Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2011 года N 382

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 12.07.2013 N 352}

{Изменения:
постановление Правительства Сахалинской области от 16.11.2011 N 470;
постановление Правительства Сахалинской области от 06.02.2012 N 57;
постановление Правительства Сахалинской области от 02.05.2012 N 201;
постановление Правительства Сахалинской области от 20.06.2012 N 297;
постановление Правительства Сахалинской области от 03.12.2012 N 593;
постановление Правительства Сахалинской области от 20.03.2013 N 129;
постановление Правительства Сахалинской области от 03.12.2013 N 676}

В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Сахалинской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В.Хоточкина.

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области от 20.09.2011 N 382
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 16.11.2011 N 470}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 02.05.2012 N 201}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 20.06.2012 N 297}

{ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 03.12.2012 N 593}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 20.03.2013 N 129}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"

Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа)

Основание для разработки
 Программы

Распоряжение Правительства Сахалинской области от 05.08.2011 N 560-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года"

Заказчик Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчик Программы

Министерство экономического развития
 Сахалинской области

Цель (цели) Программы

Создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, повышения его роли в социально-экономическом развитии Сахалинской области

Задачи Программы

1. Совершенствование нормативной правовой базы предоставления мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
 2. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональных и международных рынках.
 3. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
 4. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
 5. Поддержка начинающих предпринимателей.
 6. Совершенствование системы подготовки кадров.
 7. Поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
 8. Предоставление финансовой поддержки субъектам и малого и среднего предпринимательства.
 9. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций.
 10. Предоставление методической, информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства

Мероприятия Программы

1. Нормативное правовое и организационное обеспечение малого и среднего предпринимательства.
 2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
 3. Развитие информационно-консультационной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, популяризация предпринимательства.
 4. Развитие кадрового потенциала малого и среднего предпринимательства.
 5. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
   6. Субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятий муниципальных программ по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
 7. Продвижение товаров, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства на территории Сахалинской области, на региональные рынки субъектов Российской Федерации и иностранных государств.
 8. Развитие молодежного предпринимательства.
 9. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере ремесел и народных промыслов
 10. Реализация остатков субсидии, ранее предоставленной из федерального бюджета.
 {пункт 10 введен постановлением Правительства Сахалинской области от 02.05.2012 N 201 }
 11. Субсидии на возмещение затрат на проведение аттестации рабочих мест СМСП
 {пункт 11 введен постановлением Правительства Сахалинской области от 02.05.2012 N 201 }

Сроки реализации
 Программы

2012 - 2018 годы

Исполнители Программы

- министерство экономического развития
 Сахалинской области;

 - министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области;

 - министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области;

 - министерство строительства Сахалинской области;

 - министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области;

 - министерство образования Сахалинской области;

 - министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Сахалинской области;

 - министерство финансов Сахалинской области;

 - министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области;

 -министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

 - Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области;

 - агентство по рыболовству Сахалинской области;

 - агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области;

 - агентство по труду Сахалинской области

Подпрограммы

Нет

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий - 758 300 тыс. руб., в том числе по годам:
 2012 год - 66 950 тыс. руб.;

 2013 год - 86 600 тыс. руб.;

 2014 год - 90 400 тыс. руб.;

 2015 год - 129 350 тыс. руб.;

 2016 год - 128 100 тыс. руб. ;

 2017 год - 128 700 тыс. руб.;

 2018 год - 128 200 тыс. руб.
 Из них по источникам:
 Средства областного бюджета Сахалинской области - 758 300 тыс. руб., в том числе по годам:
 2012 год - 66 950 тыс. руб.;

 2013 год - 86 600 тыс. руб.;

 2014 год - 90 400 тыс. руб.;

 2015 год - 129 350 тыс. руб.;

 2016 год - 128 100 тыс. руб.;

 2017 год - 128 700 тыс. руб.;

 2018 год - 128 200 тыс. руб.
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 16.11.2011 N 470 }
 {в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 02.05.2012 N 201 }

Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы)

Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
 1. Экономическая эффективность:
 - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства за период реализации Программы на 10%;

 - увеличение оборота малых и средних предприятий за период реали зации Программы
 на 40%;

 - увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовом региональном продукте за период реализации Программы до 9,5%.
 2. Социальная эффективность:
 - увеличение доли занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике
 области за период реализации Программы
 до 32,8%;

 - увеличение среднемесячной зарплаты на малых предприятиях на 30%.
 3. Бюджетная эффективность:
 - увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области от субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД для отельных видов деятельности, за период реализации Программы на 25%

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Мировой опыт стран с классической системой рыночных отношений показывает, что весьма важную роль в экономике играет малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Оно является мотором развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. Широкомасштабное, тщательно внедренное по направлениям и поддерживаемое государством развитие его позволяет экономически развитым странам эффективно решать многие задачи производственного, коммерческого, финансового и научно-технического характера.

МСП способствует достижению оптимальной структуры экономики, формированию и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйственной деятельности, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты деятельности.

МСП присущи гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры, что не может не способствовать стабилизации макроэкономических процессов в стране.

В период становления и развития рыночных отношений МСП нуждается в особом внимании и серьезной поддержке как со стороны государственных органов власти, так и общественных объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций, агентств, торгово-промышленных палат). Для этого необходима единая скоординированная политика, система программных мероприятий, взаимоувязанных в межотраслевом, внутриотраслевом, региональном и временном масштабах.

Президентом России Дмитрием Медведевым был положен четкий курс на развитие предпринимательства и выхода его на показатели, сопоставимые с европейскими.

Сегодня активно меняется правовая среда, в развитие бизнеса государством стали вкладываться существенные ресурсы.

На федеральном уровне принимаются меры по созданию позитивного делового климата: убираются препоны и барьеры на пути развития предпринимательства, снижается налоговое бремя, идет жесткая борьба с коррупцией, создается необходимая для развития бизнеса инфраструктура.

Аналогичную поддержку предпринимательства Правительством Российской Федерации рекомендовано осуществлять в субъектах Российской Федерации.

В экономике Сахалинской области МСП играет всевозрастающую роль, сохраняя положительную динамику роста основных показателей деятельности.

При этом МСП обладает значительным потенциалом экономического роста, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий, в том числе обеспечивает занятость населения, создает конкурентную рыночную среду, смягчает социальные проблемы. Оно формируется в основном за счет трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов экономики.

Экономическая эффективность деятельности МСП оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).

С точки зрения социального аспекта, развитие МСП - это создание дополнительных рабочих мест, обеспечение жителей необходимыми товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.

В 2011 году завершается реализация областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", в рамках которой запущены механизмы по созданию благоприятной предпринимательской среды, развитию инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, повышению эффективности данного сектора экономики.

В рамках реализации вышеуказанной программы наибольшее распространение получили следующие мероприятия финансовой поддержки СМСП Сахалинской области:

- возмещение части процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам;

- гранты начинающим предпринимателям;

- возмещение части затрат предпринимателям из числа молодежи;

- предоставление субсидий СМСП на возмещение части затрат по оплате образовательных услуг;

- займы и поручительства автономного учреждения "Фонд содействия развитию предпринимательства".

За три года реализации программных мероприятий удалось достичь положительной динамики роста основных показателей деятельности СМСП.

Так, индикаторы результативности реализации программы поддержки предпринимательства (приведены в таблице ниже), заданные в 2008 году, в 2010 году отразили качественный и количественный рост, что отражено в оценке социально-экономической эффективности областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы".

Наименование СМСП

Количество СМСП, ед.

Темпы роста
 количества СМСП, %

по состоянию
 на 01.01.2009

по состоянию
 на 01.01.2011

Малые
 предприятия

3204

7200

224,7

Средние
 предприниматели

123

184

149,6

Индивидуальные предприниматели

19593

20649

105,4

Среднемесячная заработная плата на 01 января 2011 года выросла по сравнению с 2008 годом на малых предприятиях на 4,8 тыс. рублей, или на 25,4%.

По состоянию на 01 января 2011 года число работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет около 82,2 тыс. человек, или более 29% населения, занятого в экономике Сахалинской области.

Оборот СМСП в 2010 году составил около 100 млрд. рублей, против 91 млрд. рублей в 2009 году.

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий Сахалинской области в 2010 году (без учета микропредприятий) составил 506,6 млн. рублей.

Налоговые поступления в 2010 году в консолидированный бюджет Сахалинской области от деятельности СМСП составили более 1,5 млрд. рублей.

Таким образом, итоги реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы" наглядно подтверждают эффективность принимаемых мер в сфере развития МСП.

Вместе с тем, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в сфере развития МСП, в данном секторе экономики по-прежнему сохраняются проблемы, такие как:

- недостаток собственных ресурсов у СМСП;

- высокая степень износа основных фондов и низкий уровень модернизации производств;

- высокий уровень налогов;

- значительная территориальная дифференциация СМСП (более 70% СМСП сосредоточено в областном центре);

- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

- ограниченный доступ СМСП к финансовым ресурсам;

- низкий уровень профессиональной подготовки руководителей и персонала требуемой квалификации;

- недостаточное количество СМСП, способных конкурировать на межрегиональных и международных рынках;

- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки СМСП.

Существующие проблемы, прежде всего, связаны с продолжающимся этапом становления и развития современного российского предпринимательства, вместе с тем показывающего значительные темпы роста.

Учитывая существующие проблемы, необходимо наметить и реализовать комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий функционирования и развития СМСП на территории Сахалинской области.

Решение обозначенных проблем требует использования программных методов, что позволит: распределить полномочия и ответственность, проводить мониторинг Программы, обеспечить увязку реализации мероприятий Программы по исполнителям, ресурсам, разработку муниципальных и отраслевых программ, а также организацию процесса управления и контроля.

При формировании мероприятий Программы и определении объемов их финансирования особое внимание будет уделено софинансированию муниципальных программ поддержки СМСП.

Данные меры связаны со значительным разрывом в уровне развития МСП по муниципальным образованиям Сахалинской области.

Различия наблюдаются в уровне концентрации СМСП (более 70% находится в границах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск"), в распределении по отраслевой принадлежности, в количестве занятых в малом и среднем бизнесе на душу населения и по иным показателям.

В связи с этим реальной и в полной мере отражающей информацией об уровне развития СМСП в границах муниципальных образований Сахалинской области обладают местные администрации. Мероприятие по софинансированию муниципальных программ по поддержке и развитию СМСП будет способствовать разработке органами местного самоуправления соответствующих муниципальных программ по поддержке и развитию СМСП, учитывая сложившуюся в конкретном муниципальном образовании ситуацию, что поможет увеличить эффективность мер государственной поддержки СМСП Сахалинской области.

Вместе с тем, решение проблем с использованием программных методов связано с определенными рисками, в частности:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»