Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 ноября 2012 года N 524

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

{Утратило силу:
постановление Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 N 815}

В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Сахалинской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П.Карепкина.

Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин

Утверждена
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 02.11.2012 N 524

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 - 2020 годы" Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 - 2020 годы"


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- поручение Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции от 15 сентября 2010 года (г. Мурманск);

 - Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации";

 - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р "Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";

 - постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы";

 - распоряжение Правительства Сахалинской области от 12.11.2010 N 844-р "Об утверждении Концепции развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области до 2015 года";

 - постановление Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99 "Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года";

 - Закон Сахалинской области от 27.07.2011
 N 85-ЗО "Программа социально-экономического развития Сахалинской области на 2011-2015 и на период до 2018 года"
;

 - перечень поручений Губернатора Сахалинской области от 22.02.2012 N 6-ПП

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области

Цели Программы

1.  Создание условий для формирования устойчивого и конкурентоспособного регионального комплекса по производству пищевых продуктов.
 2.  Обеспечение продовольственной независимости региона в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
 3.  Повышение конкурентоспособности местной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития пищевой перерабатывающей промышленности Сахалинской области.

Задачи Программы

1. Увеличение темпов структурно-технологической модернизации отраслей сферы производства пищевых продуктов.
 2. Внедрение современных технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, способов хранения и транспортировки.
 3. Совершенствование системы организации контроля и безопасности в производстве пищевых продуктов, экологизация отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
 4. Создание условий для финансовой устойчивости предприятий и платежеспособности товаропроизводителей.
 5. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовывать задачи инновационной модели развития.

Мероприятия Программы

1.  Нормативное правовое и организационное обеспечение:
 - разработка проектов нормативных актов, в рамках которых будет оказываться государственная финансовая поддержка.
 2.  Оказание финансовой поддержки:
 - предоставление субсидии на возмещение части затрат на производство формового хлеба;

 - предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), направленным на приобретение технологического оборудования, специализированного автотранспорта;

 - предоставление субсидии на возмещение части затрат по приобретению технологического оборудования и специализированного автотранспорта;

 - предоставление субсидии на возмещение части затрат по приобретению топлива для печей (мазут, нефть, уголь, газ), используемых в производстве формового хлеба;

 - предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с перевозкой муки.
 3.  Организационное и информационное обеспечение:
 - создание совещательного органа по выработке и реализации государственной политики в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности региона;

 - функционирование информационной системы, путем осуществления наполняемости информацией официального сайта министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области
 4.  Организационная поддержка субъектов предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:
 - анализ обеспеченности кадрами;

 - организация обучающих семинаров и мастер-классов;

 - повышение эффективности интегрирования научно-педагогического потенциала образовательных учреждений

Сроки реализации Программы

2013 - 2020 годы

Исполнители Программы

- министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области;

 - министерство экономического развития Сахалинской области;

 - министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области;

 - министерство образования Сахалинской области;

 - агентство газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий Программы составит 2723,9 млн. рублей, в том числе по годам:
 2013 - 204,0 млн. руб.;

 2014 - 630,1 млн. руб.;

 2015 - 363,1 млн. руб.;

 2016 - 366,6 млн. руб.;

 2017 - 304,9 млн. руб.;

 2018 - 323,9 млн. руб.;

 2019 - 263,3 млн. руб.;

 2020 - 268,0 млн. руб.
 Из них:
 - средства областного бюджета - 1095,7 млн. рублей, в том числе по годам:
 2013 - 15,3 млн. руб.;

 2014 - 287,9 млн. руб.;

 2015 - 151,2 млн. руб.;

 2016 - 152,7 млн. руб.;

 2017 - 124,9 млн. руб.;

 2018 - 133,2 млн. руб.;

 2019 - 115,1 млн. руб.;

 2020 - 115,4 млн. руб.
 - внебюджетные средства за 2013 - 2020 годы - 1628,2 млн. рублей

Планируемые результаты Программы

За период реализации Программы:
 -  среднегодовые темпы роста в разрезе отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области составят 2-13%;

 -  увеличение размера прибыли более чем в 5 раз;

 -  объема инвестиций в основной капитал - более 1,0 млрд. рублей;

 -  повышение уровня рентабельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в 1,6 раза;

 -  увеличение размера среднемесячной заработной платы работников в 2 раза;

 -  объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности увеличится в 2 раза

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Долгосрочная целевая Программа развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года предусматривает системное решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области, ресурсное и финансовое обеспечение, а также механизмы реализации мероприятий Программы и показатели их результативности.

Ее основным лейтмотивом предусматривается создание не только необходимых условий для модернизации промышленности, формирования современного технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, но и содействие реализации целей социально-экономического развития Сахалинской области в долгосрочной перспективе, что и диктует необходимость развития внутреннего производства пищевых продуктов.

В пользу "последнего" говорит и возрастающая роль в обеспечении населения продовольствием местного производства на фоне усиления мировой глобальной конкуренции, которая определяется:

- незаменимостью продовольствия для удовлетворения наиболее важных жизненных потребностей населения;

- изменчивостью товарных рынков, ввиду зависимости их от влияния внешней и внутренней конъюнктуры;

- наличием значительного слоя малообеспеченного населения и высокой дифференциации их доходов. По состоянию на 2011 год численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения региона) составляла более 12%, с динамикой роста по отношению к прошлому периоду. Коэффициент соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения - 15,1 раз;

- высокой долей продовольственных товаров на потребительском рынке региона, которая по итогам 2011 года, превышала отметку 50%;

- удельным весом расходов населения на продовольствие в общем объеме расходов на конечное потребление, составляющим около 28%, а в группах с низкими доходами - до 40%;

- обеспечением здоровья населения, улучшением демографической ситуации.

За последнее десятилетие в пищевой и перерабатывающей промышленности региона полностью завершен процесс приватизации, что позволило отраслевым предприятиям адаптироваться к условиям рыночной экономики. В сфере пищевой переработки продуктов сформировался определенный круг развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем продовольственном рынке и привлекающих капитал для своего развития.

Пищевая и перерабатывающая промышленность сохраняет свое положение в структуре обрабатывающих производств промышленного комплекса Сахалинской области и, уступая рыбоперерабатывающей промышленности, занимает долю в 19%. В валовом региональном продукте и в структуре доходов областного бюджета пищевая и перерабатывающая промышленность занимает порядка 1%.

В контексте современного развития - это многопрофильный комплекс предприятий, относящихся к мясомолочной и пищевкусовой (хлебопекарная, кондитерская, пивобезалкогольная отрасли) промышленности, объединяющий на начало 2012 года 154 предприятия различных форм собственности, где трудится более 3,7 тыс. работающих (по данным предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, с учетом внешних совместителей). По данным статистики численность работающих в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 2,2 тыс. человек (без учета внешних совместителей).

До 1999 года в структуру пищевой и перерабатывающей промышленности региона входили такие базовые производства, как мукомольное, комбикормовое и плодоовощное. Однако период экономических реформ привел к резкому сокращению объемов выпуска продукции в этих отраслях с их последующей ликвидацией и, одновременно, определил современную организацию и территориальную концентрацию производств сферы пищевой переработки.

В настоящее время структура пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 80% формируется предприятиями пищевкусовой промышленности. Ее основные производства сконцентрированы в районах наибольшего потребления (южная и, частично, центральная зоны Сахалина). Особенностью региональной пищевой и перерабатывающей промышленности, с учетом сложившихся затрат и высоких транспортных расходов, является ее ориентация на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

Незначительность масштабов первичной переработки сельскохозяйственного сырья и удовлетворения потребностей населения в пищевых продуктах повседневного спроса, а также наличие невысоких барьеров вхождения на рынок, определили сферу приложения предпринимательского капитала. В основном, это малое и среднее предпринимательство, удельный вес, которого, в общем объеме действующих отраслевых предприятий, составляет порядка 95% (71 среднее и малое предприятие, включая микропредприятия, 75 - индивидуальных предпринимателей). На организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, приходится чуть более 5%, или 8 предприятий. Производственные мощности позволяют вырабатывать в год до 55 тыс. тонн мясомолочной продукции, 76,2 тыс. тонн хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. На начало 2011 года стоимость основных фондов, только по крупным и средним предприятиям, составляла около 500 млн. рублей.

Основные фонды организаций производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака

(по крупным и средним организациям, по балансовой стоимости на конец года, млн. рублей)


Наименование

1990

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Обрабатывающие производства

7119

25566

4011

3789

4622

5547

5766

6103

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (с учетом рыбоперерабатывающей промышленности)

1464

2316

3637

3419

4269

5071

5393

5688

Производство молочных продуктов

-

-

160

171

181

188

197

206

Производство прочих пищевых продуктов

-

-

203

153

190

193

213

223

Отраслевыми предприятиями производятся сотни наименований мясопродуктов, молочных, хлебобулочных и кондитерских изделий. Выпускаемая продукция достаточно дифференцирована, что обеспечивает товаропроизводителям определенные преимущества, и повышает уровень отраслевой конкуренции. Ежегодно выпускается пищевой продукции на сумму 3,5-4,5 млрд. рублей.

Динамика объемов отгруженной продукции


Наименование

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Объем отгруженной продукции, млн. рублей

2089,4

2272,1

2578,4

3301,6

3259,9

3337,6

4513,4

% к предыдущему году в действующих ценах

-

108,7

113,4

128,0

98,7

102,4

113,4

Индекс производства, в % к предыдущему периоду

100,4

97

113,7

101,6

93,5

103,6

Пищевая промышленность для регионального бизнеса является инвестиционно привлекательной сферой. Это демонстрирует динамика объемов инвестиционных вложенный в модернизацию, которые за последние 5 лет составили более 1,9 млрд. рублей.

В немалой степени этому способствовало принятие мер по совершенствованию государственного регулирования в области АПК на федеральном уровне, включая налоговые и меры таможенно-тарифного регулирования. На региональном уровне - реализуемые меры государственной поддержки в рамке проведения региональной политики в сфере экономики.

С 2005 по 2011 годы предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности оказана финансовая поддержка в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в объеме 70,2 млн. рублей. Суммарный объем льготного тарифа на электроэнергию за 2008 - 2011 годы для предприятий хлебопекарной отрасли составил 33,3 млн. рублей.

Определенный импульс развитию производств пищевых продуктов придала с 2006 года реализация в Сахалинской области проектов по освоению континентального шельфа. Устойчивость региональной экономики способствовала существенному улучшению количественных показателей потребления населением основных продуктов питания.

Потребление населением основных продуктов питания


Наименование

2001 год

2005 год

2010 год

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо), кг

55

71,6

87

Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко), кг

165

191,2

198

Картофель, кг

132

129

121

Овощи и бахчевые, кг

79

75

89

Яйца, шт.

152

198

225

Хлебные продукты (хлеб, макаронные изделия, мука, крупа и бобовые), кг

103

96

103

В 2011 году по сравнению с 2010 годом отмечался рост производства:

- мяса и субпродуктов - на 42,5%;

- полуфабрикатов мясных (замороженных и охлажденных) - на 44,7%;

- изделий колбасных - на 19,2%;

- цельномолочной продукции - на 1,9%;

- сыров и творога - на 13,6%.

В результате постепенного наращивания объемов производства и реализации продукции улучшилось финансовое состояние отраслевых предприятий, удельный вес прибыльных организаций в 2011 году относительно 2000 года увеличился и составил 83,3%. Вместе с тем, несмотря на позитивные сдвиги, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие отраслей пищевой промышленности, остались не решенными.

Предпосылки сложившийся системы заложены в период становления рыночной экономики, когда технический и технологический потенциал формировался под воздействием различных факторов. Прежде всего, это относится к развитию сырьевых рынков. На сегодня в области для предприятий пищевой переработки, особенно мясомолочной промышленности, не сформирована устойчивая сырьевая база.

Резкий спад производства многих видов сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства поставил предприятия пищевой промышленности в режим сырьевого дефицита.

Основные показатели деятельности предприятий агропромышленного комплекса Сахалинской области за 1990 - 2000 годы


Наименование

Годы

1990

1999

2000

Индекс цен в секторах экономики (декабрь к декабрю предыдущего года;
в процентах)

Индекс потребительских цен

449,2

140,7

115,6

Индекс цен производителей промышленной продукции

267,2

155,7

124,4

Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию

-

158,7

142,5

Индексы тарифов на грузовые перевозки

278

126,2

134,2

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий

Число сельскохозяйственных предприятий, единиц

42

75

92

Балансовая прибыль/убыток млн. рублей

133,8

-73

-104,2

Рентабельность, убыточность хозяйственной деятельности, %

63,8

-15,3

-17,8

Удельный вес убыточных предприятий

2,4

65,3

65,2

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, %

-

105,3

92

Картофель

76,6

39,8

24,5

Овощи

39,1

15,0

15,8

Мясо (в убойном весе)

22,3

1,4

1,5

Молоко

125,5

16,1

17,3

Яйца

216,7

25,1

50,7

Основные показатели деятельности предприятий пищевой промышленности*

Число действующих предприятий, единиц

220

875

1242

Балансовая прибыль/убыток млн. рублей

-

-24,7

64,3

Рентабельность, убыточность хозяйственной деятельности, %

-

12

5,1

Удельный вес убыточных предприятий, %

-

50,0

48,6

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, %

90

105,1

99,9

Мясо, включая субпродукты 1 категории, тыс. тонн

19,9

1,6

1,6

Колбасные изделия, тыс. тонн

11,9

0,5

0,5

Масло животное, тыс. тонн

0,9

0,06

0,04

Цельномолочная продукция, тыс. тонн

113,3

11

14,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»