Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 ноября 2011 года N 455

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2018 ГОДЫ"

{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 12.07.2013 N 352}

{Изменения:
постановление Правительства Сахалинской области от 04.05.2012 N 208;
постановление Правительства Сахалинской области от 21.06.2012 N 303
постановление Правительства Сахалинской области от 29.12.2012 N 694;
постановление Правительства Сахалинской области от 26.07.2013 N 379;
постановление Правительства Сахалинской области от 07.11.2013 N 630}

В целях развития инвестиционной деятельности на территории Сахалинской области, создания условия для диверсификации региональной экономики и новых производственных мощностей Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011 - 2018 годы" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области обеспечить:

3.1. реализацию мероприятий Программы на соответствующих территориях;

3.2. в срок до 01 октября 2012 года принятие муниципальных правовых актов согласно приложению N 4 к Программе.

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В.Хоточкина.

5.Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Губернатор Сахалинской области А.В.Хорошавин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области 09.11.2011 N 455
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 04.05.2012 N 208}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 21.06.2012 N 303}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 29.12.2012 N 694}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 26.07.2013 N 379}

ДОЛГОСРОЧНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011 - 2018 годы"

Паспорт Программы


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Сахалинской области "Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011 - 2018 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Сахалинской области от 01.07.2011 N 455-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011 - 2018 годы"

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области

Цель Программы

Привлечение внебюджетных инвестиций для активизации инвестиционной деятельности на территории Сахалинской области

Задачи Программы

1.Развитие системы государственно-частного партнерства.
 2. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности на территории Сахалинской области

Мероприятия Программы

1. Совершенствование правового регулирования в сфере оказания мер государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
 2. Формирование финансовых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности.
 3.  Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности.
 4. Формирование имущественной политики Сахалинской области, обеспечивающей развитие инвестиционной деятельности.
 5. Формирование инфраструктуры поддержки субъектов инвестиционной деятельности.
 6. Кадровое обеспечение инвестиционной деятельности.
 7. Продвижение инвестиционных проектов

Сроки реализации Программы

2011 - 2018 годы

Исполнители Программы

Министерство инвестиций и внешних связей Сахалинской области, аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области, министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области

Объемы и источники финансирования Программы
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 21.06.2012 N 30 3 }
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.12.2012 N 694 }
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 26.07.2013 N 379 }

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета Сахалинской области.
 Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета Сахалинской области составляет 4391500 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2012 год - 264244 тыс. рублей;

 2013 год - 206860 тыс. рублей;

 2014 год - 60130 тыс. рублей;

 2015 год - 97900 тыс. рублей;

 2016 год - 62  270 тыс. рублей;

 2017 год - 3550440 тыс. рублей;

 2018 год - 69  010 тыс. рублей

Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы)
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 21.06.2012 N 30 3 }
 {в ред. постановления Правител ьства Сахалинской области от 29.12.2012 N 694 }

Объем инвестиций в основной капитал в 2018 году составит не менее 375 млрд. рублей.
 Количество ежегодно признанных  приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области и приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области муниципального значения с 2018 года составит не менее 9 единиц.
 Количество рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов на территории Сахалинской области, за период  2012 - 2018 годов, составит не менее 3,2 тыс. единиц.
 Рейтинги инвестиционного климата и инвестиционных рисков территории Сахалинской области среди субъектов Российской Федерации увеличатся к 2018 году на 10 пунктов по сравнению с данными на 2012 год.
 Число заключенных соглашений (протоколов) намерений в рамках выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых для продвижения инвестиционного потенциала Сахалинской области, составит за 2012 - 2018 годы не менее 32 единиц.
 Создание нового направления экономической деятельности для Сахалинской области - марикультуры.
 Реализация отдельных "якорных" инвестиционных проектов.
 Привлечение внебюджетных средств для развития социальных сфер.
 Увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области от реализации инвестиционных проектов, в том числе признанных приоритетными инвестиционными проектами Сахалинской области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В последнее десятилетие инвестиционная ситуация в Сахалинской области характеризуется положительной динамикой основных макропоказателей инвестиционной деятельности.

Инвестиционная фаза реализации шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" определила значительные притоки иностранных инвестиций в нефинансовые активы нефтегазового сектора.

Прямая взаимосвязь иностранных инвестиций и инвестиций в основной капитал выразилась в росте этих показателей как в абсолютном, так и в относительном выражении. Так, темпы физического объема поступления иностранных инвестиций в 2001 году составили 155% к предыдущему году, а инвестиций в основной капитал - 202% соответственно. Положительная динамика показателей инвестиционной деятельности наблюдалась в целом вплоть до 2008 года. Указанные данные по годам приведены в таблицах 1 и 2 приложения N 1 к настоящей Программе.

Активизация инвестиционной деятельности вывела Сахалинскую область по показателю инвестиции в основной капитал в лидеры в 2002, 2004 - 2007 годах по Дальневосточному федеральному округу, а также повысила рэнкинг региона в общероссийской оценке с 36 места в 2000 году до 7 места в 2004 - 2007 годах. Сравнительная характеристика регионов Дальневосточного федерального округа приведена в таблицах 3 и 4 приложения N 1 к настоящей Программе.

Кроме того, реализация нефтегазовых проектов значительно повлияла на развитие строительного комплекса, а выход на промышленное освоение углеводородов оказал комплексное воздействие на социально-экономическое развитие региона, как это видно из данных, приведенных в таблице 5 приложения N 1 к настоящей Программе.

В перспективе до 2015 года прирост индекса промышленного производства оценивается от 2% до 7,7% в год. Выход на проектную мощность завода по производству сжиженного природного газа стабилизирует экспортные поставки газа и вместе с ростом объемов добычи нефти определяет положительную динамику внешней торговли. Прогнозируется положительная динамика денежных доходов в среднем на душу населения и реальных располагаемых денежных доходов населения. Позитивно оценивается тенденция роста внутреннего потребительского спроса (в среднем на 103% в год). В целом общеэкономическая ситуация в Сахалинской области в среднесрочной перспективе характеризуется положительными темпами индекса физического объема валового регионального продукта.

Вместе с тем активное инвестирование в нефтегазовый сектор создает перекос в отраслевом разрезе и формирует условия для развития монопрофильности региональной экономики. Данная тенденция хорошо прослеживается в анализе инвестиционной деятельности в разрезе основных видов экономической деятельности, как это показано в таблицах 6 и 7 приложения N 1 к настоящей Программе.

Суммируя вложение капитала в развитие промышленных и инфраструктурных объектов, доля шельфовых проектов в активной фазе их реализации в общем объеме инвестиций в основной капитал достигала от 50% до 85%. При этом доля инвестиций в основной капитал, приходящаяся на развитие лесопромышленного комплекса составляла 0,0001 - 0,01%, рыбопромышленного комплекса - 0,2 - 1%, угольной промышленности - 0,04 - 0,2%, сельского хозяйства - 0,1 - 2,5%, торговли - 0,1 - 0,6%.

Неравномерность влияния шельфовых проектов прослеживается и на развитии муниципальных образований Сахалинской области. В период строительства объектов в рамках нефтегазовых проектов, наблюдался рост объема подрядной деятельности в районах, на территории которых велись строительно-монтажные работы в рамках шельфовых проектов (муниципальные образования Корсаковский городской округ, "Макаровский городской округ", "Городской округ Ногликский", городской округ "Город Южно-Сахалинск"). Добыча углеводородов на севере острова Сахалин обусловила рост объема промышленной продукции в муниципальном образовании "Городской округ Ногликский", а деятельность комплекса по сжижению природного газа - в муниципальном образовании Корсаковский городской округ, как это показано в таблицах 8 и 9 приложения N 1 к настоящей Программе.

Объективно оценивая возможность возникновения угроз формирования монопрофильной экономики, Правительство Сахалинской области на протяжении последних пяти лет ведет активную работу по выравниванию отраслевого развития, поддержке отдельных секторов экономики и социальной защищенности населения. Данная деятельность проявляется посредством организации стратегического планирования социально-экономического развития региона и повышения эффективности реализации методов воздействия на экономические процессы.

В частности, реализация региональной политики выражается в:

- совершенствовании нормативной правовой базы;

- применении программно-целевого метода при поддержке отраслей экономики и субъектов малого и среднего предпринимательства;

- концентрации областных и федеральных бюджетных средств на строительстве объектов опорной инфраструктуры и социальной сферы;

- стимулировании инвестиционной деятельности посредством налоговых льгот, предоставлении бюджетных субсидий на частичное покрытие расходов социально значимых предприятий по оплате коммунальных услуг (электроэнергии);

- продвижении инвестиционного потенциала на международных экономических площадках (выставках, форумах, конференциях).

Оказание мер государственной поддержки наряду со стабильной общеэкономической ситуацией в Сахалинской области положительно сказалось на изменении инвестиционной активности в отдельных отраслях. Так, темпы физического объема инвестиций в основной капитал по отдельным видам деятельности составили:

- добыча каменного угля, бурого угля и торфа в 2006 году - 267,5%, в 2007 году - 190%, в 2009 году - 184,1%;

- рыболовство и рыбоводство в 2006 году - 195,4%, в 2008 году - 103,4, в 2009 году - 157%;

- сельское хозяйство в 2006 году - 120,5%, в 2007 году - 142,8%, в 2009 году - 110,9%, в 2010 году - 109,8%;

- оптовая и розничная торговля в 2007 году - 187,5%, в 2008 году - 118,7%.

Начатая работа требует продолжения и систематизации общих подходов по государственному воздействию на улучшение инвестиционной ситуации в Сахалинской области. Основополагающим действием в данной связи должно стать формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций посредством эффективного использования конкурентных преимуществ и минимизации рисков (слабых сторон), возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Сахалинской области.

Исходя из географических особенностей и природного потенциала, к конкурентным преимуществам региона относят:

- наличие богатых запасов основных природных ресурсов (нефти, газа, угля, гидробионтов, лесных ресурсов, общераспространенных полезных ископаемых и т.п.), а также рекреационных ресурсов и бальнеологических источников;

- выгодное географическое положение, а именно близость Сахалинской области к основным рынкам сбыта продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Кроме того, к сильным сторонам региона для осуществления инвестиционной деятельности можно отнести:

- стабильную политическую ситуацию в Сахалинской области, наличие взаимодействия между органами исполнительной власти Сахалинской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Сахалинской области, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

- стратегическое планирование при реализации региональной политики по развитию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;

- наличие нормативной правовой базы по вопросам оказания мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;

- наличие правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующих градостроительную политику в Сахалинской области на долгосрочную перспективу;

- наличие деловых связей с представителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона и крупных промышленных компаний данного региона.

К слабым сторонам Сахалинской области для привлечения внебюджетных инвестиций относятся следующие факторы:

- низкая инфраструктурная обеспеченность, в том числе неразвитая сеть дорог, дефицит мощностей по производству и передаче электроэнергии и жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие глубоководных морских портов, несоответствие инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Сахалинской области, требованиям нормативных правовых актов для обеспечения большого объема вывоза экспортной продукции;

- ограниченный внутренний спрос на продукцию, производимую на территории области;

- высокие тарифы на электроэнергию по сравнению с материковой частью Российской Федерации, негативно влияющие на ценообразование продукции;

- отсутствие в достаточном объеме собственных финансовых ресурсов у инициаторов инвестиционных проектов;

- ограниченный рынок труда, в том числе нехватка инженерно-технических кадров и старение высококвалифицированных специалистов;

- риски природного характера (суровые климатические условия, сейсмическая опасность территории).

Необходимость формирования благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в регионе определяет руководящую роль Правительства Сахалинской области в данных процессах.

Учитывая неравномерность развития территорий Сахалинской области, вопросам инвестиционной активности в муниципальных образованиях придается особое значение. При этом необходимо учитывать особенности развития районов в современных условиях, включая оценку географического расположения территорий, наличие и разнообразие ресурсов, близость к объектам инфраструктуры, демографические особенности, темпы развития экономики, кадровый потенциал, степень развития предпринимательства и т.д.

Так, например, для реализации крупных инвестиционных проектов по освоению полезных ископаемых, лесных и воднобиологических ресурсов критичной является проблема отсутствия современной транспортной системы, обеспечивающей построение экономически эффективных логистических схем ввоза-вывоза грузов.

Для областного центра - города Южно-Сахалинска - особую актуальность приобретает проблема дефицита земель и возможности обустройства их необходимой инфраструктурой для размещения производственных мощностей. Серьёзным риском является ухудшающаяся экологическая ситуация, а также большие потери питьевой воды коммунальными системами муниципалитета.

Для муниципальных образований "Томаринский городской округ", городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Макаровский городской округ" и городской округ "Вахрушев", наиболее остро стоит ситуация с оттоком населения из муниципалитетов, в том числе молодёжи. С учётом указанной проблемы, а также ограничений инфраструктурного характера, названные муниципальные образования являются территориями, для которых необходимы особые меры по развитию инвестиционного климата.

Порядок рассмотрения инвестиционных проектов и критериев их отбора для включения в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области устанавливает, что в проект может быть признан приоритетным инвестиционным проектов Сахалинской области только в случае, если его минимальная стоимость составляет 100 млн. рублей. Также указанный порядок содержит виды экономической деятельности, в которых, в основном, осуществляет деятельность крупный и средний бизнес. В то же самое время, для развития экономики отдельных территорий высокое значение имеют проекты в иных сферах экономической деятельности со стоимостью менее 100 млн. рублей.

В ряде муниципальных образований характер экономики монопрофильный, и их комплексное развитие всецело зависит от развития отдельных отраслей экономики.

Так, развитие муниципальных образований Углегорский муниципальный район и городской округ "Александровск-Сахалинский район" зависит от реализации проектов в угольной отрасли, муниципальных образований Северо-Курильский городской округ, "Курильский городской округ" и "Южно-Курильский городской округ" - рыбопромышленном комплексе, муниципального образования "Томаринский городской округ" - сельского хозяйства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»