(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2018 N 311)
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим к стратегическим целям развития страны относятся повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
В настоящее время система социальной защиты населения представляет собой самостоятельную, разветвленную, многопрофильную отрасль, объемы работы которой за последние годы значительно возрастают. Об этом свидетельствует и увеличение объемов денежных средств, направляемых в социальную сферу.
Современную систему социальной поддержки граждан в Сахалинской области характеризуют следующие важнейшие качественные показатели.
1. Распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и Сахалинской областью, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях, а также государственными внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации).
В Российской Федерации вопросы социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены федеральными законами, включая Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и другие.
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 29.06.2018 N 311)
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 29.09.2022 N 440)
В пределах полномочий на территории Сахалинской области приняты Законы от 28.12.2010 N 127-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области", от 06.12.2010 N 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области", от 25.12.2015 N 126-ЗО "О детях войны в Сахалинской области", от 09.03.2011 N 21-ЗО "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей", и другие.
Указанные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой в виде социальной поддержки населения.
2. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении мер социальной поддержки.
Совершенствование исполнения государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, повышение доступности качественных государственных услуг широкому кругу получателей невозможны без внедрения новых технологий, инновационных подходов, перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме.
Поэтому с целью повышения уровня качества и доступности государственных услуг в сфере социальной поддержки ведется работа по осуществлению очередного этапа перехода их предоставления в электронном виде.