ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 01 ноября 2001 года N 193-ОЗ-2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
Принят постановлением Законодательного Собрания
Тверской области от 1 ноября 2001 г. N 895-П-2
(истек срок применения)
(Изменения:
закон Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо
закон Тверской области от 24.09.2003 г. N 69-зо
закон Тверской области от 18.05.2004 г. N 32-зо
закон Тверской области от 15.12.2004 г. N 75-зо )
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002 - 2004 годы".
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И. о. председателя
Законодательного Собрания
Тверской области А.В.ГРИБОВ
Утверждена
законом Тверской области
от 01.11.2001 г. N 193-ОЗ-2
Одобрена постановлением Губернатора
Тверской области
от 19.09.01 г. N 390
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
г. Тверь 2001 год
ПАСПОРТ областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002 - 2004 г. г."
Наименование Программы | Областная целевая программа "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних на 2002 - 2004 г. г." | ||
Дата принятия решения о разработке Программы | Распоряжение Губернатора Тверской области N 579-р от 08.05.2001 г. | ||
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент образования Тверской области | ||
Второй заказчик Программы | Управление социальной защиты населения Тверской области | ||
Основные разработчики Программы | Департамент образования администрации Тверской области, Управление социальной защиты населения администрации Тверской области, УВД Тверской области, Департамент здравоохранения администрации Тверской области, Департамент Федеральной Государственной службы занятости, Комитет по делам молодежи администрации Тверской области, Комитет по физической культуре и спорту администрации Тверской области | ||
Цели и задачи Программы | - формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе; | ||
Сроки реализации Программы | 2002 - 2004 годы | ||
Перечень основных мероприятий Программы | - мероприятия по предупреждению преступности несовершеннолетних, по защите несовершеннолетних в сферах быта, образования, труда и досуга; | ||
Исполнители основных мероприятий Программы | Департамент образования Тверской области, Управление социальной защиты населения Тверской области, УВД Тверской области, Департамент здравоохранения Тверской области, Департамент Федеральной Государственной службы занятости, Комитет по делам молодежи Тверской области, Комитет по физической культуре и спорту Тверской области, администрации муниципальных образований | ||
Объемы и источники финансирования | Общая стоимость Программы - 9940 тыс. рублей | ||
Источники финансирования | 2002 г., тыс. руб. | 2003 г., тыс. руб. | 2004 г., тыс. руб. |
федеральный бюджет областной бюджет местные бюджеты внебюджетные источники | 2060 | 2060 | 2060 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент образования администрации области в соответствии с установленным Порядком разработки и реализации областных целевых программ, в осуществлении которых участвует Тверская область, утвержденным постановлением Губернатора области от 16.07.99 г. N 605 |
{паспорт в редакции:
закона Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо
закона Тверской области от 18.05.2004 г. N 32-зо
закона Тверской области от 15.12.2004 г. N 75-зо}
Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но особенно в среде подрастающего поколения. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Все это порождает для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- нестабильно количество граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности несовершеннолетних (число детей, отобранных у родителей, лишенных прав по Тверской области в 1997 г. составило 368, а в 1998 г. - 405, 2000 г. - 233);
- растет ранняя алкоголизация подростков и употребление несовершеннолетними ПАВ (из 531 преступлений, совершенных несовершеннолетними за 3 месяца 2000 г. 102 совершены в состоянии алкогольного опьянения; за I квартал 2001 г. на 10,9 % увеличилось количество подростков, привлеченных к административной ответственности за употребление наркотических психотропных веществ;
- в числе участников преступлений каждый третий в возрасте 14 - 15 лет (34,1 %). За I квартал 2001 г. на 150,0 % больше зарегистрировано с участием подростков таких видов преступлений, как незаконное хранение и приобретение оружия.
К традиционно сложившимся формам неблагополучия семей (злоупотребление алкоголем, низкий уровень педагогических, психологических, правовых, и, в частности, криминогенных знаний, стремительный рост числа разводов, распространение внебрачных рождений), добавилась новая - обнищание семьи.
Снижение уровня доходов значительной чести семей в области привело к росту психологической напряженности и конфликтов в семейно - бытовом окружении.
Быстрое материальное расслоение, недоступность цен на товары и услуги для определенной части населения, утрата моральных и нравственных критериев толкает многих подростков на совершение преступлений.
Заметно снизили активность в работе по месту жительства профсоюзные органы.
Несмотря на некоторое снижение количества выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними, количество подростков, принимавших в них участие, почти не снижается. Преступность несовершеннолетних все более приобретает имущественный, групповой и организованный характер.
Основными причинами совершения подростками правонарушений и преступлений является их незанятость, в том числе общественно полезным трудом, сокращение досуговой базы, просчеты в семейном и школьном воспитании, трудности с трудоустройством.
В области уже накоплен опыт работы по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. Возрождают работу молодежные клубы по интересам, сложилась система организации отдыха и занятости подростков в летний период.
Несмотря на принимаемые меры неуклонно растет число детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а из-за отсутствия финансовых средств в областном и местном бюджетах сеть социальных учреждений для несовершеннолетних отстает от реальной потребности; требует улучшения работа по трудоустройству и занятости подростков, организации досуга по месту жительства несовершеннолетних.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации программно - целевым методом.
Программа разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области N 579-р от 08.05.01 г. "О подготовке областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002 - 2004 годы" и основана на Законах РФ "Об образовании" и "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Основной целью предлагаемой областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002 - 2004 годы" является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование правовых, организационных, финансово - экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних;
осуществление мер общей профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей и подростков, их полезной деятельности во внеучебное время;
дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений и преступности несовершеннолетних, укрепление их материально - технической базы;
укрепление служб, осуществляющих реабилитацию детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
апробация новых коррекционно - реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого - педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних, информационное и научно - методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
переподготовка и повышение квалификации специалистов по социальной работе, коррекционно - развивающей педагогике и психологии.
Решение вышеперечисленных проблем по обеспечению профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, которые носят межведомственных характер, возможно только при активной государственной поддержке со стороны законодательной и исполнительной власти области в рамках реализации областной целевой программы "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002 - 2004 годы".
Срок реализации Программы установлен на 2002 - 2004 г. г.
Перечень мероприятий Программы (приложение N N 1, 2) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
Система программных мероприятий заключается в осуществлении мер общей и специальной профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, содействующих реализации способностей и позитивных интересов детей и подростков, их общественно полезной и развивающей деятельности во внеучебное время.
Предполагается расширить сеть учреждений дополнительного образования детей и сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Предусматривается оснащение учреждений по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних необходимым медицинским, бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков.
Предполагается обобщить и распространить опыт моделей и форм жизнеустройства детей, экспериментально апробировать современные технологии и программы социальной адаптации, социально - медицинской и психологической реабилитации различных категорий несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Будут проведены мероприятия по организации переподготовке специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками - правонарушителями.
Большое внимание будет уделено информационной деятельности в ходе реализации Программы.
В выполнении Программы участвуют: Департамент образования администрации Тверской области, Управление социальной защиты населения администрации Тверской области, УВД Тверской области, Департамент ФГСЗН, Департамент здравоохранения администрации Тверской области, Комитет по физической культуре и спорту администрации области, Комитет по делам молодежи администрации области, администрации муниципальных образований.
{раздел 3 в редакции закона Тверской области от 13.05.2003 г. N 36-зо}
Финансирование Программы намечается осуществить за счет консолидации средств на ее реализацию из различных источников: федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств консолидированного бюджета составляет 9940 тыс. рублей, в том числе на:
мероприятия общей и специальной профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних - 930 тыс. рублей;
государственную поддержку учреждений по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних - 8390 тыс. рублей;
научно - методическое и информационно - аналитическое обеспечение профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних - 75 тыс. рублей;
организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой правонарушений и преступности несовершеннолетних - 145 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы из консолидированного бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджетов всех уровней на соответствующий год.
Потребность в финансовых ресурсах в разрезе источников финансирования и по годам реализации Программы представлена в следующей таблице: