АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 декабря 2009 года N 489-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
{Изменения:
Постановление Правительства Сахалинской области от 07.05.2010 N 210
Постановление Правительства Сахалинской области от 25.02.2011 N 49;
Постановление Правительства Сахалинской области от 24.06.2011 N 242;
Постановление Правительства Сахалинской области от 07.10.2011 N 411
Постановление Правительства Сахалинской области от 24.11.2011 N 497;
Постановление Правительства Сахалинской области от 27.01.2012 N 33;
Постановление Правительства Сахалинской области от 04.05.2012 N 207;
Постановление Правительства Сахалинской области от 21.06.2012 N 302;
постановление Правительства Сахалинской области от 02.11.2012 N 525}
В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 28.08.2009 N 341-па "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области и внесении изменений в Регламент администрации Сахалинской области" администрация Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов принять соответствующие программы содействия занятости населения, разработанные с учетом положений Программы, утвержденной настоящим постановлением, с финансированием их за счет средств местных бюджетов.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Сахалинской области А.Н.Бурыкина.
Исполняющий обязанности губернатора
Сахалинской области К.М.Строганов
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 07.10.2011 N 411}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 27.01.2012 N 33}
{в ред. Постановления Правительства
Сахалинской области от 04.01.2012 N 207}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 21.06.2012 N 302}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 02.11.2012 N 525}
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжения администрации Сахалинской области от 03.07.2009 N 461-ра "О Концепции областной целевой программы "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы", от 31.07.2009 N 534-ра "О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы" |
Заказчик Программы | Администрация Сахалинской области |
Разработчик Программы | Управление государственной службы занятости населения Сахалинской области |
Цель Программы | Обеспечение эффективно функционирующего рынка труда Сахалинской области, позволяющего преодолеть последствия финансово-экономического кризиса и структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной миграции и неформальной занятости, повысить мотивацию к труду и профессиональной мобильности граждан |
Задачи Программы | Основными задачами, решение которых позволит достигнуть поставленной цели, являются: |
Мероприятия Программы | Основными мероприятиями Программы являются: |
Сроки реализации | Программа реализуется в течение трех лет: 2010 - 2012 годы. |
Исполнители Программы | Агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области (далее - агентство ГСЗН), министерство образования Сахалинской области, министерство социальной защиты Сахалинской области, агентство по труду Сахалинской области, муниципальные образования Сахалинской области (по согласованию) |
Подпрограммы | Подпрограммы отсутствуют |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования, направляемый на реализацию мероприятий Программы, составляет 599155,3 тыс. руб., в том числе по годам: |
Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы) | За период реализации Программы предусматрива ется: |
{паспорт в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 07.05.2010 N 210}
{паспорт в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 24.06.2011 N 242}
(*) Объем средств субвенции из федерального бюджета подлежит ежегодной корректировке в соответствии с Законом Российской Федерации о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В условиях финансово-экономического кризиса одной из важнейших задач, направленной на снижение социальной напряженности в регионе, является создание условий для устойчивого функционирования рынка труда Сахалинской области, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики, эффективное использование местных трудовых ресурсов.
Достижение сбалансированного спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем повышения ее качества и конкурентоспособности, а также развитие социального партнерства на рынке труда является обязательным условием для эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу, смягчения последствий безработицы, повышения мотивации к труду и профессиональной мобильности, увеличения уровня трудоустройства, сокращения доли нелегальной миграции и неформальной занятости, снижения общей численности безработных.
Решение целого комплекса задач в сфере занятости населения, включая обеспечение защиты населения области от безработицы, содействие в трудоустройстве, предоставление гражданам информационных, консультационных и образовательных услуг с целью трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и обеспечения различных сфер экономики области квалифицированными трудовыми ресурсами в необходимом количестве и с требуемой квалификацией, способствует преодолению негативных явлений на областном рынке труда.
Решение поставленных задач следует осуществлять с учетом всех экономических, социальных, демографических и других факторов.
Важнейшие принципы Программы:
- приоритет активных действий на рынке труда (содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и профессиональная ориентация, общественные работы, временная занятость, содействие в развитии предпринимательской инициативы и другие);
- эффективное использование финансовых средств, направляемых на реализацию Программы, и минимизация затрат.
На рынке труда области продолжают сохранять остроту проблемы, определенные Концепцией областной целевой программы "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы", утвержденной распоряжением администрации Сахалинской области от 03.07.2009 N 461-ра (далее - Концепция):
- уменьшение численности трудовых ресурсов в результате продолжающегося миграционного оттока трудоспособного населения за пределы области;
- несбалансированность между наличием свободных рабочих мест и качеством трудовых ресурсов, в том числе с учетом уровня квалификации;
- ухудшение качества рабочей силы в связи со старением и сокращением кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях;
- несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда, недостаточная профориентационная работа с молодежью по выбору профессий, востребованных на рынке труда (инженерно-технических работников, рабочих профессий для различных сфер экономики);
- ухудшение качественных характеристик рабочих мест (неблагоприятные, тяжелые условия труда, способствующие высокой текучести кадров, и нехватка рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными, опасными условиями труда, которые ведут к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями);
- сохранение значительной дифференциации в оплате труда между различными сферами общественного производства (низкий размер оплаты труда на предприятии, что приводит к оттоку квалифицированных специалистов в другие сектора экономики).
Регулирование ситуации на рынке труда путем практического осуществления мероприятий Программы, Соглашений о сотрудничестве, заключенных с российскими организациями и иностранными компаниями, Соглашений в рамках приоритетных национальных проектов позволит решить следующие проблемы:
- сдержать рост уровня безработицы (не более 2%);
- увеличить объем информационных услуг, в том числе посредством размещения сведений о вакансиях на общероссийском сайте "Работа в России";
- повысить конкурентоспособность незанятых граждан и безработных, в том числе работников предприятий, находящихся под риском увольнения, путем оказания государственных услуг, определенных федеральными и областными правовыми актами;
- совершенствовать деятельность в сфере профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений и безработных граждан с учетом спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- повысить уровень занятости сельского населения;
- обеспечить поддержку развития малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
- повысить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда путем мониторинговых исследований с участием работодателей;
- развивать территориальную трудовую мобильность населения, в том числе внутренней трудовой миграции;
- обеспечить реализацию селективной миграционной политики.
В период реализации Программы ситуацию на рынке труда области будут определять политические и экономические процессы, происходящие в стране, и меры, принимаемые органами государственной власти, местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций всех форм собственности в реализации основных направлений социально-экономического развития области.
В прогнозируемый период ожидается рост инвестиционных вложений за счет реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 480, предусматривающей строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 и реализацию мероприятий областной целевой программы "Газификация Сахалинской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 15.09.2009 N 370-па (строительство газораспределительных станций, магистральных и межпоселковых газопроводов).
По виду экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" инвестиционные вложения предполагается направить в проекты: "Создание агропромышленных кластеров Сахалинской области", предусматривающих производство цветочной продукции, и "Строительство животноводческого комплекса на 600 голов крупного рогатого скота", а также на техническое переоснащение сельскохозяйственных производств, использование современных технологий. Ежегодная дополнительная потребность в работниках сельского хозяйства в период реализации Программы составит 2,7 - 3,2 тыс. человек. Для развития отрасли потребуется 600 - 700 руководителей среднего звена, 140 - 160 главных специалистов и 2 - 2,3 тыс. рабочих кадров, в числе которых половину составят овощеводы, водители автомобилей, трактористы - машинисты сельскохозяйственного производства.
Предприятиям автомобильного транспорта, специализирующимся на пассажирских и грузовых перевозках ежегодно потребуются более 1,5 тыс. квалифицированных водителей, автослесарей и автоэлектриков.
В строительном комплексе намечена реализация инвестиционных проектов по строительству кирпичного завода в с. Сосновка муниципального образования городской округ "Долинский", цементного завода по производству кирпича в муниципальном образовании городской округ "Смирныховский", завода по производству базальтового волокна в муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск", а также строительство сейсмостойкого жилья и других социально значимых объектов на территории области.
Деятельность рыбопромышленного комплекса в предстоящие годы будет направлена на обновление основных фондов добывающего флота, строительство новых рыбоводных заводов и введение новых производственных мощностей по переработке рыбы и морепродуктов на предприятиях муниципальных образований "Город Южно-Сахалинск", "Корсаковский городской округ", городской округ "Поронайский" и "Южно-Курильский городской округ".
С 2010 года прогнозируется рост инвестиционных вложений и увеличение объемов работ по нефтегазовому проекту "Сахалин-1", а также в транспортную инфраструктуру, энергетику и газификацию области.
В топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве прогнозируется увеличение численности занятых до 20,44 тыс. человек, или на 2,3%. Наибольшее увеличение численности (на 6,1%) планируется в угольной отрасли в связи с развитием нового участка Солнцевского буроугольного месторождения, созданием новых предприятий.
Численность населения, занятого в экономике области, по оптимистичному варианту может возрасти в 2012 году до 280 тыс. человек, или с ростом к 2010 году на 1,5%. При консервативном варианте в экономике области в последний год реализации программы численность занятых может составить 278 тыс. человек.
На областном рынке труда сохранится достаточно высокий спрос на специалистов в сфере компьютерных технологий, энергетики и строительной деятельности. Наиболее востребованными будут специалисты, имеющие инженерно-технические специальности, механики в сфере автомобильного и морского транспорта, механики строительных, дорожных машин и оборудования, преподаватели образовательных учебных заведений, медицинские работники, сотрудники милиции, экономисты-менеджеры со знанием прикладной информатики, руководители, управляющие предприятиями, инспекторы по охране леса.
В тоже время продолжает ежегодно сокращаться трудовой потенциал высококвалифицированных кадров вследствие ухудшения демографической ситуации в связи с оттоком трудоспособного населения за пределы области, недостаточно развитой системы вторичного обучения и непрерывной профессиональной подготовки специалистов на производстве.
Общая численность экономически активного населения в период реализации программы может сократиться с 287 тыс. до 281 тыс. человек.
Сокращению дефицита квалифицированных кадров будут способствовать меры по оптимизации использования труда иностранных работников и привлечению на постоянное место жительства в Сахалинскую область специалистов, проживающих в других регионах, а также соотечественников, проживающих за рубежом.
В числе стратегических задач при решении проблемы дефицита рабочей силы должны стать меры по рациональному формированию и использованию трудовых ресурсов, повышению их конкурентоспособности и мобильности.
Рост безработицы, начавшийся в октябре 2008 года в связи с сокращением численности работающих или ликвидацией предприятий, и ухудшение ситуации на рынке труда в 2009 году вызывают необходимость продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем в сфере занятости населения.
С начала 2009 года наибольшее сокращение наблюдалось в организациях, занятых недвижимым имуществом, в строительной отрасли, на предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, в сфере финансовой деятельности.
Предполагаемая численность граждан, уволенных с предприятий в связи с сокращением численности работников или ликвидацией предприятий, составит в 2009 году более 4 тыс. человек. На предприятиях топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства планируется высвободить более 600 человек, в том числе 131 работник жилищно-коммунального хозяйства. В сфере финансовой деятельности подлежат увольнению 450 человек, на предприятиях транспорта - 367 человек, в рыбной отрасли - 214 человек, нефтегазодобывающей - 217 человек и других.