ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 августа 2010 года N 370
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 31.07.2013 N 394}
{Изменения:
Постановление Правительства Сахалинской области от 18.10.2010 N 504;
Постановление Правительства Сахалинской области от 26.05.2011 N 198;
Постановление Правительства Сахалинской области от 01.08.2011 N 305;
Постановление Правительства Сахалинской области от 03.11.2011 N 448;
Постановление Правительства Сахалинской области от 16.12.2011 N 545;
Постановление Правительства Сахалинской области от 13.04.2012 N 176;
постановление Правительства Сахалинской области от 25.06.2012 N 306;
постановление Правительства Сахалинской области от 21.09.2012 N 466;
постановление Правительства Сахалинской области от 24.12.2012 N 651;
постановление Правительства Сахалинской области от 05.04.2013 N 163;
постановление Правительства Сахалинской области от 30.07.2013 N 391;
постановление Правительства Сахалинской области от 11.12.2013 N 713}
В целях устойчивого развития сферы культуры Сахалинской области, достижения целей Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года, а также в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 25 февраля 2010 года N 81-р "О Концепции развития культуры Сахалинской области на 2010 - 2015 годы" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие культуры Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова), министерству экономического развития (С.А.Карпенко) при разработке Закона Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2011 год" предусмотреть средства на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие культуры Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) и включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
3. Установить, что в ходе реализации Программы программные мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными в законе Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области принять муниципальные программы развития культуры.
5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 03.11.2011 N 448}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 16.12.2011 N 545}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 13.04.2012 N 176}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 25.06.2012 N 306}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 21.09.2012 N 466;
в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 24.12.2012 N 651}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 05.04.2013 N 163}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 30.07.2013 N 391}
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 11.12.2013 N 713}
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие культуры Сахалинской области на 2011 - 2015 годы"
Наименование Программы | "Развитие культуры Сахалинской области на 2011 - 2015 годы" |
Основание для разработки Программы | Закон Сахалинской области от 16.10.2000 N 222 "О культуре"; |
Заказчик Программы | Правительство Сахалинской области |
Цели Программы | 1. Обеспечение единого культурного пространства и доступности культурных ценностей вс ем слоям населения. |
Задачи Программы | Совершенствование регионального правового пространства сферы культуры; |
Мероприятия Программы | 1. Корректировка и совершенствование действующего законодательства Сахалинской области в сфере культуры, принятие новых нормативных актов. |
Исполнители Программы | Министерство культуры Сахалинской области |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию Программы: |
Планируемые результаты Программы | Создание условий для успешного функционирования объектов культуры в период 2011 - 2015 годов, выравнивание культурного пространства области. |
Сфера культуры Сахалинской области представлена сетью учреждений культуры в количестве 346 единиц, в том числе 329 муниципальных. На территории Сахалинской области выявлено 1876 памятников истории и культуры, из них состоят на государственной охране 162, в том числе федерального значения - 4, местного значения - 158.
В Сахалинской области функционируют практически все виды учреждений культуры. Услуги культуры населению предоставляет ряд частных концертных организаций и кинотеатров, располагающих 7 кинозалами. Эти учреждения обеспечивают обслуживание до 30% зрителей и слушателей от общего объема посетителей государственных и муниципальных театрально-зрелищных учреждений.
В формировании культурного пространства области участвуют общественные организации и творческие союзы, Сахалинский региональный фонд культуры.
Состояние культуры Сахалинской области определяется рядом тенденций последних лет. Объемы финансирования сферы культуры стабильны. Выделяются бюджетные средства на проведение капитального ремонта зданий и помещений, обновление материально-технической базы и оснащение оборудованием государственных и муниципальных учреждений культуры. Достижения культуры востребованы населением области, существует высокая степень толерантности во взаимоотношениях представителей различных национальностей, обусловленная в том числе целенаправленной работой учреждений культуры, формируются творческие коллективы стабильного художественного уровня.
Вместе с тем имеет место отсутствие эффективной системы обновления и повышения качества услуг ввиду исчерпанного материального ресурса подавляющего числа учреждений. Сохраняется тенденция сокращения сети учреждений, с 2005 года она сокращена на 18 единиц.
Исходя из рекомендованных социальных нормативов (распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р, от 13.07.2007 N 923-р), в Сахалинской области недостает 37 библиотек, 102 клубных учреждений, 13 музеев, 9 парков культуры и отдыха, 1 кинотеатра, 7 детских школ искусств, 798 посадочных мест в концертных учреждениях (концертный зал).
Требуют капитального ремонта 114 учреждений культуры, в большинстве муниципальных учреждений существует проблема безопасного пребывания граждан в культурно-досуговых учреждениях культуры. Требуется отреставрировать 46 памятников, состоящих на государственной охране, это около 25%.
Необходимо приобрести 29 единиц транспортных средств, в том числе специализированных, 39 единиц специального сценического оборудования, 255 единиц профессионального звукоусилительного и светотехнического оборудования, около 400 единиц музыкальных инструментов.
Большинство учреждений культуры расположено в приспособленных помещениях и в жилом фонде. Единицы - в специально спроектированных зданиях постройки 1960 - 1970-х годов. Строительство новых, современных зданий, возобновленное в последние 3 года, создает условия для повышения качества и расширения спектра услуг культуры, но такие примеры редки.
Одна из острых проблем - отсутствие концертного зала в областном центре, что является причиной сдерживания роста филармонических услуг и снижения показателей областных концертных организаций.
Сохраняется неравномерность предоставления услуг учреждений культуры в различных муниципальных образованиях, так, например, поступление новой литературы на 1 тысячу жителей различается почти в 5 раз (4,75), среднее число клубных формирований на 1 тысячу жителей - в 6,5 раза, среднее число культурно-досуговых мероприятий на 1 тысячу жителей - в 7 раз.
Осуществляется многоканальное финансирование сферы культуры области. В 2010 году в бюджете Сахалинской области на объекты культуры и содержание их деятельности запланированы средства в объеме 952,02 млн. руб., из них средства учреждений от платной деятельности и целевые средства (гранты) составляют около 33 млн. руб., средства министерства строительства Сахалинской области - 84 млн. руб., средства агентства по развитию Курильских островов и инвестиционных программ Сахалинской области - 50 млн. руб. Инвестиции частного бизнеса составили 236 млн. руб. (пятизальный кинотеатр на 600 посадочных мест в торгово-развлекательном комплексе "Сити Молл", кинотеатр "Панорама" на 130 посадочных мест). Расходы муниципальных образований на сферу культуры составят в 2010 году 1166 млн. руб. Таким образом, общий объем направленных в 2010 году финансовых средств на создание условий для предоставления услуг культуры составит 2236,02 млн. руб.
Несмотря на стабильное в целом финансирование отрасли, в 8 муниципальных образованиях сократилось количество читателей в библиотеках, количество клубных формирований, в 10 муниципальных образованиях - количество участников клубных формирований.
Основной причиной снижения показателей деятельности учреждений культуры является недостаток кадров высокой квалификации, восполнять который за счет притока молодых специалистов не позволяют низкий уровень оплаты труда и отсутствие жилья, а также отсутствие современных условий для занятия творчеством, недостаточное количество новых книг в библиотеках.
Программно-целевое планирование в сфере культуры Сахалинской области на протяжении последних 3 лет осуществлялось только в форме ведомственных целевых программ и не предполагало решений проблем стратегического порядка. Областная целевая программа развития культуры Сахалинской области действовала в 2000 - 2001 годах.
В настоящее время существует ряд областных целевых программ, предусматривающих отдельные мероприятия в сфере культуры. Однако они не решают всего комплекса проблем, стоящих перед сферой культуры, не обеспечивают ее системного развития, что не способствует достижению приоритетных целей культурной политики в Сахалинской области.
Многообразие направлений деятельности сферы культуры делает невозможным решение стоящих проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач. Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях, предотвратить их распыление.
Значительная часть затрат, связанных с реализацией Программы, приходится на проведение строительных работ, работ по капитальному ремонту и реставрации объектов культуры.
В рамках реализации системы мероприятий Программы предусматривается поддержка муниципальных программ развития культуры, так как от работы органов местного самоуправления зависит развитие культуры как массового проявления, донесение принципов государственной политики в области культуры до каждого жителя. Органы местного самоуправления оказывают также значительное влияние на развитие культуры в сельской местности. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не подкреплена достаточными ресурсами, в том числе финансовыми ресурсами самих муниципальных образований, что порождает неравномерность в объемах и качестве предоставляемых услуг культуры населению Сахалинской области.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации указанных полномочий, а также в целях сохранения культурных традиций, сложившихся на территории муниципальных образований области, в рамках реализации настоящей Программы Правительство Сахалинской области предоставит в 2011 - 2015 годах на поддержку муниципальных проектов в сфере развития культуры средства областного бюджета в виде грантов на поддержку инноваций в контексте целей и задач Программы, а также на реализацию совместных мероприятий, предусмотренных пунктами системы мероприятий Программы.
Указанные финансовые средства будут распределены между муниципальными образованиями и другими субъектами культурной деятельности (государственными учреждениями культуры, общественными объединениями и творческими союзами, предприятиями малого бизнеса и другими) посредством конкурсного отбора, осуществляемого комиссией, созданной агентством по культуре Сахалинской области на основе Порядка, утвержденного Правительством Сахалинской области.
Условием поддержки культурных проектов муниципальных образований Сахалинской области являются утвержденные программы развития культуры муниципального образования, содержащие в том числе следующие мероприятия:
- обеспечение пожарной безопасности в муниципальных учреждениях культуры;
- проведение массовых мероприятий;
- развитие муниципальных учреждений культуры;
- развитие услуг культуры в сельской местности (при наличии на территории муниципального образования сельской местности);
- реализация мер по энергосбережению в муниципальных учреждениях культуры.
Важнейшим условием предоставления грантов из средств областного бюджета является обеспечение органами местного самоуправления эффективного и своевременного освоения выделяемых средств.
Иные мероприятия также могут быть включены в соответствующую программу развития культуры муниципального образования и могут быть приняты для софинансирования в виде грантов из средств областного бюджета на поддержку инноваций в сфере культуры.
Объем софинансирования муниципальных программ не может быть выше 70% от объема средств, направляемых для реализации программы из бюджета соответствующего муниципального образования. При этом на реализацию программы одного муниципального образования не может быть выделено более 70% от общего объема средств областного бюджета, предусмотренного для реализации настоящей Программы на соответствующий календарный год.
Условием поддержки проектов государственных учреждений, общественных объединений, творческих союзов, предприятий малого бизнеса и других участников конкурсного отбора является соответствие целям и задачам Программы, наличие инновационной составляющей. Объемы софинансирования определяются исходя из особенностей проекта в соответствии с действующим законодательством.
Софинансирование не может быть направлено на реализацию мероприятий по консалтинговым услугам и выполнению научно-исследовательских работ.
Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов на сферу культуры и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Сахалинской области.
Реализация Программы позволит достигнуть социально значимых целей при участии всех субъектов культурной деятельности, обеспечит эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств и иных ресурсов.
К основным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
- разрушение единого культурного пространства области;
- сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала";
- нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям различных групп граждан;
- потерю квалифицированных кадров в отрасли;
- потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа над темпами их восстановления и консервации;