Коренные этносы - чуть более 3,8 тысячи человек - нивхи, нанайцы, эвенки, уильта (ороки) проживают в 7 муниципальных образованиях мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Согласно перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, к ним относятся городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Городской округ Ногликский", городской округ "Охинский", городской округ "Поронайский", городской округ "Смирныховский", "Тымовский городской округ" и городской округ "Город Южно-Сахалинск".
По сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года наметилась положительная динамика демографических процессов. В среде коренных народов выросло число ульта (ороков), нивхов, эвенков.
Около 70% представителей коренных народов проживают в сельской местности. С 2005 года наблюдается рост количества созданных и зарегистрированных общин (семейно-родовых и территориально-соседских) как признанной формы самоорганизации коренных народов в целях ведения традиционных образа жизни и хозяйствования.
На территории Сахалинской области на 01 августа 2011 года зарегистрировано 56 родовых хозяйств и общин коренных народов Сахалинской области, из них территориально-соседских общин - 14; семейно-родовых общин - 14; родовых, крестьянско-фермерских хозяйств и общин - 28. Из числа видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, для коренного сообщества Сахалинской области характерны рыболовство, оленеводство, охота, собирательство дикоросов, собаководство, художественные промыслы. Именно эти исторически сложившиеся виды традиционной хозяйственной деятельности являются этнообразующей и этносохраняющей базой для коренных народов. Исконная среда обитания и традиционный образ жизни, традиционная хозяйственная деятельность коренных народов составляют единый комплекс, обеспечивающий самоидентификацию и сохранение коренных народов. Традиционной хозяйственной деятельности коренных народов региона присуща своя специфика. При всей общности коренные народы относятся к различным языковым группам, осуществляют разные виды хозяйственной деятельности, проживают в разных природно-климатических условиях, ареалах обитания объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Также действуют иные факторы, обусловливающие специфику жизнедеятельности коренных народов.
Процессы глобализации оказывают определяющее влияние на социально-экономическую жизнь, традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы именно в период активного промышленного освоения их исконной среды обитания. В связи с этим произошел рост этнического самосознания коренных народов - активно действуют региональный Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - региональный Совет), 12 общественных объединений коренных народов, а также советы коренных народов при органах местного самоуправления.
Региональное законодательство Сахалинской области как субъекта Российской Федерации отражает многие аспекты жизнедеятельности коренных народов. Оно направлено на комплексное решение задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных этносов. Создание институтов по защите конституционных прав и интересов коренных народов Севера (представитель коренных народов при Сахалинской областной Думе и регионального Совета) является отличительной особенностью Сахалинской области как субъекта Российской Федерации в выстраивании процессов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных народов по защите их конституционных прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки экономического и социального развития коренных народов. С 2007 года общий объем финансирования областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2007 - 2011 годы" из областного бюджета вырос более чем на 20 миллионов рублей. С 2009 года по Соглашению с Министерством регионального развития Российской Федерации Сахалинской области выделяется субсидия из федерального бюджета на развитие инфраструктуры, культуры, образования и общин коренных народов в местах их традиционного проживания.
При аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области много лет действует структурное подразделение, координирующее региональную Программу, финансовую поддержку из федерального бюджета и в целом вопросы социально-экономического развития коренных народов в рамках Первого и Второго Международных десятилетий коренных народов мира. Однако ни в одном из муниципальных образований мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов таких структурных подразделений не существует, что отрицательно сказывается на эффективности реализации государственной национальной политики в целом.
В Сахалинской области сформировалась практика взаимодействия коренных народов с крупными промышленными компаниями в рамках государственно-частного партнерства. Ярким примером передового международного опыта служит План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина на основании трехсторонних Соглашений от 25 мая 2006 года и от 14 декабря 2010 года о сотрудничестве и взаимодействии между Правительством Сахалинской области, региональным Советом и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД".
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, положение коренных народов осложнено: патерналистская политика в советский исторический период привела к нарушению традиционного уклада жизни; в условиях интенсивного промышленного освоения природных ресурсов возрастают экологические риски; объемы производства традиционных видов хозяйственной деятельности при отсутствии материально-технического оснащения, современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов неконкурентноспособны в новых экономических реалиях.
Существенными проблемами для коренных народов, ведущих традиционную хозяйственную деятельность и проживающих в труднодоступных населенных пунктах, являются дефицит и дороговизна электроснабжения, несоответствие системы связи современному техническому прогрессу (отсутствие интернета, мобильной связи), некомфортные жилищно-бытовые условия проживания, которые заключаются в преобладании ветхого жилья. Места традиционного проживания коренных народов расположены вдали от транспортных магистралей, что осложняет социально-экономическое развитие северных территорий.
Большинство семей из числа коренных народов находятся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, что является основной причиной повышенной заболеваемости и смертности населения, сокращения средней продолжительности жизни и снижения рождаемости. Это связано с некомфортными жилищно-бытовыми условиями проживания, которые становятся также непривлекательными для специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры и других отраслях. На 01 августа 2011 года из 700 детей из числа коренных народов 492 ребенка проживают в малоимущих семьях, из них 61 ребенок из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Осталась в прошлом практика медицинского обслуживания представителей коренных народов выездными бригадами непосредственно в местах их традиционного проживания.
Ни в одном муниципальном образовании мест традиционного проживания коренных народов нет ни одного этнокультурного центра, оснащенного современным оборудованием для сохранения и развития традиционной культуры, родного языка, художественных ремесел.
Программа является инновационной по своему содержанию.
Предполагается осуществлять мероприятия на основе комплексного подхода в соответствии со следующими приоритетами развития:
- модернизация традиционных промыслов коренных народов;
- развитие материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов;
- решение проблем социальной сферы, жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктур и создание материальных объектов традиционной культуры;
- государственная поддержка общественных объединений коренных народов.
Основной риск рассматриваемого варианта заключается в том, что мероприятия по модернизации традиционных промыслов коренных народов и развитию материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов потребуют софинансирования из местных бюджетов и из федерального бюджета. Определить точно данный источник финансирования из федерального бюджета не представляется возможным, т.к. он напрямую зависит от уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона и количества проживающих в нем лиц, относящихся к коренным народам.
Государственная национальная политика в отношении коренных народов реализуется благодаря взаимодействию многих субъектов, среди которых: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения коренных народов.
В условиях действующего законодательства основным механизмом работы с субъектами, особенно с муниципальными образованиями в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, является обеспечение поддержки социально-экономического развития. Программа способствует концентрации и эффективному применению всех ресурсов для целей системного и устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности коренных народов. Программа способствует созданию благоприятного имиджа территории среди 28 субъектов Российской Федерации, в которых проживают коренные народы. Программа как инструмент управления обеспечивает тесную взаимосвязь процессов, происходящих в сфере жизнедеятельности коренных народов, с процессами, происходящими в обществе.
Новая социально-экономическая стратегия Сахалинской области, тенденции современных межнациональных и межконфессиональных процессов обусловили изменение ориентиров и приоритетов национальной политики области. Устойчивое развитие коренных народов предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Отличительной чертой национальной политики стал перенос акцентов с патерналистского подхода к повышению ответственности самих общин коренных народов в стремлении к саморазвитию и самообеспечению.
Территориальный анализ проблемы обуславливает возможность ее решения только в рамках комплексного подхода путем использования программно-целевого метода, целесообразность которого определяется следующими факторами:
- потребность в координации усилий участников Программы в достижении ее целей и задач;
- оперативное управление процессом реализации Программы;