Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2012 года N 493

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

{Утратило силу:
постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 281 с 01.01.2014}

В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Вирусные гепатиты в Сахалинской области на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в реестр ведомственных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 16 октября 2012 г. N 493

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Вирусные гепатиты в Сахалинской области на 2014-2018 годы"

Паспорт ведомственной целевой программы "Вирусные гепатиты в Сахалинской на 2014 - 2018 годы"


Наименование Программы

Ведомственная целевая программа "Вирусные гепатиты в Сахалинской области на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа)

Наименование главного распорядителя средств областного бюджета Сахалинской области - исполнителя Программы

Министерство здравоохранения Сахалинской области

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 N 280

Цели и задачи Программы

Цели:
 - стабилизация новых случаев заражения парентеральными вирусными гепатитами;

 - увеличение продолжительности и улучшение качества жизни  больных с вирусными гепатитами;

 - предупреждение инвалидизации пациентов с тяжелыми формами хронических вирусных гепатитов.
 Задачи:
 - создание реестра пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в лечении;

 - обеспечение диагностических мероприятий для отбора на лечение и мониторинга эффективности противовирусной терапии согласно медицинским стандартам;

 - обеспечение пациентов с вирусными гепатитами лекарственными препаратами согласно медицинским стандартам;

 - информирование населения о мерах профилактики вирусных гепатитов и пропаганде здорового образа жизни

Мероприятия Программы

1. Мероприятия по созданию реестра пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в лечении.
 2. Мероприятия по обеспечению отбора пациентов на лечение и мониторинга эффективности противовирусной терапии в соответствии со стандартом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.11.2004 N 260 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным хроническим гепатитом В, хроническим гепатитом С".
 3. Мероприятия по лекарственному обеспечению больных хроническими вирусными гепатитами согласно медицинским стандартам.
 4. Просветительские мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и информированию населения о мерах профилактики парентеральных вирусных гепатитов

Сроки реализации

2014 - 2018 годы

Целевые индикаторы и показатели

- количество пациентов, получающих лечение вирусного гепатита С, - 100% от плана;

 - количество пациентов, получающих лечение вирусного гепатита В, - 100% от плана

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования программы - 236 404,7 тыс. рублей, в том числе:
 на 2014 год - 24 619,6 тыс. рублей;

 на 2015 год - 34 540,8 тыс. рублей;

 на 2016 год - 46 351,3 тыс. рублей.
 на 2017 год - 59 043,2 тыс. рублей.
 на 2018 год - 71 849,8 тыс. рублей.
 Источник финансирования - областной бюджет

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит:
 - стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по парентеральным вирусным гепатитам;

 - обеспечить исполнение стандарта медицинской помощи больным вирусными гепатитами;

 - увеличить количество лиц, получающих лечение за счет областного бюджета.
  Экономическая эффективность заключается:
 - в сохранении трудового потенциала Сахалинской области;

 - в оптимизации расходов на профилактику, диагностику и лечение хронических вирусных гепатитов В и С

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


В Российской Федерации действует федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 N 280 (в ред. от 18.02.2008 N 95, от 02.06.2008 N 423, от 09.04.2009 N 319, от 06.04.2011 N 254, от 28.12.2011 N 1167), направленная в том числе и на стабилизацию новых случаев заражения парентеральными вирусными гепатитами в Российской Федерации.

В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по парентеральным вирусным гепатитам, которая сложилась на протяжении ряда лет как по России и Дальневосточном регионе в целом, так и среди населения Сахалинской области, с целью предупреждения и борьбы с этими социально значимыми заболеваниями, сдерживания темпов заражения парентеральными вирусными гепатитами в Сахалинской области возникает необходимость разработки ведомственной целевой программы "Вирусные гепатиты в Сахалинской области на 2014 - 2018 годы".

Эпидемиологическая обстановка по вирусным гепатитам В и С в регионе остается напряженной. Благодаря проведению иммунизации населения против вирусного гепатита В уровень заболеваемости острым гепатитом В за последние 5 лет снизился с 8,6 в 2005 году до 2,0 на 100 тысяч населения в 2011 году. Вместе с тем число вновь выявленных больных острым гепатитом С увеличивается, уровень заболеваемости острым гепатитом С по итогам 2011 года составил 4,2 на 100 тысяч населения, что выше показателя заболеваемости 2010 года на 44,0%. Кроме того, ежегодно отмечается рост уровня заболеваемости хроническими формами вирусных гепатитов B и C (185,6 на 100 тыс. населения в 2011 году против 132,3 на 100 тыс. населения в 2010 году).

Сформированный за десятилетие уровень инфицированности населения вирусами гепатитов В и С представляет реальную угрозу здоровью населения области. В связи с высокой стоимостью противовирусного лечения 90% нуждающихся в нем пациентов проходят только клинико-лабораторное наблюдение. Частая хронизация процесса, развитие цирроза и рака печени наносит большой экономический ущерб, превращая проблему борьбы с этими инфекциями в приоритетную.

В последние годы также отмечается рост количества носителей гепатитов, большую часть которых составляют лица в возрасте от 20 до 40 лет. Вирусоносительство, как показывает практика, часто приводит к развитию хронических форм заболевания вирусным гепатитом и при отсутствии адекватного противовирусного лечения к инвалидности и смерти.

Причиной ухудшения эпидемиологической обстановки по вирусным гепатитам в Сахалинской области является интенсивный рост употребления внутривенных наркотиков среди молодежи, включая подростков. Высока роль полового пути передачи инфекций, так как употребление ряда распространенных в молодежной среде наркотиков стимулирует половую активность и снимает морально-этические ограничения.

Уязвимой группой для заражения вирусами гепатитов В и С являются и медицинские работники, высокий риск инфицирования которых связан с исполнением своих профессиональных обязанностей.

Существующая тенденция распространения хронических гепатитов В и С, особенно среди лиц молодого и трудоспособного возраста, трудность проведения противовирусной терапии позволяют прогнозировать дальнейший рост смертности населения в трудоспособном возрасте от этого заболевания. Заболеваемость вирусными гепатитами, трансформировавшаяся из преимущественно медицинской проблемы в социальную, требует программного подхода к её решению.

Актуальность проблемы вирусных гепатитов в прежние годы уже нашла отражение в приоритетном национальном проекте в сфере здравоохранения. У части больных, нуждающихся в лечении, появилась возможность лечения высокоэффективными и дорогостоящими противовирусными препаратами, в практику стали внедряться методы молекулярной диагностики вирусных гепатитов. Однако высокая стоимость диагностических наборов и лекарственных препаратов практически исключает возможность проведения адекватной терапии нуждающимся больным за счёт имеющихся бюджетных средств. Такая ситуация вряд ли позволит в ближайшее время ожидать стабилизации уровней заболеваемости вирусными гепатитами и будет способствовать увеличению числа хронических форм вирусного гепатита.

В связи со сложностью диагностики и лечения хронических вирусных гепатитов, в сочетании с ростом заболеваемости вирусными гепатитами в целом, возникает необходимость создания гепатологического центра на базе ГБУЗ "Сахалинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом" для оказания диагностической и консультативной медицинской помощи больным, проживающим в регионе.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", требует совершенствования система учета и мониторинга всех ЛПУ по эффективности клинико-лабораторного наблюдения различных форм хронических вирусных гепатитов, а также планирования углубленного обследования и отбора больных на назначения своевременного, адекватного лечения. Решению этой задачи мешает проблема доступности современных методов диагностики вирусных гепатитов в муниципальных учреждениях здравоохранения. Для лабораторной диагностики хронических гепатитов методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), специалисты лечебно-профилактических учреждений из районов области направляют материал для исследования в городе Южно-Сахалинск (ГБУЗ "Сахалинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом") как для первичной диагностики, так и для повторного обследования больного при необходимости коррекции лечения.

Модернизация здравоохранения, появление новых современных методов диагностики и лечения заболеваний вирусными гепатитами, их осложнений требует соответствующего уровня подготовки медицинских специалистов. Необходимо широкое внедрение в практику молекулярных методов диагностики, современных лекарственных средств, совершенствование профилактики вирусных гепатитов, дальнейшее развитие специализированной медицинской помощи.

Наряду с оптимизацией расходов на оказание медицинской помощи реализация программных мероприятий должна способствовать сокращению прямых и косвенных потерь общества, связанных с вирусными гепатитами и их осложнениями.

Для решения поставленных задач организация оказания своевременной медицинской помощи данной категории больных, мониторинг заболеваемости и смертности, диспансеризация обширных контингентов больных с вирусными гепатитами, полноценная профилактическая работа и своевременное адекватное лечение должны рассматриваться как мероприятия государственного масштаба, решение которых возможно только при поддержке Правительства Сахалинской области.

Раздел 2. Основные цели, задачи, сроки реализации


Целями реализации Программы являются:

- стабилизация новых случаев заражения парентеральными вирусными гепатитами;

- увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных с вирусными гепатитами;

- предупреждение инвалидизации пациентов с тяжелыми формами хронических вирусных гепатитов.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

- создание реестра пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в лечении;

- обеспечение отбора пациентов на лечение и мониторинга эффективности противовирусной терапии согласно медицинским стандартам;

- обеспечение пациентов с вирусными гепатитами противовирусными лекарственными препаратами согласно медицинским стандартам;

- проведение просветительских мероприятий среди населения по пропаганде здорового образа жизни и профилактике парентеральных вирусных гепатитов.

Сроки реализации Программы с 2014 по 2018 годы.

Раздел 3. Система программных мероприятий.

Система программных мероприятий (приложение N 1 к Программе) определяется основной целью и задачами Программы. В соответствии с ними мероприятия, предусмотренные Программой, распределяются по следующим основным направлениям:

1. Мероприятия по созданию реестра пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в лечении.

По данному разделу предусматривается формирование информационной базы больных хроническими вирусными гепатитами B и C и создание реестра пациентов из города Южно-Сахалинска и муниципальных образований Сахалинской области. Планируется ежемесячное обновление реестра и выделение пациентов, нуждающихся в лечении, обследованных по месту жительства, согласно медицинским стандартам и формирование приверженности лечению силами специалистов, оказывающих помощь данной категории пациентов с использованием современных технологий Интернет.

2. Мероприятия по обеспечению отбора пациентов на лечение и мониторинга эффективности противовирусной терапии в соответствии со стандартами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.11.2004 N 260 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным хроническим гепатитом В, хроническим гепатитом С".

По данному разделу предусматривается приобретение диагностических наборов в клинико-диагностическую лабораторию ГБУЗ "Сахалинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом" для окончательного лабораторного подтверждения диагноза, что позволит принимать ответственное решение о диагнозе хронический вирусный гепатит. Кроме того, на основании клинико-лабораторных данных проводится отбор больных на лечение и оценка его эффективности.

3. Мероприятия по лекарственному обеспечению больных хроническими вирусными гепатитами согласно медицинским стандартам.

По данному разделу предусматривается приобретение лекарственных препаратов для пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в проведении противовирусной терапии и имеющих приверженность лечению. В перспективе к 2018 году количество остро нуждающихся в специфической противовирусной терапии за счет областного бюджета возрастет до 70 человек. Прием противовирусных препаратов для пациентов с вирусными гепатитами позволит сохранить качество жизни пациентов на достаточном уровне, снизить показатели выхода на инвалидность и ранней смерти пациентов, а также снизит резервуар инфекции в области.

4. Просветительские мероприятия по информированию населения о мерах профилактики вирусных гепатитов и пропаганде здорового образа жизни.

По данному разделу планируется выделение средств на разработку и издание информационно-образовательных материалов по мерам профилактики хронических вирусных гепатитов.

Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы


Общий объём финансирования Программы 236 404,7 тыс. рублей, в том числе:

- на 2014 год - 24 619,6 тыс. рублей;

- на 2015 год - 34 540,8 тыс. рублей;

- на 2016 год - 46 351,3 тыс. рублей.

- на 2017 год - 59 043,2 тыс. рублей.

- на 2018 год - 71 849,8 тыс. рублей.

Объём финансирования мероприятий, осуществляемых за счёт средств бюджета Сахалинской области, ежегодно уточняется в соответствии с законом о бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год. Предусматривается ежегодное увеличение средств на предполагаемый индекс-дефлятор.

Раздел 5. Механизм реализации Программы


Разработчиком Программы является министерство здравоохранения Сахалинской области.

Реализация Программы осуществляется путем организации и проведения конкурсов либо внеконкурсными способами проведения закупок (у единственного поставщика посредством запроса котировок) по размещению заказа на поставку лекарственных средств, диагностических тест-систем, информационно-образовательных материалов согласно Программе в целях заключения государственных контрактов с победителями (поставщиками).

Реализация Программы предусматривает целевое использование денежных средств в соответствии с поставленными задачами, а также определенными мероприятиями.

Контроль за реализацией Программы в установленном порядке осуществляется министерством здравоохранения Сахалинской области, которое ежегодно направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Правительство Сахалинской области.

Досрочное прекращение реализации Программы возможно в случае наличия фактов нецелевого использования средств областного бюджета при реализации Программы, неисполнения расходов по Программе или их исполнения не в полном объеме.

Инициаторами прекращения реализации Программы могут выступать министерство здравоохранения Сахалинской области, министерство экономического развития Сахалинской области, министерство финансов Сахалинской области. Инициатор направляет соответствующее предложение в министерство экономического развития Сахалинской области (в случае, если министерство экономического развития Сахалинской области не является инициатором прекращения реализации Программы) с обоснованием необходимости ее прекращения.

Раздел 6. Оценка результативности реализации Программы, ее социально-экономической и бюджетной эффективности, а также социальных, экономических и экологических последствий от реализации Программы


Оценка результативности реализации Программы определяется степенью достижения целей и решения задач Программы в зависимости от конечных результатов.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать дальнейшей реализации государственной политики по борьбе с заболеваниями социального характера, послужит основой для создания более эффективной и доступной системы оказания помощи больным с парентеральными вирусными гепатитами с возможностью углубленного диагностического исследования и своевременного качественного лечения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»