Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 ноября 2011 года N 440

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

{Утратило силу:
Постановление правительства Сахалинской области от 14.04.2014 N 161}

{Изменения:
Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 330;
постановление Правительства Сахалинской области от 26.12.2012 N 667;
постановление Правительства Сахалинской области от 21.06.2013 N 319;
постановление Правительства Сахалинской области от 03.09.2013 N 493;
постановление Правительства Сахалинской области от 10.12.2013 N 703}

В целях устойчивого развития коренных народов Сахалинской области и в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 26 мая 2011 года N 339-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы" (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова), министерству экономического развития (С.А.Карпенко) при внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2012 год" предусмотреть средства на реализацию долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) и включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности принять муниципальные программы развития коренных народов.

5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Губернатор Сахалинской области А.В.Хорошавин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 01 ноября 2011 N 440
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 26.12.2012 N 667}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы"

Паспорт долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы"


Наименование
 Программы

Долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа)

Основание для
 разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года N 132-р "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
 Распоряжения Правительства Сахалинской области:
 - от 01 апреля 2011 года N 178-р "Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы";
 - от 26 мая 2011 года N 339-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на
 2012 - 2016 годы"

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство экономического развития Сахалинской области, управление коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 330 }

Цель (цели) Программы

Создание в Сахалинской области условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - коренные народы) на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов

Задачи Программы

1. Сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов.
 2. Развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.
 3. Повышение качества жизни коренных народов

Мероприятия Программы

1. Развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов:
 1.1. Обеспечение автономной энергетикой.
 1.2. Материально-техническое оснащение общин и родовых хозяйств коренных народов.
 1.3. Организация заготовки, переработки, реализации продукции хозяйственной деятельности.
 1.4. Внедрение этнотуризма в местах традиционного проживания коренных народов как нового вида хозяйственной деятельности.
 1.5. Поддержка сохранения и развития оленеводства.
 1.6. Обеспечение информационно-коммуника-ционными ресурсами.
 1.7. Строительство промыслового и стационарного жилья для общин и родовых хозяйств коренных народов.
 1.8. Подготовка кадров для родовых хозяйств и общин. "Рыбацкая школа".
     2. Развитие и модернизация инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов:
 2.1. Жилищная инфраструктура.
 2.2. Транспортная инфраструктура.
 2.3. Коммунальная и энергетическая инфраструктуры.
 3. P азвитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий:
 3.1. Здравоохранение.
 3.2. Образование.
 3.3. Культура.
 3.4. Национальный спорт.
 4. Государственная поддержка общественных объединений коренных народов:
 4.1. Редакция областной газеты
 "Нивх-Диф", обновление материально-технической базы редакции областной газеты "Нивх-Диф" и издание областной газеты "Нивх-Диф".
 4.2. Осуществление финансирования мероприятий, включенных в план регионального Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, и содержания его помещения (аренда, оплата услуг телефонной связи, приобретение канцелярских товаров).
 4.3. Проведение конференций, съездов, семинаров, круглых столов с участием представителей коренных народов.
 4.4. Приобретение оргтехники для осуществления деятельности Сахалинской региональной общественной организации "Совет молодежи коренных малочисленных народов Севера"

Сроки реализации
 Программы

2012 - 2016 годы

Главные распорядители бюджетных средств

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, м инистерство здравоохранения Сахалинской области, министерство культуры Сахалинской области, м инистерство образования Сахалинской области, министерство социальной защиты Сахалинской области, м инистерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 330 }

Ответственные
 исполнители Программы

Муниципальные образования: городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Городской округ Ногликский", городской округ "Охинский", городской округ "Поронайский", городской округ "Смирныховский", "Тымовский городской округ", городской округ "Город Южно-Сахалинск";
управление коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 330 }

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий - 224737,9 тыс. руб., в том числе по годам:
 2012 год - 47139,5 тыс. руб.;

 2013 год - 38085,6 тыс. руб.;

 2014 год - 49703,5 тыс. руб.;

 2015 год - 49428,0 тыс. руб.;

 2016 год - 40381,3 тыс. руб.
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 330 }
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 26.12.2012 N 667 }

Из них по источникам:
 - средства областного бюджета Сахалинской области - 140657,6 тыс. руб., в том числе по годам:
 2012 год - 31147,2 тыс. руб.;

 2013 год - 21063,6тыс. руб.;

 2014 год - 32681,5 тыс. руб.;

 2015 год - 32406,0 тыс. руб.;

 2016 год - 23359,3 тыс. руб.;

 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2012 N 330 }
 - средства федерального бюджета - 16 740,0 тыс. руб., в том числе по годам:
 2012 год - 3 348,0 тыс. руб.;

 2013 год - 3 348,0 тыс. руб.;

 2014 год - 3 348,0 тыс. руб.;

 2015 год - 3 348,0 тыс. руб.;

 2016 год - 3 348,0 тыс. руб.;

 - внебюджетные источники - 68 370,0 тыс. руб., в том числе по годам:
 2012 год - 13 674,0 тыс. руб.;

 2013 год - 13 674,0 тыс. руб.;

 2014 год - 13 674,0 тыс. руб.;

 2015 год - 13 674,0 тыс. руб.;

 2016 год - 13 674,0 тыс. руб.

Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы)

Количество общин и родовых хозяйств, получивших государственную поддержку;
строительство промыслового и стационарного жилья, приобретение проходимой дорожной техники;
количество пенсионеров, получивших помощь в организации санаторно-курортного лечения;
количество детей из числа коренных народов, охваченных горячим питанием и получивших помощь в приобретении школьной одежды, обуви и школьных принадлежностей;
ремонт жилищного фонда в местах традиционного проживания коренных народов;
количество лиц из числа коренных народов, получивших высшее, среднее специальное и начальное профессиональное образование

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Коренные этносы - чуть более 3,8 тысячи человек - нивхи, нанайцы, эвенки, уильта (ороки) проживают в 7 муниципальных образованиях мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Согласно перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, к ним относятся городской округ "Александровск-Сахалинский район", "Городской округ Ногликский", городской округ "Охинский", городской округ "Поронайский", городской округ "Смирныховский", "Тымовский городской округ" и городской округ "Город Южно-Сахалинск".

По сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 года наметилась положительная динамика демографических процессов. В среде коренных народов выросло число ульта (ороков), нивхов, эвенков.

Около 70% представителей коренных народов проживают в сельской местности. С 2005 года наблюдается рост количества созданных и зарегистрированных общин (семейно-родовых и территориально-соседских) как признанной формы самоорганизации коренных народов в целях ведения традиционных образа жизни и хозяйствования.

На территории Сахалинской области на 01 августа 2011 года зарегистрировано 56 родовых хозяйств и общин коренных народов Сахалинской области, из них территориально-соседских общин - 14; семейно-родовых общин - 14; родовых, крестьянско-фермерских хозяйств и общин - 28. Из числа видов традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 631-р, для коренного сообщества Сахалинской области характерны рыболовство, оленеводство, охота, собирательство дикоросов, собаководство, художественные промыслы. Именно эти исторически сложившиеся виды традиционной хозяйственной деятельности являются этнообразующей и этносохраняющей базой для коренных народов. Исконная среда обитания и традиционный образ жизни, традиционная хозяйственная деятельность коренных народов составляют единый комплекс, обеспечивающий самоидентификацию и сохранение коренных народов. Традиционной хозяйственной деятельности коренных народов региона присуща своя специфика. При всей общности коренные народы относятся к различным языковым группам, осуществляют разные виды хозяйственной деятельности, проживают в разных природно-климатических условиях, ареалах обитания объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Также действуют иные факторы, обусловливающие специфику жизнедеятельности коренных народов.

Процессы глобализации оказывают определяющее влияние на социально-экономическую жизнь, традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы именно в период активного промышленного освоения их исконной среды обитания. В связи с этим произошел рост этнического самосознания коренных народов - активно действуют региональный Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее - региональный Совет), 12 общественных объединений коренных народов, а также советы коренных народов при органах местного самоуправления.

Региональное законодательство Сахалинской области как субъекта Российской Федерации отражает многие аспекты жизнедеятельности коренных народов. Оно направлено на комплексное решение задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных этносов. Создание институтов по защите конституционных прав и интересов коренных народов Севера (представитель коренных народов при Сахалинской областной Думе и регионального Совета) является отличительной особенностью Сахалинской области как субъекта Российской Федерации в выстраивании процессов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных народов по защите их конституционных прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки экономического и социального развития коренных народов. С 2007 года общий объем финансирования областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2007 - 2011 годы" из областного бюджета вырос более чем на 20 миллионов рублей. С 2009 года по Соглашению с Министерством регионального развития Российской Федерации Сахалинской области выделяется субсидия из федерального бюджета на развитие инфраструктуры, культуры, образования и общин коренных народов в местах их традиционного проживания.

При аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области много лет действует структурное подразделение, координирующее региональную Программу, финансовую поддержку из федерального бюджета и в целом вопросы социально-экономического развития коренных народов в рамках Первого и Второго Международных десятилетий коренных народов мира. Однако ни в одном из муниципальных образований мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов таких структурных подразделений не существует, что отрицательно сказывается на эффективности реализации государственной национальной политики в целом.

В Сахалинской области сформировалась практика взаимодействия коренных народов с крупными промышленными компаниями в рамках государственно-частного партнерства. Ярким примером передового международного опыта служит План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина на основании трехсторонних Соглашений от 25 мая 2006 года и от 14 декабря 2010 года о сотрудничестве и взаимодействии между Правительством Сахалинской области, региональным Советом и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД".

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, положение коренных народов осложнено: патерналистская политика в советский исторический период привела к нарушению традиционного уклада жизни; в условиях интенсивного промышленного освоения природных ресурсов возрастают экологические риски; объемы производства традиционных видов хозяйственной деятельности при отсутствии материально-технического оснащения, современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов неконкурентноспособны в новых экономических реалиях.

Существенными проблемами для коренных народов, ведущих традиционную хозяйственную деятельность и проживающих в труднодоступных населенных пунктах, являются дефицит и дороговизна электроснабжения, несоответствие системы связи современному техническому прогрессу (отсутствие интернета, мобильной связи), некомфортные жилищно-бытовые условия проживания, которые заключаются в преобладании ветхого жилья. Места традиционного проживания коренных народов расположены вдали от транспортных магистралей, что осложняет социально-экономическое развитие северных территорий.

Большинство семей из числа коренных народов находятся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, что является основной причиной повышенной заболеваемости и смертности населения, сокращения средней продолжительности жизни и снижения рождаемости. Это связано с некомфортными жилищно-бытовыми условиями проживания, которые становятся также непривлекательными для специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры и других отраслях. На 01 августа 2011 года из 700 детей из числа коренных народов 492 ребенка проживают в малоимущих семьях, из них 61 ребенок из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Осталась в прошлом практика медицинского обслуживания представителей коренных народов выездными бригадами непосредственно в местах их традиционного проживания.

Ни в одном муниципальном образовании мест традиционного проживания коренных народов нет ни одного этнокультурного центра, оснащенного современным оборудованием для сохранения и развития традиционной культуры, родного языка, художественных ремесел.

Программа является инновационной по своему содержанию.

Предполагается осуществлять мероприятия на основе комплексного подхода в соответствии со следующими приоритетами развития:

- модернизация традиционных промыслов коренных народов;

- развитие материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов;

- решение проблем социальной сферы, жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктур и создание материальных объектов традиционной культуры;

- государственная поддержка общественных объединений коренных народов.

Основной риск рассматриваемого варианта заключается в том, что мероприятия по модернизации традиционных промыслов коренных народов и развитию материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов потребуют софинансирования из местных бюджетов и из федерального бюджета. Определить точно данный источник финансирования из федерального бюджета не представляется возможным, т.к. он напрямую зависит от уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона и количества проживающих в нем лиц, относящихся к коренным народам.

Государственная национальная политика в отношении коренных народов реализуется благодаря взаимодействию многих субъектов, среди которых: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения коренных народов.

В условиях действующего законодательства основным механизмом работы с субъектами, особенно с муниципальными образованиями в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, является обеспечение поддержки социально-экономического развития. Программа способствует концентрации и эффективному применению всех ресурсов для целей системного и устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности коренных народов. Программа способствует созданию благоприятного имиджа территории среди 28 субъектов Российской Федерации, в которых проживают коренные народы. Программа как инструмент управления обеспечивает тесную взаимосвязь процессов, происходящих в сфере жизнедеятельности коренных народов, с процессами, происходящими в обществе.

Новая социально-экономическая стратегия Сахалинской области, тенденции современных межнациональных и межконфессиональных процессов обусловили изменение ориентиров и приоритетов национальной политики области. Устойчивое развитие коренных народов предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.

Отличительной чертой национальной политики стал перенос акцентов с патерналистского подхода к повышению ответственности самих общин коренных народов в стремлении к саморазвитию и самообеспечению.

Территориальный анализ проблемы обуславливает возможность ее решения только в рамках комплексного подхода путем использования программно-целевого метода, целесообразность которого определяется следующими факторами:

- потребность в координации усилий участников Программы в достижении ее целей и задач;

- оперативное управление процессом реализации Программы;

- стимулирование коренного сообщества к участию в реализации мероприятий Программы.

Реализация Программы позволит достигнуть социально-значимых целей устойчивого социально-экономического и этнокультурного развития коренных народов при участии всех субъектов реализации государственной национальной политики в отношении коренных народов, обеспечит эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств.

2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы


Программа является основой государственной политики в отношении коренных народов на долгосрочную перспективу.

Выбор цели Программы опирается на Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2011 - 2016 годы и анализ сложившихся тенденций в сфере жизнедеятельности коренных народов в предыдущие годы.

Основная цель Программы - создание в Сахалинской области условий для формирования устойчивого развития коренных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Для достижения цели определены следующие задачи:

- сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных народов;

- развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;

- повышение качества жизни коренных народов.

В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по модернизации традиционных промыслов коренных народов, развитию материально-технической базы общин и родовых хозяйств коренных народов, решению проблем социальной сферы, жилищной, коммунальной, транспортной, энергетической инфраструктур; создание материальных объектов традиционной культуры и государственная поддержка общественных объединений коренных народов.

Программа реализуется в период с 2012 по 2016 год. Целесообразно этапами реализации Программы определять календарный год и по итогам года проводить анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств, оценивать основные целевые индикаторы и показатели.

3. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий, ориентированная на решение приоритетных целей и задач, состоит из следующих разделов:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»