относится к паводкоопасным районам территории Российской Федерации. Серьезной проблемой, требующей особого внимания, является возникновение чрезвычайных ситуаций в результате наводнений.

Сложная водохозяйственная ситуация складывается на реках Лютога, Красносельская. Периодически затоплению подвергаются жилые дома с приусадебными участками, объекты экономики и инфраструктуры г. Анива, с. Воскресенское, г. Южно-Сахалинска. Количество жителей Сахалинской области, проживающих на территории, подверженной негативному воздействию вод, составляет 28 тыс. человек.

Наиболее крупные наводнения с высоким уровнем стояния вод произошли в последние десятилетия - в 1981, 2002, 2006, 2009, 2010 годах. За период с 1947 по 2011 годов на территории муниципального образования "Анивский городской округ" было зарегистрировано 14 случаев затопления территории. В 2009 году в г. Анива и с. Воскресенское от наводнения пострадало около 900 человек, было затоплено 110 жилых домов с приусадебными участками, 2 общеобразовательные школы, магазины, разрушено три моста, автодорожное покрытие, нарушено электроснабжение. В 2012 году в планировочном районе Ново-Александровск было затоплено 36 жилых домов, трансформаторные подстанции, водозабор подземных вод, размыто дорожное полотно, оборваны линии электропередач. Пострадало 135 человек.

С 2008 по 2012 годы за счет субвенций из федерального бюджета проводились работы по расчистке от карчей и наносов, дноуглублению, берегоукреплению реки Лютога в г. Анива, р. Сусуя в г. Южно-Сахалинске.

На участках водных объектов увеличена пропускная способность русел рек за счет расчистки от древесно-кустарниковой растительности, карчей, иловых наносов, предотвращен размыв и обрушения берега, на котором произведено некапитальное крепление наброской из несортированного камня. Однако регулирование и расчистка русел рек не решит проблему защиты населения и объектов экономики от паводков более редкой повторяемости 1%, 2% вероятности превышения. Например, паводковыми водами 1% обеспеченности в Анивском районе затапливается 470 га территорий.

Учитывая тот факт, что г. Анива, с. Воскресенское располагаются в пойме реки Лютога, без строительства защитных сооружений случаи затопления территории поселений будут повторяться ежегодно.

Мероприятиями Программы предусматривается строительство сооружений инженерной защиты на р. Лютога в муниципальном образовании "Анивский городской округ" в г. Анива, с. Воскресенское; строительство дамбы на р. Красносельская в п/р Ново-Александровск.

(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 07.08.2013 N 435)

В периоды половодий и паводков также наибольшее развитие получает боковая эрозия. Более интенсивному размыву подвергаются вогнутые берега речных излучин и меандр, где проявляется действие центробежных сил. Вдоль таких берегов наблюдаются более глубоководные участки русла, большие скорости течения. Подмываемые берега четко выделяются в рельефе высоким обрывистым уступом, вдоль бровки которого наблюдаются оползневые смещения. Размыв берегов увеличивает неустойчивость русла рек и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций. Активизация таких процессов значительно повышает риски для освоенных территорий и требует адекватных мер инженерной защиты.

В с. Ныш Ногликского района вследствие изменения русла р. Тымь береговая линия смещается в стороны жилых построек до 1,0 м в год. Удаленность жилых домов от откоса берега составляет 15 м, хозяйственные постройки расположены непосредственно на берегу. Дальнейшее разрушение берега создает угрозу и подвергает опасности разрушения жилых домов по улице Набережной. В Программе запланировано строительство сооружений инженерной защиты на р. Тымь в с. Ныш.

Важной задачей, требующей решения, является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Спад производства во всех сферах экономики 90-х годов прошлого века привел к тому, что предприятия, на балансе которых находились ГТС, попали в тяжелейшее финансовое положение и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.

К объективной причине снижения уровня безопасности ГТС относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается. А большинство из них было построено в 50 - 70-е годы XX века, а некоторые из них и на основе японских сооружений.

Гидротехнические сооружения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, расположенные на территории Сахалинской области, находятся исключительно в муниципальной собственности (14 гидротехнических сооружений, 7 из которых внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений). ГТС, находящиеся в собственности Сахалинской области и бесхозяйные ГТС на территории региона в сфере жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют.

За последние годы эксплуатации гидротехнических сооружений на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений.

Анализ современного технического состояния и уровня эксплуатации ГТС, находящихся на территории муниципальных образований Сахалинской области, позволяют в большинстве случаев сделать вывод об их неудовлетворительном состоянии, что является предпосылкой для возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах и в населенных пунктах, расположенных в нижнем бьефе.

За период с 2006 по 2011 год за счет субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом бюджету области, и средств областного бюджета выполнен капитальный ремонт гидротехнических сооружений в г. Холмске на р. Тый, капитальный ремонт лотка аварийного сброса на плотине р. Козулинка, профинансированы работы по разработке деклараций безопасности гидротехнических сооружений на 4 объектах в следующих муниципальных образованиях: Корсаковский городской округ, "Холмский городской округ", городской округ "Охинский" и Шахтерское городское поселение.

В 2013 году за счет средств областного бюджета разрабатываются проектные документации по наиболее значимым объектам, имеющим важное социально-экономическое значение для Сахалинской области.

В настоящее время в неудовлетворительном техническом состоянии находятся 8 единиц ГТС в населенных пунктах Сахалинской области: Холмске, Корсакове, Шахтерске, Макарове, Бошняково, Лесогорское Шахтерского городского поселения, что может привести к значительным ущербам и катастрофическим последствиям для жителей и объектов инфраструктуры.

По предварительным данным величина прогнозного ущерба в результате непринятия мер составит более 3300 млн. рублей.

ГТС, представляющие, по оценочным данным, наибольшую потенциальную опасность и расположенные на территории Сахалинской области, предложены к финансированию в рамках мероприятий Программы.

Мероприятия Программы по разделу "Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (природоохранные мероприятия)" направлены на сохранение и восстановление водных объектов за счет экологической реабилитации водных объектов, а также за счет расчистки водных объектов (природоохранные мероприятия) с целью ликвидации их загрязнения и засорения и дальнейшего предотвращения негативного воздействия вод.

Планируется проведение мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации озера Тунайча.

Озеро Тунайча является памятником природы регионального значения. С каждым годом экологическое состояние озера ухудшается.

В 2012 году Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт озероведения Российской академии наук (ИНОЗ РАН) проведена оценка гидролого-морфологического состояния озера Тунайча и разработаны предложения по его экологической реабилитации.

При проведении оценки сделаны выводы и предложения, которые имеют два направления:

1. Увеличение водообмена между озером Тунайча и заливом Мордвинова путем восстановления поперечного сечения пролива Красноармейский в створе автомобильного моста (разбор дамбы, замена пролетами моста, расчистка пролива Красноармейский) и прокладки сквозного открытого канала через косу южнее автомобильного моста под дорогой.

2. Второе направление, по мнению экспертов, более целесообразно (в настоящее время на озере Тунайча установилось экологическое равновесие) - предоставить возможность озеру развиваться без интенсивного гидротехнического воздействия, акцентировав внимание на постепенном оздоровлении водоема с использованием методов, уменьшающих степень его эвтрофирования.

Окончательное решение по экологической реабилитации озера будет принято на основании рекомендаций Совета по экологии при Губернаторе Сахалинской области с последующей корректировкой программных мероприятий.

Негативные русловые процессы являются причиной затопления земельных участков, жилых массивов, сооружений транспортной и промышленной инфраструктуры.

Необходима защита застроенных берегов от размыва и затопления, а также восстановление водотоков в целях защиты отдельных территорий от подтопления.

Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов области нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов, техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит их обмеление. Повышение отметок дна способствует зарастанию водных объектов растительностью, мелколесьем. В результате уменьшаются скорости течения и транспортирующая способность потока, что способствует ускорению аккумуляции наносов. Повышение отметок дна рек вследствие заиления, а также повышение гидравлического сопротивления русла вследствие его зарастания ведут к уменьшению пропускной способности русла, что в дальнейшем при высоких уровнях воды приведет к выходу воды на пойму и затоплению. Водные объекты утратили способность к самоочищению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»