ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 ноября 2011 года N 440
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
{Утратило силу:
Постановление правительства Сахалинской области от 14.04.2014 N 161}
{Изменения:
Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 330;
постановление Правительства Сахалинской области от 26.12.2012 N 667;
постановление Правительства Сахалинской области от 21.06.2013 N 319;
постановление Правительства Сахалинской области от 03.09.2013 N 493;
постановление Правительства Сахалинской области от 10.12.2013 N 703}
В целях устойчивого развития коренных народов Сахалинской области и в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 26 мая 2011 года N 339-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы" (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова), министерству экономического развития (С.А.Карпенко) при внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2012 год" предусмотреть средства на реализацию долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) и включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
3. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности принять муниципальные программы развития коренных народов.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
Губернатор Сахалинской области А.В.Хорошавин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы"
Наименование | Долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Основание для | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 132-р "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". |
Заказчик Программы | Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы | Министерство экономического развития Сахалинской области, управление коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области |
Цель (цели) Программы | Создание в Сахалинской области условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - коренные народы) на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов |
Задачи Программы | 1. Сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов. |
Мероприятия Программы | 1. Развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов: |
Сроки реализации | 2012 - 2016 годы |
Главные распорядители бюджетных средств | Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, м инистерство здравоохранения Сахалинской области, министерство культуры Сахалинской области, м инистерство образования Сахалинской области, министерство социальной защиты Сахалинской области, м инистерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области |
Ответственные | Муниципальные образования: городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Городской округ Ногликский", городской округ "Охинский", городской округ "Поронайский", городской округ "Смирныховский", "Тымовский городской округ", городской округ "Город Южно-Сахалинск"; |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий - 224737,9 тыс. руб., в том числе по годам: |
Из них по источникам: | |
Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы) | Количество общин и родовых хозяйств, получивших государственную поддержку; |
Коренные этносы - чуть более 3,8 тысячи человек - нивхи, нанайцы, эвенки, уильта (ороки) проживают в 7 муниципальных образованиях мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Согласно перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, к ним относятся городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Городской округ Ногликский", городской округ "Охинский", городской округ "Поронайский", городской округ "Смирныховский", "Тымовский городской округ" и городской округ "Город Южно-Сахалинск".
По сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года наметилась положительная динамика демографических процессов. В среде коренных народов выросло число ульта (ороков), нивхов, эвенков.
Около 70% представителей коренных народов проживают в сельской местности. С 2005 года наблюдается рост количества созданных и зарегистрированных общин (семейно-родовых и территориально-соседских) как признанной формы самоорганизации коренных народов в целях ведения традиционных образа жизни и хозяйствования.
На территории Сахалинской области на 01 августа 2011 года зарегистрировано 56 родовых хозяйств и общин коренных народов Сахалинской области, из них территориально-соседских общин - 14; семейно-родовых общин - 14; родовых, крестьянско-фермерских хозяйств и общин - 28. Из числа видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, для коренного сообщества Сахалинской области характерны рыболовство, оленеводство, охота, собирательство дикоросов, собаководство, художественные промыслы. Именно эти исторически сложившиеся виды традиционной хозяйственной деятельности являются этнообразующей и этносохраняющей базой для коренных народов. Исконная среда обитания и традиционный образ жизни, традиционная хозяйственная деятельность коренных народов составляют единый комплекс, обеспечивающий самоидентификацию и сохранение коренных народов. Традиционной хозяйственной деятельности коренных народов региона присуща своя специфика. При всей общности коренные народы относятся к различным языковым группам, осуществляют разные виды хозяйственной деятельности, проживают в разных природно-климатических условиях, ареалах обитания объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Также действуют иные факторы, обусловливающие специфику жизнедеятельности коренных народов.
Процессы глобализации оказывают определяющее влияние на социально-экономическую жизнь, традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы именно в период активного промышленного освоения их исконной среды обитания. В связи с этим произошел рост этнического самосознания коренных народов - активно действуют региональный Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - региональный Совет), 12 общественных объединений коренных народов, а также советы коренных народов при органах местного самоуправления.
Региональное законодательство Сахалинской области как субъекта Российской Федерации отражает многие аспекты жизнедеятельности коренных народов. Оно направлено на комплексное решение задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных этносов. Создание институтов по защите конституционных прав и интересов коренных народов Севера (представитель коренных народов при Сахалинской областной Думе и регионального Совета) является отличительной особенностью Сахалинской области как субъекта Российской Федерации в выстраивании процессов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных народов по защите их конституционных прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки экономического и социального развития коренных народов. С 2007 года общий объем финансирования областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2007 - 2011 годы" из областного бюджета вырос более чем на 20 миллионов рублей. С 2009 года по Соглашению с Министерством регионального развития Российской Федерации Сахалинской области выделяется субсидия из федерального бюджета на развитие инфраструктуры, культуры, образования и общин коренных народов в местах их традиционного проживания.
При аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области много лет действует структурное подразделение, координирующее региональную Программу, финансовую поддержку из федерального бюджета и в целом вопросы социально-экономического развития коренных народов в рамках Первого и Второго Международных десятилетий коренных народов мира. Однако ни в одном из муниципальных образований мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов таких структурных подразделений не существует, что отрицательно сказывается на эффективности реализации государственной национальной политики в целом.
В Сахалинской области сформировалась практика взаимодействия коренных народов с крупными промышленными компаниями в рамках государственно-частного партнерства. Ярким примером передового международного опыта служит План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина на основании трехсторонних Соглашений от 25 мая 2006 года и от 14 декабря 2010 года о сотрудничестве и взаимодействии между Правительством Сахалинской области, региональным Советом и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД".
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, положение коренных народов осложнено: патерналистская политика в советский исторический период привела к нарушению традиционного уклада жизни; в условиях интенсивного промышленного освоения природных ресурсов возрастают экологические риски; объемы производства традиционных видов хозяйственной деятельности при отсутствии материально-технического оснащения, современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов неконкурентноспособны в новых экономических реалиях.
Существенными проблемами для коренных народов, ведущих традиционную хозяйственную деятельность и проживающих в труднодоступных населенных пунктах, являются дефицит и дороговизна электроснабжения, несоответствие системы связи современному техническому прогрессу (отсутствие интернета, мобильной связи), некомфортные жилищно-бытовые условия проживания, которые заключаются в преобладании ветхого жилья. Места традиционного проживания коренных народов расположены вдали от транспортных магистралей, что осложняет социально-экономическое развитие северных территорий.
Большинство семей из числа коренных народов находятся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, что является основной причиной повышенной заболеваемости и смертности населения, сокращения средней продолжительности жизни и снижения рождаемости. Это связано с некомфортными жилищно-бытовыми условиями проживания, которые становятся также непривлекательными для специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры и других отраслях. На 01 августа 2011 года из 700 детей из числа коренных народов 492 ребенка проживают в малоимущих семьях, из них 61 ребенок из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Осталась в прошлом практика медицинского обслуживания представителей коренных народов выездными бригадами непосредственно в местах их традиционного проживания.
Ни в одном муниципальном образовании мест традиционного проживания коренных народов нет ни одного этнокультурного центра, оснащенного современным оборудованием для сохранения и развития традиционной культуры, родного языка, художественных ремесел.
Программа является инновационной по своему содержанию.
Предполагается осуществлять мероприятия на основе комплексного подхода в соответствии со следующими приоритетами развития:
- модернизация традиционных промыслов коренных народов;
- развитие материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов;
- решение проблем социальной сферы, жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктур и создание материальных объектов традиционной культуры;
- государственная поддержка общественных объединений коренных народов.
Основной риск рассматриваемого варианта заключается в том, что мероприятия по модернизации традиционных промыслов коренных народов и развитию материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов потребуют софинансирования из местных бюджетов и из федерального бюджета. Определить точно данный источник финансирования из федерального бюджета не представляется возможным, т.к. он напрямую зависит от уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона и количества проживающих в нем лиц, относящихся к коренным народам.
Государственная национальная политика в отношении коренных народов реализуется благодаря взаимодействию многих субъектов, среди которых: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения коренных народов.
В условиях действующего законодательства основным механизмом работы с субъектами, особенно с муниципальными образованиями в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, является обеспечение поддержки социально-экономического развития. Программа способствует концентрации и эффективному применению всех ресурсов для целей системного и устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности коренных народов. Программа способствует созданию благоприятного имиджа территории среди 28 субъектов Российской Федерации, в которых проживают коренные народы. Программа как инструмент управления обеспечивает тесную взаимосвязь процессов, происходящих в сфере жизнедеятельности коренных народов, с процессами, происходящими в обществе.
Новая социально-экономическая стратегия Сахалинской области, тенденции современных межнациональных и межконфессиональных процессов обусловили изменение ориентиров и приоритетов национальной политики области. Устойчивое развитие коренных народов предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Отличительной чертой национальной политики стал перенос акцентов с патерналистского подхода к повышению ответственности самих общин коренных народов в стремлении к саморазвитию и самообеспечению.
Территориальный анализ проблемы обуславливает возможность ее решения только в рамках комплексного подхода путем использования программно-целевого метода, целесообразность которого определяется следующими факторами:
- потребность в координации усилий участников Программы в достижении ее целей и задач;
- оперативное управление процессом реализации Программы;
- стимулирование коренного сообщества к участию в реализации мероприятий Программы.
Реализация Программы позволит достигнуть социально-значимых целей устойчивого социально-экономического и этнокультурного развития коренных народов при участии всех субъектов реализации государственной национальной политики в отношении коренных народов, обеспечит эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств.
Программа является основой государственной политики в отношении коренных народов на долгосрочную перспективу.
Выбор цели Программы опирается на Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы и анализ сложившихся тенденций в сфере жизнедеятельности коренных народов в предыдущие годы.
Основная цель Программы - создание в Сахалинской области условий для формирования устойчивого развития коренных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов;
- развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;
- повышение качества жизни коренных народов.
В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по модернизации традиционных промыслов коренных народов, развитию материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов, решению проблем социальной сферы, жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктур; создание материальных объектов традиционной культуры и государственная поддержка общественных объединений коренных народов.
Программа реализуется в период с 2012 по 2016 год. Целесообразно этапами реализации Программы определять календарный год и по итогам года проводить анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств, оценивать основные целевые индикаторы и показатели.
Система программных мероприятий, ориентированная на решение приоритетных целей и задач, состоит из следующих разделов: