ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 ноября 2012 года N 524
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
{Утратило силу:
постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 N 815}
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа) (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Сахалинской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П.Карепкина.
Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 - 2020 годы" Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 - 2020 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - поручение Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции от 15 сентября 2010 года (г. Мурманск); |
Заказчик Программы | Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы | Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
Цели Программы | 1. Создание условий для формирования устойчивого и конкурентоспособного регионального комплекса по производству пищевых продуктов. |
Задачи Программы | 1. Увеличение темпов структурно-технологической модернизации отраслей сферы производства пищевых продуктов. |
Мероприятия Программы | 1. Нормативное правовое и организационное обеспечение: |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2020 годы |
Исполнители Программы | - министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий Программы составит 2723,9 млн. рублей, в том числе по годам: |
Планируемые результаты Программы | За период реализации Программы: |
Долгосрочная целевая Программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года предусматривает системное решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области, ресурсное и финансовое обеспечение, а также механизмы реализации мероприятий Программы и показатели их результативности.
Ее основным лейтмотивом предусматривается создание не только необходимых условий для модернизации промышленности, формирования современного технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействие реализации целей социально-экономического развития Сахалинской области в долгосрочной перспективе, что и диктует необходимость развития внутреннего производства пищевых продуктов.
В пользу "последнего" говорит и возрастающая роль в обеспечении населения продовольствием местного производства на фоне усиления мировой глобальной конкуренции, которая определяется:
- незаменимостью продовольствия для удовлетворения наиболее важных жизненных потребностей населения;
- изменчивостью товарных рынков, ввиду зависимости их от влияния внешней и внутренней конъюнктуры;
- наличием значительного слоя малообеспеченного населения и высокой дифференциации их доходов. По состоянию на 2011 год численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения региона) составляла более 12%, с динамикой роста по отношению к прошлому периоду. Коэффициент соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения - 15,1 раз;
- высокой долей продовольственных товаров на потребительском рынке региона, которая по итогам 2011 года, превышала отметку 50%;
- удельным весом расходов населения на продовольствие в общем объеме расходов на конечное потребление, составляющим около 28%, а в группах с низкими доходами - до 40%;
- обеспечением здоровья населения, улучшением демографической ситуации.
За последнее десятилетие в пищевой и перерабатывающей промышленности региона полностью завершен процесс приватизации, что позволило отраслевым предприятиям адаптироваться к условиям рыночной экономики. В сфере пищевой переработки продуктов сформировался определенный круг развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем продовольственном рынке и привлекающих капитал для своего развития.
Пищевая и перерабатывающая промышленность сохраняет свое положение в структуре обрабатывающих производств промышленного комплекса Сахалинской области и, уступая рыбоперерабатывающей промышленности, занимает долю в 19%. В валовом региональном продукте и в структуре доходов областного бюджета пищевая и перерабатывающая промышленность занимает порядка 1%.
В контексте современного развития - это многопрофильный комплекс предприятий, относящихся к мясомолочной и пищевкусовой (хлебопекарная, кондитерская, пивобезалкогольная отрасли) промышленности, объединяющий на начало 2012 года 154 предприятия различных форм собственности, где трудится более 3,7 тыс. работающих (по данным предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, с учетом внешних совместителей). По данным статистики численность работающих в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 2,2 тыс. человек (без учета внешних совместителей).
До 1999 года в структуру пищевой и перерабатывающей промышленности региона входили такие базовые производства, как мукомольное, комбикормовое и плодоовощное. Однако период экономических реформ привел к резкому сокращению объемов выпуска продукции в этих отраслях с их последующей ликвидацией и, одновременно, определил современную организацию и территориальную концентрацию производств сферы пищевой переработки.
В настоящее время структура пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 80% формируется предприятиями пищевкусовой промышленности. Ее основные производства сконцентрированы в районах наибольшего потребления (южная и, частично, центральная зоны Сахалина). Особенностью региональной пищевой и перерабатывающей промышленности, с учетом сложившихся затрат и высоких транспортных расходов, является ее ориентация на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.
Незначительность масштабов первичной переработки сельскохозяйственного сырья и удовлетворения потребностей населения в пищевых продуктах повседневного спроса, а также наличие невысоких барьеров вхождения на рынок, определили сферу приложения предпринимательского капитала. В основном, это малое и среднее предпринимательство, удельный вес, которого, в общем объеме действующих отраслевых предприятий, составляет порядка 95% (71 среднее и малое предприятие, включая микропредприятия, 75 - индивидуальных предпринимателей). На организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, приходится чуть более 5%, или 8 предприятий. Производственные мощности позволяют вырабатывать в год до 55 тыс. тонн мясомолочной продукции, 76,2 тыс. тонн хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. На начало 2011 года стоимость основных фондов, только по крупным и средним предприятиям, составляла около 500 млн. рублей.
(по крупным и средним организациям, по балансовой стоимости на конец года, млн. рублей)
Наименование | 1990 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Обрабатывающие производства | 7119 | 25566 | 4011 | 3789 | 4622 | 5547 | 5766 | 6103 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (с учетом рыбоперерабатывающей промышленности) | 1464 | 2316 | 3637 | 3419 | 4269 | 5071 | 5393 | 5688 |
Производство молочных продуктов | - | - | 160 | 171 | 181 | 188 | 197 | 206 |
Производство прочих пищевых продуктов | - | - | 203 | 153 | 190 | 193 | 213 | 223 |
Отраслевыми предприятиями производятся сотни наименований мясопродуктов, молочных, хлебобулочных и кондитерских изделий. Выпускаемая продукция достаточно дифференцирована, что обеспечивает товаропроизводителям определенные преимущества, и повышает уровень отраслевой конкуренции. Ежегодно выпускается пищевой продукции на сумму 3,5-4,5 млрд. рублей.
Наименование | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Объем отгруженной продукции, млн. рублей | 2089,4 | 2272,1 | 2578,4 | 3301,6 | 3259,9 | 3337,6 | 4513,4 |
% к предыдущему году в действующих ценах | - | 108,7 | 113,4 | 128,0 | 98,7 | 102,4 | 113,4 |
Индекс производства, в % к предыдущему периоду | 100,4 | 97 | 113,7 | 101,6 | 93,5 | 103,6 |
Пищевая промышленность для регионального бизнеса является инвестиционно привлекательной сферой. Это демонстрирует динамика объемов инвестиционных вложенный в модернизацию, которые за последние 5 лет составили более 1,9 млрд. рублей.
В немалой степени этому способствовало принятие мер по совершенствованию государственного регулирования в области АПК на федеральном уровне, включая налоговые и меры таможенно-тарифного регулирования. На региональном уровне - реализуемые меры государственной поддержки в рамке проведения региональной политики в сфере экономики.
С 2005 по 2011 годы предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности оказана финансовая поддержка в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в объеме 70,2 млн. рублей. Суммарный объем льготного тарифа на электроэнергию за 2008 - 2011 годы для предприятий хлебопекарной отрасли составил 33,3 млн. рублей.
Определенный импульс развитию производств пищевых продуктов придала с 2006 года реализация в Сахалинской области проектов по освоению континентального шельфа. Устойчивость региональной экономики способствовала существенному улучшению количественных показателей потребления населением основных продуктов питания.
Наименование | 2001 год | 2005 год | 2010 год |
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо), кг | 55 | 71,6 | 87 |
Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко), кг | 165 | 191,2 | 198 |
Картофель, кг | 132 | 129 | 121 |
Овощи и бахчевые, кг | 79 | 75 | 89 |
Яйца, шт. | 152 | 198 | 225 |
Хлебные продукты (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа и бобовые), кг | 103 | 96 | 103 |
В 2011 году по сравнению с 2010 годом отмечался рост производства:
- мяса и субпродуктов - на 42,5%;
- полуфабрикатов мясных (замороженных и охлажденных) - на 44,7%;
- изделий колбасных - на 19,2%;
- цельномолочной продукции - на 1,9%;
- сыров и творога - на 13,6%.
В результате постепенного наращивания объемов производства и реализации продукции улучшилось финансовое состояние отраслевых предприятий, удельный вес прибыльных организаций в 2011 году относительно 2000 года увеличился и составил 83,3%. Вместе с тем, несмотря на позитивные сдвиги, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие отраслей пищевой промышленности, остались не решенными.
Предпосылки сложившийся системы заложены в период становления рыночной экономики, когда технический и технологический потенциал формировался под воздействием различных факторов. Прежде всего, это относится к развитию сырьевых рынков. На сегодня в области для предприятий пищевой переработки, особенно мясомолочной промышленности, не сформирована устойчивая сырьевая база.
Резкий спад производства многих видов сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства поставил предприятия пищевой промышленности в режим сырьевого дефицита.
Наименование | Годы | ||
1990 | 1999 | 2000 | |
Индекс цен в секторах экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; | |||
Индекс потребительских цен | 449,2 | 140,7 | 115,6 |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 267,2 | 155,7 | 124,4 |
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию | - | 158,7 | 142,5 |
Индексы тарифов на грузовые перевозки | 278 | 126,2 | 134,2 |
Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий | |||
Число сельскохозяйственных предприятий, единиц | 42 | 75 | 92 |
Балансовая прибыль/убыток млн. рублей | 133,8 | -73 | -104,2 |
Рентабельность, убыточность хозяйственной деятельности, % | 63,8 | -15,3 | -17,8 |
Удельный вес убыточных предприятий | 2,4 | 65,3 | 65,2 |
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, % | - | 105,3 | 92 |
Картофель | 76,6 | 39,8 | 24,5 |
Овощи | 39,1 | 15,0 | 15,8 |
Мясо (в убойном весе) | 22,3 | 1,4 | 1,5 |
Молоко | 125,5 | 16,1 | 17,3 |
Яйца | 216,7 | 25,1 | 50,7 |
Основные показатели деятельности предприятий пищевой промышленности* | |||
Число действующих предприятий, единиц | 220 | 875 | 1242 |
Балансовая прибыль/убыток млн. рублей | - | -24,7 | 64,3 |
Рентабельность, убыточность хозяйственной деятельности, % | - | 12 | 5,1 |
Удельный вес убыточных предприятий, % | - | 50,0 | 48,6 |
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, % | 90 | 105,1 | 99,9 |
Мясо, включая субпродукты 1 категории, тыс. тонн | 19,9 | 1,6 | 1,6 |
Колбасные изделия, тыс. тонн | 11,9 | 0,5 | 0,5 |
Масло животное, тыс. тонн | 0,9 | 0,06 | 0,04 |
Цельномолочная продукция, тыс. тонн | 113,3 | 11 | 14,5 |