ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2011 года N 382
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"
{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 12.07.2013 N 352}
{Изменения:
постановление Правительства Сахалинской области от 16.11.2011 N 470;
постановление Правительства Сахалинской области от 06.02.2012 N 57;
постановление Правительства Сахалинской области от 02.05.2012 N 201;
постановление Правительства Сахалинской области от 20.06.2012 N 297;
постановление Правительства Сахалинской области от 03.12.2012 N 593;
постановление Правительства Сахалинской области от 20.03.2013 N 129;
постановление Правительства Сахалинской области от 03.12.2013 N 676}
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа) (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Сахалинской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В.Хоточкина.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 02.05.2012 N 201}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 20.06.2012 N 297}
{ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 03.12.2012 N 593}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 20.03.2013 N 129}
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012-2015 годы и на период до 2018 года"
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки | Распоряжение Правительства Сахалинской области от 05.08.2011 N 560-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2012 - 2015 годы и на период до 2018 года" |
Заказчик Программы | Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы | Министерство экономического развития |
Цель (цели) Программы | Создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, повышения его роли в социально-экономическом развитии Сахалинской области |
Задачи Программы | 1. Совершенствование нормативной правовой базы предоставления мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. |
Мероприятия Программы | 1. Нормативное правовое и организационное обеспечение малого и среднего предпринимательства. |
Сроки реализации | 2012 - 2018 годы |
Исполнители Программы | - министерство экономического развития |
Подпрограммы | Нет |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий - 758 300 тыс. руб., в том числе по годам: |
Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы) | Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов: |
Мировой опыт стран с классической системой рыночных отношений показывает, что весьма важную роль в экономике играет малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Оно является мотором развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. Широкомасштабное, тщательно внедренное по направлениям и поддерживаемое государством развитие его позволяет экономически развитым странам эффективно решать многие задачи производственного, коммерческого, финансового и научно-технического характера.
МСП способствует достижению оптимальной структуры экономики, формированию и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйственной деятельности, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты деятельности.
МСП присущи гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры, что не может не способствовать стабилизации макроэкономических процессов в стране.
В период становления и развития рыночных отношений МСП нуждается в особом внимании и серьезной поддержке как со стороны государственных органов власти, так и общественных объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций, агентств, торгово-промышленных палат). Для этого необходима единая скоординированная политика, система программных мероприятий, взаимоувязанных в межотраслевом, внутриотраслевом, региональном и временном масштабах.
Президентом России Дмитрием Медведевым был положен четкий курс на развитие предпринимательства и выхода его на показатели, сопоставимые с европейскими.
Сегодня активно меняется правовая среда, в развитие бизнеса государством стали вкладываться существенные ресурсы.
На федеральном уровне принимаются меры по созданию позитивного делового климата: убираются препоны и барьеры на пути развития предпринимательства, снижается налоговое бремя, идет жесткая борьба с коррупцией, создается необходимая для развития бизнеса инфраструктура.
Аналогичную поддержку предпринимательства Правительством Российской Федерации рекомендовано осуществлять в субъектах Российской Федерации.
В экономике Сахалинской области МСП играет всевозрастающую роль, сохраняя положительную динамику роста основных показателей деятельности.
При этом МСП обладает значительным потенциалом экономического роста, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий, в том числе обеспечивает занятость населения, создает конкурентную рыночную среду, смягчает социальные проблемы. Оно формируется в основном за счет трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов экономики.
Экономическая эффективность деятельности МСП оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).
С точки зрения социального аспекта, развитие МСП - это создание дополнительных рабочих мест, обеспечение жителей необходимыми товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.
В 2011 году завершается реализация областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", в рамках которой запущены механизмы по созданию благоприятной предпринимательской среды, развитию инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, повышению эффективности данного сектора экономики.
В рамках реализации вышеуказанной программы наибольшее распространение получили следующие мероприятия финансовой поддержки СМСП Сахалинской области:
- возмещение части процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам;
- гранты начинающим предпринимателям;
- возмещение части затрат предпринимателям из числа молодежи;
- предоставление субсидий СМСП на возмещение части затрат по оплате образовательных услуг;
- займы и поручительства автономного учреждения "Фонд содействия развитию предпринимательства".
За три года реализации программных мероприятий удалось достичь положительной динамики роста основных показателей деятельности СМСП.
Так, индикаторы результативности реализации программы поддержки предпринимательства (приведены в таблице ниже), заданные в 2008 году, в 2010 году отразили качественный и количественный рост, что отражено в оценке социально-экономической эффективности областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы".
Наименование СМСП | Количество СМСП, ед. | Темпы роста | |
по состоянию | по состоянию | ||
Малые | 3204 | 7200 | 224,7 |
Средние | 123 | 184 | 149,6 |
Индивидуальные предприниматели | 19593 | 20649 | 105,4 |
Среднемесячная заработная плата на 01 января 2011 года выросла по сравнению с 2008 годом на малых предприятиях на 4,8 тыс. рублей, или на 25,4%.
По состоянию на 01 января 2011 года число работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет около 82,2 тыс. человек, или более 29% населения, занятого в экономике Сахалинской области.
Оборот СМСП в 2010 году составил около 100 млрд. рублей, против 91 млрд. рублей в 2009 году.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий Сахалинской области в 2010 году (без учета микропредприятий) составил 506,6 млн. рублей.
Налоговые поступления в 2010 году в консолидированный бюджет Сахалинской области от деятельности СМСП составили более 1,5 млрд. рублей.
Таким образом, итоги реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы" наглядно подтверждают эффективность принимаемых мер в сфере развития МСП.
Вместе с тем, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в сфере развития МСП, в данном секторе экономики по-прежнему сохраняются проблемы, такие как:
- недостаток собственных ресурсов у СМСП;
- высокая степень износа основных фондов и низкий уровень модернизации производств;
- высокий уровень налогов;
- значительная территориальная дифференциация СМСП (более 70% СМСП сосредоточено в областном центре);
- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- ограниченный доступ СМСП к финансовым ресурсам;
- низкий уровень профессиональной подготовки руководителей и персонала требуемой квалификации;
- недостаточное количество СМСП, способных конкурировать на межрегиональных и международных рынках;
- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки СМСП.
Существующие проблемы, прежде всего, связаны с продолжающимся этапом становления и развития современного российского предпринимательства, вместе с тем показывающего значительные темпы роста.
Учитывая существующие проблемы, необходимо наметить и реализовать комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий функционирования и развития СМСП на территории Сахалинской области.
Решение обозначенных проблем требует использования программных методов, что позволит: распределить полномочия и ответственность, проводить мониторинг Программы, обеспечить увязку реализации мероприятий Программы по исполнителям, ресурсам, разработку муниципальных и отраслевых программ, а также организацию процесса управления и контроля.
При формировании мероприятий Программы и определении объемов их финансирования особое внимание будет уделено софинансированию муниципальных программ поддержки СМСП.
Данные меры связаны со значительным разрывом в уровне развития МСП по муниципальным образованиям Сахалинской области.
Различия наблюдаются в уровне концентрации СМСП (более 70% находится в границах муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск"), в распределении по отраслевой принадлежности, в количестве занятых в малом и среднем бизнесе на душу населения и по иным показателям.
В связи с этим реальной и в полной мере отражающей информацией об уровне развития СМСП в границах муниципальных образований Сахалинской области обладают местные администрации. Мероприятие по софинансированию муниципальных программ по поддержке и развитию СМСП будет способствовать разработке органами местного самоуправления соответствующих муниципальных программ по поддержке и развитию СМСП, учитывая сложившуюся в конкретном муниципальном образовании ситуацию, что поможет увеличить эффективность мер государственной поддержки СМСП Сахалинской области.
Вместе с тем, решение проблем с использованием программных методов связано с определенными рисками, в частности: