ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 года N 187-пп
О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 620-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Тверской области от 29.12.2016 N 434-пп.
____________________________________________________________________
Правительство Тверской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 620-пп "О государственной программе Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы" изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Главного управления по труду и занятости населения Тверской области.
Губернатор области А.В. Шевелев
Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области от 21.05.2013 N 187-пп
"Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области от 18.10.2012 N 620-пп
Государственная программа Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы
г. Тверь 2012
Паспорт государственной программы Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы
Наименование программы | Государственная программа Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы |
Главный администратор программы | Главное управление по труду и занятости населения Тверской области |
Администраторы программы | Министерство строительства Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области |
Срок реализации программы | 2013 - 2018 годы |
Цели программы | Цели программы: |
Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Развитие гибкого рын ка труда" (далее - подпрограмма 1). |
Ожидаемые результаты реализации программы | а) сохранение положительных тенденций на рынке труда за счет минимизации к 2018 году показателей уровня регистрируемой безработицы (до 0,9% экономически активного населения) и коэффициента напряженности на рынке труда (до 0,5 незанятого гражданина в расчете на одну вакансию); |
- по профессиональной ориентации: не менее 46,0% численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы; | |
Объемы и источники финансирования программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм | 1. Общий объем на 2013 - 2018 годы – 3 431 692,6 тыс. руб., в том числе за счет средств: |
б) средства областного бюджета Тверской области - 1 401 763,8 тыс. руб., из них: |
Раздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Подраздел I Общая характеристика состояния рынка труда Тверской области и прогноз его развития
1. Государственная программа Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы (далее – Программа) направлена на развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего в определенной степени преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу.
2. Ситуация на рынке труда Тверской области в 2012 году определялась положительными тенденциями в экономике, ростом промышленного производства. Позитивное воздействие на рынок труда оказывает комплекс мер, реализуемых исполнительными органами государственной власти Тверской области, направленных на предотвращение массовых увольнений работников, трудоустройство граждан, профессиональное обучение безработных граждан в соответствии с потребностями экономики.
3. Растущий спрос на рабочую силу отразился на областном банке вакансий. Число заявленных работодателями в органы службы занятости вакансий составило 82,2 тыс. единиц, что выше, чем в 2011 году. В профессионально-должностной структуре вакансий преобладают рабочие профессии - около 80,0%.
4. Растет экономическая активность населения, увеличивается численность занятых граждан (по итогам обследований населения по проблемам занятости, проводимых территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат) среднегодовая численность занятых в экономике в 2010 году составила 670,4 тыс. человек, в 2011 году - 675,1 тыс. человек, в 2012 году - 686,4 тыс. человек).
5. Сократились масштабы использования режимов неполной занятости, а также объемов массового увольнения работников. Если в начале 2012 года на 48 предприятиях 3,6 тыс. человек работали неполное рабочее время, находились в простое по вине работодателя или в вынужденных отпусках по инициативе администрации, то к концу 2012 года показатель снизился до 3,5 тыс. человек, работающих в режиме неполной занятости на 35 предприятиях.
6. По сравнению с 2011 годом в 1,1 раза сократилось количество организаций, уведомивших органы службы занятости о планируемом сокращении работников. Всего за 2012 год было уволено в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации 5,9 тыс. человек, из них в органы службы занятости Тверской области (далее - органы службы занятости) за содействием в поиске подходящей работы обратилось 3,5 тыс. человек, что на 24,3% меньше, чем в 2011 году.
7. О стабилизации ситуации на рынке труда говорит тот факт, что численность безработных граждан Тверской области снижается. Так, численность безработных граждан по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в 2011 году составила 43,3 тыс. человек, что на 8,1% меньше, чем в 2010 году, а в 2012 году - 36,5 тыс. человек, что на 15,7% меньше, чем в 2011 году.
8. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2011 год составила 9,6 тыс. человек, что на 24,3% меньше, чем в 2010 году. Данная тенденция продолжилась в 2012 году: в среднем за 2012 год численность безработных граждан составила 8,0 тыс. человек, что на 16,2% меньше, чем в 2011 году.
9. Как следствие, фиксируется снижение общей (по методологии МОТ) и регистрируемой безработицы. Уровень общей безработицы (по данным Федеральной службы государственной статистики) в 2012 году составлял 5,0% к численности экономически активного населения (далее - ЭАН), что на 1,0 процентного пункта ниже, чем в 2011 году; уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2013 составил 1,0% ЭАН, что на 0,2 процентного пункта ниже, чем на 01.01.2012.
10. Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 0,9 незанятого гражданина в расчете на одну вакансию в среднем за 2011 год до 0,6 - в 2012 году.
11. Отдельные показатели, характеризующие ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование территории | Уровень регистрируемой | Коэффициент напряженности на рынке труда (число не занятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию), единиц | ||
01.01.2012 | 01.01.2013 | 01.01.2012 | 01.01.2013 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Российская Федерация | 1,7 | 1,4 | 1,2 | 0,9 |
Центральный федеральный округ | 1,1 | 0,8 | 0,8 | 0,6 |
Белгородская область | 1,3 | 1,0 | 1,0 | 0,9 |
Брянская область | 1,5 | 1,3 | 1,5 | 1,2 |
Владимирская область | 1,9 | 1,4 | 1,7 | 1,1 |
Воронежская область | 1,6 | 1,1 | 1,5 | 1,3 |
Ивановская область | 2,3 | 1,5 | 1,6 | 0,7 |
Калужская область | 0,9 | 0,7 | 0,6 | 0,5 |
Костромская область | 1,1 | 0,8 | 1,0 | 0,8 |
Курская область | 1,4 | 1,2 | 2,8 | 1,7 |
Липецкая область | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
Московская область | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,5 |
Орловская область | 1,4 | 1,1 | 1,5 | 0,8 |
Рязанская область | 1,2 | 0,9 | 1,0 | 0,6 |
Смоленская область | 1,4 | 1,1 | 1,7 | 1,1 |
Тамбовская область | 1,2 | 1,0 | 0,7 | 0,9 |
Тверская область | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,8 |
Тульская область | 1,4 | 1,0 | 1,3 | 0,4 |
Ярославская область | 2,1 | 1,7 | 2,2 | 1,2 |
г. Москва | 0,7 | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
Подраздел II Основные проблемы рынка труда
12. Основными проблемами рынка труда Тверской области являются:
а) не в полной мере обеспечена координация качества и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда;
б) нестабильная ситуация на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях Тверской области;
в) отток рабочей силы из тверского региона;
г) низкий уровень мобильности населения внутри тверского региона;
д) ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве;
е) несоответствие качества рабочих мест и условий труда запросам работников;
ж) дефицит рабочей силы в отдельных видах экономической деятельности;
з) несоблюдение в полном объеме нормативов охраны труда отдельными работодателями, наличие случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
13. Сложившаяся ситуация на рынке труда характеризуется значительной дифференциацией муниципальных образований Тверской области по показателям уровня регистрируемой безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
14. Сохраняется значительное количество неэффективных рабочих мест с плохими условиями труда, низкой производительностью труда и низким уровнем заработной платы.
15. Не удалось в полном объеме реализовать меры, направленные на повышение гибкости рынка труда, в том числе по отношению к привлечению и использованию иностранной рабочей силы.
16. Правительством Российской Федерации взят курс на модернизацию экономики и ее дальнейшее развитие. Соответствующие программы модернизации намечены и в Тверской области. Как показывает анализ данных программ, эти процессы будут сопровождаться увеличением спроса на труд, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет трудовых ресурсов тверского региона.
17. Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения в Тверской области, что будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда будет стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, способствовать соответствующему перераспределению рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности.
18. Рынок труда в ближайшей перспективе столкнется с сокращением предложения рабочей силы в связи с продолжающейся тенденцией снижения численности населения трудоспособного возраста, низким притоком молодежи в трудовые ресурсы по сравнению с численностью лиц, выбывающих из трудоспособного возраста.
19. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, снижение численности экономически активного населения, приведет к сокращению предложения трудовых ресурсов.
20. Данная ситуация может быть частично компенсирована ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, мерами по вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих малолетних детей, созданием условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, а также повышением уровня трудовой мобильности населения при оптимизации привлечения иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
Подраздел III Основные направления решения проблем рынка труда
21. Основными направлениями деятельности по решению проблем рынка труда являются:
а) организация профессиональной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, которая позволит обеспечить реализацию инновационных проектов требуемыми профессиональными кадрами;
б) социальная поддержка населения, решение проблем диверсификации экономики и развития занятости населения моногородов;