Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие здравоохранения Тверской области на период 2004-2008 годы"

ПАСПОРТ областной целевой программы "Развитие здравоохранения Тверской области на период 2004-2008 годы"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Развитие здравоохранения Тверской области на период 2004 - 2008 годы".

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Тверской области___________ от 06.02.2002 г. N 36-ра.

Государственный заказчик

Департамент здравоохранения Тверской области

Основные разработчики Программы

- Департамент здравоохранения Тверской области;

 - Тверская государственная медицинская академия;

 - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Тверской области;

 - Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

- Цель : сохранение и улучшение здоровья граждан путем сокращения прямых и косвенных потерь за счет снижения заболеваемости и смертности, формирования здорового образа жизни. Улучшение качества, доступности и эффективности медицинской помощи путем реализации намеченных мероприятий.
 - Задачи: создание единого механизма реализации конституционных прав населения Тверской области на получение медицинской помощи за счет организации единой системы планирования здравоохранения Тверской области, обеспечение соответствия обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи с выделяемыми финансовыми ресурсами и повышения эффективности использования государственных средств.

Сроки реализации Программы

2004-2008 годы

Перечень основных мероприятий

- Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Тверской области;

 - подготовка специалистов, оказывающих медицинскую помощь населению Тверской области;

 - развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Тверской области;

 -развитие информатизации в учреждениях здравоохранения Тверской области;

 - мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области.

Исполнители основных мероприятий

- Департамент здравоохранения Тверской области;

 - Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

 - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Тверской области;

 - Департамент образования Тверской области;

 - Департамент социальной защиты населения Тверской области;

 -Тверская государственная медицинская академия,
 -Учреждения здравоохранения Тверской области;

 -ГУП "Реформа здравоохранения";

 -Исполнители отдельных мероприятий, определяемые на конкурсной основе в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Объёмы и источники финансирования____

Общий объём финансирования Программы: 4772293 тыс. рублей, в том числе:
 -федеральный бюджет - 455334 тыс. рублей;

 -областной бюджет - 4180232 тыс. рублей;

 -муниципальный бюджет - 350 тыс. рублей;

 -внебюджетные источники - 96448 тыс. рублей;

 -средства ЦГСЭН - 145 тыс. рублей;

 -кредит Всемирного Банка - 39784 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, оценка эффективности и социальных последствий реализации Программы

-Улучшение демографической ситуации в Тверской области и формирование предпосылки к последующему демографическому росту.
 -Обеспечение охвата и эффективности проводимой Всероссийской диспансеризации детей не менее 95%.
 -Снижение показателя младенческой смертности до уровня среднероссийского (13,3 - 14,0).
 -Улучшение планирования семьи и репродуктивного здоровья населения.
 -Улучшение "качества жизни" хронических больных и больных пожилого возраста.
 -Улучшение выявляемости и лечения социально-значимых заболеваний.
 -Снижение заболеваемости населения мозговыми инсультами на 10-12%, смертности от мозговых инсультов на 12-14%, от ишемической болезни сердца на 8-10%.
 -Снижение инвалидности и смертности от онкологических заболеваний на 2% .
 -Снижение частоты случаев осложнений при сахарном диабете на 25%.
 -Снижение показателя заболеваемости туберкулезом до 37,0 на 100000 населения, первичного выхода на инвалидность в 1,5 раза. Показателя смертности от туберкулёза до 10,0 на 100000 населения.
 -Замедление темпов дальнейшего развития ВИЧ-инфекции.

Система организации контроля за исполнением Программы

Непосредственный контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик - департамент здравоохранения Тверской области, который, в установленном порядке, подготавливает информацию о ходе её выполнения, использовании финансовых средств.
 Департаментом здравоохранения Тверской области осуществляется поэтапная оценка производимых мероприятий и их корректировка.. Отчет о реализации Программы представляется для утверждения в Законодательное Собрание Тверской области ежегодно.
 В части мероприятий по предложениям избирателей, включенных в данную программу, контроль за их осуществлением производится в порядке, определенном Положением о формировании и реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 26.11.2003 N 750-П-3.

{Паспорт в редакции закона Тверской области от 18.05.2004 г. N 32-зо}

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Здравоохранение является особой сферой деятельности, обеспечивающей право граждан на жизнь и здоровье, и выполняет одну из наиболее приоритетных функций в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.

Здоровье - важнейшее право человека. Этим объясняется необходимость разработки перспективной политики совершенствования здравоохранения Тверской области.

Охрана здоровья населения представляет собой совокупность мер правового, культурного научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его активной продолжительной жизни.

Географической особенностью расположения Тверской области, является её нахождение в Верхне-Волжском водном регионе. При обилии рек, озер и запасов подземных вод, обеспечение населения качественной питьевой водой является большой проблемой. Водопотребление на одного жителя составляет от 20 до 125 литров в сутки.

В области эксплуатируется 2242 водопровода, из них 2227 питаются из подземных источников и 15 из поверхностных водоисточников. Централизованным водоснабжением охвачено 80 процентов жителей Тверской области, а 20 процентов пользуются водой из рек, озер и шахтных колодцев.

Качество питьевой воды, подаваемой населению, не в полной мере соответствует санитарным нормам и правилам: 38,2 процента не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям и 11 процентов по микробиологическим.

Загрязнение почв возникает вследствие складирования промышленных и твердых бытовых отходов, применения ядохимикатов, загрязнения воздуха на промышленных территориях. В течение года на предприятиях Тверской области образуется более 102 тыс. тонн промышленных отходов. Промышленные отходы размещены в накопителях, отвалах на свалках твердых бытовых отходов, накапливаются на территории предприятий. Объекты для размещения отходов не отвечают санитарным требованиям, отсутствует система наблюдения за поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду. В области отсутствует полигон для промышленных отходов. От деятельности предприятий на территории Тверской области скопилось около 430 тонн пестицидов требующих утилизации, в том числе сильно действующие ядовитые вещества (СДЯВ) и токсические, химические вещества I-II класса опасности, химические вещества более 42 наименований. Объем твердых бытовых отходов составляет 2028 тыс. кубометров. Весь объем твердых бытовых отходов вывозится на 52 полигона, которые эксплуатируются с нарушением санитарно-гигиенических требований. На территории Тверской области ежегодно образуется до 200 несанкционированных свалок, которые представляют собой опасность для окружающей среды и здоровья населения. Из 17 разработанных проектов полигонов по утилизации твердых бытовых отходов ни один не реализован ввиду отсутствия финансирования.

Указанные причины приводят к загрязнению почв, подземных водоносных горизонтов и атмосферного воздуха. Более 6 процентов проб почвы зоны имеют превышение уровня предельно допустимых концентраций по содержанию тяжелых металлов, 21,6 процента не соответствует требованиям по микробиологическим показателям и 1,2 процента по гельминтам.

Загрязнение атмосферного воздуха в целом по Тверском области складывается из выбросов вредных веществ от стационарных источников и автомобильного транспорта. В течение года общий выброс составляет более 42,3 тыс. тонн, из них 40 процентов от стационарных источников, 60 процентов от автотранспорта.

В сравнении с физиологическими нормативами питание жителей Тверской области имеет дефицит ценных пищевых продуктов, таких как мясо, молоко, овощи, фрукты, рыбопродукты. Складывается преимущественно углеводистая модель питания. Несбалансированность питания влечет за собой снижение неспецифической резистентности организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

В Тверской области, как и в Российской Федерации, на протяжении ряда лет сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со структурой населения, а именно уменьшением с 80-х годов 20 века удельного веса детей и подростков (в Тверской области -15,3%, в РФ-24,4%) и увеличением доли лиц пожилого возраста, старше 65 лет (в Тверской области -16,5%, в РФ-12,6%). Нарастает естественная убыль населения, так в 1990 г. она составляла (-3,3), в 2002 уже (-14,6). Сохраняются высокие показатели смертности - 22,9 и низкие рождаемости - 8,3, однако следует отметить, что уровень рождаемости несколько выше, чем в 2000 г.(7,2).

Структура основных причин смерти мало отличается от таковой по Российской Федерации. На первом месте болезни системы кровообращения (1367,3), на втором - несчастные случаи, отравления и травмы (329,6) и на третьем - новообразования (219,6) на 100 тысяч населения. В структуре травматизма производственная травма составляет 9%, непроизводственная (бытовая) 91%. В свою очередь в структуре бытовой травмы уличная травма составляет 27,2% , транспортная-1,8%, спортивная-1,1%, прочие- 6,3%. Отмечается рост бытового травматизма за последние годы. В сравнении с 1999 годом бытовая травма увеличилась на 1,9% , производственная травма уменьшилась на 15,9%.

Уровень заболеваемости по болезням кровообращения составил в 2001 г. 20130,4 на 100 тыс. населения, что на 69,9% выше в сравнении с 1991 годом.

Уровень травматизма составил - 8557,1 на 100 тыс. населения, что на 5,9% выше в сравнении с 1991 г.

Злокачественные новообразования остаются в Тверской области одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. Онкологическая заболеваемость в Тверской области, как в целом в России, неуклонно растет и в 2002 г. ее уровень составил 343,6 на 100 тыс. населения. Но за последние 3 года отмечаются положительные тенденции, смертность снизилась на 1,8% и составила 220,5 на 100 тыс. населения.

Показатель младенческой смертности, при среднероссийском уровне 13,3 в Тверской области составляет 14,8, хотя имеет тенденцию к снижению.

Остается высоким уровень психических расстройств, особенно алкогольных психозов.

Серьезной проблемой для общества стали социально-обусловленные болезни - наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем, хотя темпы их распространения замедлились.

Показатель заболеваемости туберкулезом составил в 2002 г. 57,3 на 100 тыс. населения, в то время как доля впервые выявленных в структуре смертности уменьшилась на 9,2%.

В Тверской области выявлено на 01.01.2003 г. 3461 случая ВИЧ-инфекции. 57% заражений связано с инъекционным употреблением наркотиков, 43% - половой путь передачи.

По ряду показателей с 2001 г. произошли положительные изменения: снизилась смертность от новообразований, заболеваемость воздушно-капельной инфекцией, отмечается тенденция к снижению младенческой смертности ( в 2002 - 14,8, 2001-16,4, в 2000- 17,2), в 1,5 раза снизилась смертность от перинатальных причин. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить социальные факторы - экологическую обстановку, хронические стрессы, несбалансированное питание, что во многом зависит от общего уровня санитарно-гигиенической культуры населения способствующему формированию нездорового образа жизни и распространению вредных привычек.

В области все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависит от табака, и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

Распространенность в области только бытового пьянства составляет 20 процентов. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев.