Современное состояние и конфигурация улично-дорожной сети города не соответствует предъявляемым к ней требованиям и характеризуется следующими недостатками, в основном повторяющими недостатки дорожной сети области:
Низкий технический уровень дорожной сети. Около 60 процентов от протяженности сети общего пользования составляют дороги и улицы, не соответствующие стандартам, установленным для дорог общего пользования и улиц, с транспортно-эксплуатационными параметрами ниже минимальных стандартов, необходимых по их категориям и значению. Более 54 процентов от общей протяженности уличной сети составляют грунтовые дороги. Уровень благоустройства улиц довольно низок.
Низкие показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений. По оценкам более 70% протяжения сети автомобильных дорог общего пользования и улиц городского округа не соответствует нормативам по потребительским свойствам или транспортно-эксплуатационным показателям (ровности покрытия, геометрическим параметрам в плане и профиле, прочности дорожной одежды). Водоотвод с проезжей части улиц практически не обеспечен в связи с тем, что водоприемные колодцы забиты илом или закрыты асфальтом. Существующий бортовой камень практически на всем протяжении пришел в негодность и требует замены. Для мостового хозяйства характерна крайняя запущенность подмостовых габаритов и проезжей части существующих мостов. Основная часть мостов - постройки 1968 - 1980 гг., большая часть из них не подвергалась капитальному ремонту и не соответствует по ширине и весовым нагрузкам современным параметрам движения, в особенности - на магистральных направлениях;
Низкий уровень обеспечиваемой транспортной доступности отдельных районов города. Слабое развитие широтных улично-дорожных направлений, обеспечивающих корреспонденции западной и восточной частей города, разделенных железной дорогой, наличие пересечений с ней в одном уровне, а также недостаточные мощности мостов через многочисленные водотоки, пересекающие территорию города, существенно ограничивают возможности населения по перемещению на территории города;
Низкий уровень пространственного развития дорожной сети общего пользования. Средняя плотность магистральной улично-дорожной сети города более чем в 2 раза ниже нормативной. Магистральная улично-дорожная сеть города характеризуется значительной протяженностью в меридиональном направлении со слабыми поперечными связями. Низкая плотность и неоптимальная конфигурация улично-дорожной сети существенно ограничивают возможности пользователей по выбору маршрута поездки (перевозки), что приводит к вынужденному значительному перепробегу транспорта, а также повышают экономические и социальные риски на территории города;
Низкая транспортная эффективность автодорожной сети. Ввиду исчерпания пропускной способности улично-дорожной сети города средняя скорость движения на отдельных участках сети не превышает 15 - 20 км/час, что увеличивает транспортно-эксплуатационные расходы пользователей более чем в 2 раза. В целом, с учетом расходов, связанных с повышенным износом, дефектами и неровностями проезжей части улиц, транспортно-эксплуатационные издержки пользователей автомобильными дорогами области увеличиваются более чем в 4 раза по сравнению с нормальными дорожными условиями.
Несоответствие конструктивных параметров дорог эксплуатационным требованиям используемого на них автомобильного парка. Проезжие части улиц города рассчитаны на пропуск нагрузок 6 - 10 тонн на ось. Ввиду более чем 60% износа дорожной сети, низкой прочности грунтовых оснований, дорожных одежд и покрытий (при их наличии) на фоне недостаточных объемов восстановления транспортно-эксплуатационных параметров автомобильных дорог, фактически приемлемые нагрузки на сеть - не более 6 тонн на ось. При этом средняя грузоподъемность эксплуатируемого парка грузовых автомобилей составляет порядка 9 тонн, в том числе дизельных - более 14 тонн. Поскольку большинство дорог не отвечает данным требованиям, здесь отмечается ускоренное разрушение дорожных покрытий и одежд, при сокращении межремонтных сроков их службы от 2-х до 4-х раз по отношению к нормативу.
Слабое развитие инженерного обустройства автомобильных дорог и улиц, низкий уровень обеспеченной безопасности дорожного движения. Такая ситуация непосредственным образом отражается на комфортности и безопасности движения по автомобильным дорогам. В частности, около 25% дорожно-транспортных происшествий, подлежащих государственному статистическому учету органами ГИБДД, происходит вследствие неудовлетворительного состояния дорожного полотна, дорожной разметки и отсутствия соответствующих знаков. Ежегодно на дорогах города регистрируется порядка 700 ДТП, в том числе более 150 - связанных с неудовлетворительными дорожными условиями. Количество пострадавших в ДТП составляет порядка 900 человек, погибших - около 60 человек, в том числе причиной гибели более 40% из них послужили неудовлетворительные дорожные условия. Основными сопутствующими дорожными условиями являются: отсутствие тротуаров и освещения вдоль автодорог, несоответствие геометрических параметров категории дороги, низкие сцепные качества покрытия.
Избыточная экологическая и транспортная обремененность дорожной сети. Ввиду того, что по территории города, преимущественно в центральной его части, проходит значительный поток транзитного транспорта в меридиональном направлении, здесь возникает конфликт интересов: (а) пользователей автомобильных дорог, несущих дополнительные издержки, связанные с ограничением скорости и заторами движения; (б) жителей города, несущих дополнительные издержки, связанные с шумовой нагрузкой и выбросами вредных веществ в атмосферу, с дополнительными затратами времени по перемещениям в пределах населенного пункта; (в) дорожных служб, несущих дополнительные издержки, связанные с обеспечением безопасности движения, а также с мероприятиями по благоустройству территории населенных пунктов и повышенным уровнем затрат на содержание и ремонты участков дорог в пределах города. Проведенным в 2007 году геоэкологическим зонированием территории города установлено, что вся территория Южно-Сахалинска, особенно вдоль магистральных направлений, подвержена повышенному шумовому воздействию и возрастающей концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Состояние атмосферного воздуха на территории областного центра характеризуется превышением ПДК по содержанию двуокиси азота - в 2,7 раза, окиси азота - в 1,3 раза, взвешенных веществ - в 1,3 раза, сажи - в 3,5 раза, формальдегида - в 6 раз.
Ежегодно на сети автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории областного центра, выполняются работы по текущему и капитальному ремонту дорог общей площадью порядка 250 тыс. кв. метров (около 7% всей площади дорог). На текущее содержание, капитальный ремонт и строительство улично-дорожной сети ежегодно направляется порядка 800 млн. рублей.
Ввиду того, что эти объемы не в состоянии восполнить нарастающий физический и моральный износ автомобильных дорог в условиях экономического роста и повышения потребностей в автомобилизации и мобильности населения, возникает проблема увеличивающегося несоответствия транспортно-эксплуатационного потенциала городской дорожной системы потребностям и вызовам социально-экономического развития города.
Названные выше ограничения, связанные с состоянием городской дорожной сети, не позволяют сформировать здесь развитую и эффективную экономическую систему с низкими внутренними операционными издержками и с высокой пространственной связностью территории, а также с низкой энергоемкостью транспортного сектора. Это существенно ограничивает конкурентоспособность города в сравнении с другими областными и краевыми центрами региона. Названные выше факторы ограничивают также возможности для активного и свободного развития предпринимательства и рынков на территории города, повышения его инвестиционной привлекательности, что не позволит задействовать имеющийся потенциал для устойчивого роста и развития всей экономической системы области.
При данном состоянии дорожной системы не могут быть обеспечены также низкая стоимость эксплуатации автомобилей, возможность гарантированного и комфортного проезда на них из одной части города в любую другую его часть. Все это, даже в условиях повышения уровня благосостояния населения в результате общего экономического роста, не сможет обеспечить формирование здесь качественно новой среды, базирующейся на высоком уровне мобильности населения и системы товародвижения, использовании новейших транспортных технологий во всех сферах жизнедеятельности населения и экономики. В результате будут действовать ограничения на расширение потребностей и возможностей личностного развития, самореализации каждого жителя области, общего повышения качества и уровня жизни населения, на повышение привлекательности внешнего и внутреннего имиджа города, на закрепление существующего и привлечение нового населения, на устойчивое воспроизводство качественного человеческого потенциала на его территории.