Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ) В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 - 2015 ГОДАХ"

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.


Ведомственная целевая программа "О реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентской программы) в Сахалинской области в 2012 - 2015 годах" (далее - Программа) разработана в соответствии распоряжения Правительства Сахалинской области от 27.07.2012 N 559-р "О разработке ведомственной целевой программы "О реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентской программы) в Сахалинской области в 2012 - 2015 годах".

Программа направлена на решение задач в сфере кадрового управленческого обеспечения предприятий и организаций Сахалинской области, повышения эффективности бизнес-процессов в приоритетных сферах региональной экономики.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективной реализации в Сахалинской области Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентской программы), сочетает в себе интересы специалистов, работодателей, потребности развития региональной экономики и социальной сферы области, соответствует основным задачам и направлениям реализации Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области.

Программа является организационной основой реализации в Сахалинской области Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентской программы) в 2012 - 2015 годах. Приоритеты Программы определены исходя из целей и задач государственной экономической политики, с учетом особенностей социально-экономического развития Сахалинской области и потребностей региональных отраслей в эффективном, проектно-ориентированном менеджменте.

Необходимость решения задач, обозначенных Программой определена в Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года (далее - Стратегии), утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 N 99.

В подразделе 4.7 "Рынок труда" раздела 4 Стратегии как одна из основных задач дальнейшего развития рынка труда в Сахалинской области названо "развитие системы переподготовки кадров с учетом приоритетов развития региональной экономики".

Социально-экономическое развитие островного региона характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что способствует стабильной ситуации и на рынке труда.

Улучшению ситуации на рынке труда способствует реализация мероприятий программы "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 02.12.2009 N 489-па.

Однако специфика управленческого труда на предприятиях области и его эффективность для целей обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий, отраслей, территорий региона напрямую зависят от компетенций управленческих кадров, способных обеспечить управление проектами развития, инновационными и инвестиционными проектами регионального бизнеса.

В настоящее время в Сахалинской области сохраняется ряд проблем в сфере кадрового обеспечения систем управления как в государственном секторе экономики, так и в частном, коммерческом и промышленном секторах, а именно:

- продолжает увеличиваться средний возраст руководителей высшего звена предприятий и организаций государственного сектора областной экономики, который на сегодня превысил 56 лет. Необходимо в ближайшие годы обеспечить формирование на предприятиях управленческих кадровых резервов, в том числе компетентных в сфере управления инновационной деятельностью. Эта задача требует системного решения;

- управленческий опыт специалистов, наработанный на предприятиях и в организациях Сахалинской области в годы развертывания крупных нефтегазовых проектов с международным участием на шельфе о. Сахалин, после 2008 года и в перспективе до 2025 года, является востребованным в связи с переводом региональной экономики на путь реализации инвестиционно-индустриального сценария развития Сахалинской области. Для реализации серьезных инвестиционных проектов, проектов развития территорий и отраслей потребуются профессиональные управленческие кадры;

- формирование резерва управленческих кадров Сахалинской области с 2013 года будет происходить с использованием конкурсных процедур оценки проектных инициатив претендентов в резерв. Комиссией по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Сахалинской области 15 июня 2012 года решено "для подготовки лиц, замещающих должности руководителей, использовать Президентскую программу как наиболее действенный механизм организации проектно ориентированной подготовки управленческих кадров в приоритетных сферах экономики и социальной сфере Сахалинской области, обеспеченный федеральными и региональными ресурсами бюджетов, бизнес-сообщества и образовательных учреждений";

- низкий уровень территориальной мобильности населения. Расширение мероприятий Президентской программы на районы области позволит использовать её образовательные, организационные, управленческие ресурсы для решения вопросов развития необходимых компетенций у руководящих кадров предприятий из районов Сахалинской области.

Многолетняя практика реализации Президентской программы в Сахалинской области показывает, что основным вектором работы в регионе было решение задачи по организации обучения специалистов. Вплоть до 2009 года активность специалистов - выпускников образовательных учреждений в рамках Президентской программы по реализации разработанных проектов, по прохождению стажировок, по объединению своих усилий для решения важных для региона социально-экономических задач не имели должной поддержки со стороны областных органов исполнительной власти.

В то же время, те модули Президентской программы, которые реализовывались с использованием программного метода управления, обеспечивали ежегодное исполнение на уровне субъекта Федерации своих полномочий по реализации мероприятий Президентской программы. И всё же, спрос со стороны специалистов - менеджеров среднего и высшего звена сахалинских предприятий на участие в Президентской программе из года в год сокращался.

Обращение к программно-целевому подходу в последние три года позволяет решать проблему проектно-ориентированного повышения квалификации управленческих кадров комплексно.

Расширилось количество образовательных программ подготовки специалистов, с 2009 года в Сахалинской области организована краткосрочная подготовка управленческих кадров по образовательной программе "Менеджмент в сфере инноваций".

Увеличивается количество участников конкурсов на обучение и стажировки по Президентской программе. К её проектным возможностям активнее стали обращаться предприятия бюджетной, социальной сферы. На предприятиях госсектора целенаправленно работают над подбором управленческих кадров среднего звена для направления в Президентскую программу.

В Сахалинской области второй год действует общественная организация участников Президентской программы, с которой Правительством Сахалинской области в августе 2011 года подписано Соглашение о сотрудничестве.

Сахалинской региональной комиссией по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее - Региональная комиссия) с 2010 года разрабатываются ежегодные планы постпрограммной работы со специалистами. В работе самой комиссии второй год принимают участие представители Правления некоммерческого партнерства "Сахалинская Ассоциация Участников Президентской Программы".

Управленческий потенциал выпускников Президентской программы заметно отразился на составе резерва управленческих кадров Сахалинской области, где из 111 резервистов 24 - это управленческие кадры, получившие опыт разработки и реализации своих проектов в рамках Президентской программы.

Самостоятельная реализация каждого направления в отдельности не позволит получить должного эффекта в решении проблем социально-трудовой сферы.

Правительством Российской Федерации, Сахалинской области взят курс на модернизацию экономики и ее дальнейшее развитие, в том числе путем внедрения инновационных технологий и научных достижений.

Начиная с 2013 года предусматривается структурная диверсификация экономики и переход ее на новую технологическую базу, что будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых требований к компетенциям специалистов, участвующих в управленческих процессах на предприятиях, в отраслях.

Целесообразность разработки Программы вызвана необходимостью продолжения реализации мер по стабилизации и улучшению ситуации на региональном рынке труда, улучшению инвестиционного климата в условиях модернизации приоритетных отраслей региональной экономики и социальной сферы Сахалинской области.

Развитие социального партнерства при реализации Программы является обязательным условием для эффективной целевой поддержки проектных социальных и бизнес-инициатив специалистов, прошедших проектно-ориентированную подготовку в рамках Президентской программы.

Правительством Сахалинской области уделяется особое внимание вопросам активизации инвестиционной деятельности, создания новых производств и обеспечения занятости населения. За каждым разработанным участниками Президентской программы проектом - инвестиционные и кадровые ресурсы, потребности в которых качественно просчитаны и обоснованы специалистами.